Кузнецова Галина
Конспект занятия «Всемирный день рек. Реки Ставропольского края»
▼ Скачать + Заказать документы
«Всемирный день рек» (реки Ставропольского края)
Цель: закрепить знания детей о значении воды в жизни растений, животных и человека. О том, что вода-это «дом» для многих растений и животных, о необходимости охраны этих животных и их среды обитания.
Задачи:
- углубить и систематизировать знания детей о реке, ее назначении;
- продолжать знакомить детей с реками родного края.
- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, любознательность.
Публикация «Конспект занятия „Всемирный день рек, Реки Ставропольского края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Реки и озера
- Республика, область, край. Список городов
- Ставропольский край, Ставрополь
- Темочки
- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира;
- воспитывать экологическую культуру.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы поговорим о водном объекте, в котором все любят купаться летом. Отгадайте загадку:
Лентой вьётся на просторе,
А потом впадает в море.
Широка и глубока.
Как зовём её?. (Река)
Верно! Это река. (Показ иллюстрации с изображением реки).
Вода — реки, озера, моря, океаны, величайшее богатство, дарованное человечеству природой, и каждая ее капля — драгоценна, так как жизнь человека, как и всего живого на Земле без воды невозможна. 14 марта – во всем мире отмечают День рек.
Беседа (с использованием карты)
Посмотрите внимательно на карту и скажите: Как по карте можно узнать, где находится река? (ответы детей).
Конечно же, на карте реки, озера, моря изображены голубым или синим цветом. Реки – привольные места земли русской. Голубые магистрали, источники воды, а вода, как известно, — основа жизни на земле.
- У реки свои законы – бежать, извиваясь голубой змейкой, весело журчать, поить и кормить животных. А главное – быть другом и помощником человека.
- Откуда берутся реки? Посмотрите, на карте есть места коричневого цвета с белыми пятнышками. Это - горы со снежными и ледяными вершинами. А снег и лед, как известно, могут таять и становиться водой. Поэтому многие реки начинаются с небольших ручейков на вершинах гор. Чистые, холодные и прозрачные ручейки быстро текут вниз, к подножию горы, то петляя среди камней и высоких горных трав, то споткнувшись об огромные камни, стремительно падают вниз шумными водопадами. Ручейки встречаются, сливаются друг с другом и становятся все полноводнее и полноводнее. Так рождается река. Горные реки текут быстро. Они громко и недовольно шумят, перекатывая огромные камни валуны и мелкие камешки. В горных реках живут рыбы, насекомые, их воду пьют горные козлы, бараны и птицы. А вот равнинные руки - спокойные, про них говорят, что они плавно несут свои воды. Равнинные реки берут начало из родников и озер. Реки впадают в моря и озера.
Ставропольский край славится не только минеральными источниками, но и реками, и озерами. Край расположен в предкавказской зоне, в долинах рек Кума, Калаус, Егорлык. Названия рек происходят из тюркского языка. Рельеф – сложный. Реки края впадают в Каспийское или Азовское море и подразделяются по бассейнам этих двух морей.
Рек и речушек в Ставрополье около двухсот двадцати. Длина большинства рек от 100 до 200 км. В восточной части края реки сильно минерализованы, что объясняется засоленностью почвы. Реки существуют за счёт таяния снегов и выпадения осадков. Нужно обратить внимание на экологию маленьких речек. Эти реки нуждаются в очистке.
Самые длинные реки Ставрополья
Кума
Исток реки Кумы находится на скалистых хребтах Карачаево-Черкесской республики. Это – своенравная, мутная, горная река с бурным течением, множеством водоворотов. Кума несёт воды свои в глинистых берегах высотой до 50 м. Попадаются в долине реки сероводородные минеральные источники. Питание реки осуществляется за счет подземных вод и осадков. В реке водятся сом и другая рыба. Не каждый год Кума добегает до Каспийского моря. В засушливый год она пересыхает раньше. Реку используют для орошения Кумской долины.
