Елена