Егорлык
Исток реки на горе Стрижамент. Здесь множество родников соединяется в ручьи, которые образуют реку. Вода речки изначально мутная и горько-солёная. Правый склон реки – более высокий. Многоводность реки Егорлык значительно увеличилась после постройки Невинномысского канала в середине XX века. В настоящее время Егорлык – это часть Кубань-Егорлыкской оросительной системы.
Длина реки – 448 км, в Ставрополье – 284 км
Калаус
Берет начало на горе Брык. Недалеко находятся майкопские глины. По этой причине вода мутная, солёная, для питья не пригодна. Речка подпитывается за счёт таяния снега, от родников и дождя. Берега Калауса крутые, обрывистые достигают высоты 15 м. Калаус – впадает в Западный Маныч слева и относится к бассейну Азовского моря.
Длина реки – 436 км
Маныч
Река берёт начало в Калмыкии при слиянии рек Калаус и Восточный Маныч. Впадает в реку Дон недалеко от деревни Манычская. Вода Маныча имеет высокую степень минерализации. Надводная растительность в такой воде развиваться не может. Минерализация воды снизилась после подачи воды из реки Кубань в 1948 году. Питание реки происходит, в основном, за счёт таяния снегов. Реку используют для полива полей. Развито судоходство и рыбалка.
Длина реки – 420 км, в Ставрополье – 115 км.
Кура
Кура ответвляется от реки Малки. Речка – неглубокая. Вблизи реки Куры находится урочище Глубокое – излюбленное место отдыха местного населения. Биологи исследовали эту местность четыре полевых сезона. Найдены десять видов исчезающих растений. На небольшом участке Кура является границей между Ставропольским краем и Кабардино-Балкарией. Устье реки теряется в песках Ногайской степи.
Длина реки – 198 км
Ребята, давайте изобразим, как рождается речка. (Положить перед детьми широкую и длинную полоску голубой ткани.) На земле много разных рек - они большие и маленькие, и все куда-то бегут. Большая речка образуется из множества маленьких речек и ручьев. Хотите сделать свою большую речку? Вот эта полоска ткани - главная река, широкая, длинная. А какие ручейки? (Узкие, коротки.) расположите ручейки так, чтобы справа было 2 ручейка, а слева - 3.
- А сейчас давайте поиграем.
Физкультминутка «Как приятно в речке плавать!»
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Сказка «Жила-была река»
А сейчас я предлагаю вам послушать сказку.
Жила-была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но была вкусной и прозрачной. Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь стояли огромные дома, в которых жили люди. Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась. Её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки. На её берегах загорали люди. Шли годы. Люди привыкли к реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах они построили завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки. Потемнела река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, какая красивая река!» никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. Однажды по реке прошёл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела река. «Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, и я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители, очистили свой дом от грязи, вылечили речку. И побежала она в край своего детства, туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость. А жители города на следующий день обнаружили, что остались они одни, без реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Остановилась жизнь в городе. Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: «Я знаю, почему от нас ушла речка. Когда я был маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого. Мы обидели речку и должны попросить у неё прощения». Отправились самые сильные и выносливые горожане искать речку. Долго они её искали и нашли, но не стазу её узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали заботиться о ней. Речка была добрая и не помнила зла. Вернулась река в город и стала помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки заводов, и даже вызвали специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием реки. С тех пор в этом городе люди и река живут дружно. А день возвращения реки отмечают как самый главный праздник.
Воспитатель: Человек не может жить без городов, заводов, полей, но нужно все делать так, чтобы природа при этом не страдала. Важно бережно относится к природе, помогать сохранять чистоту рек. И, главное, что красота и чистота каждой маленькой и большой речушки зависит от каждого из нас.
Вопросы для детей:
Для кого нужна река?
Кто водится в реке?
Кто? Что? Загрязняет реку?
Почему нельзя загрязнять реку?
Как нужно беречь природу?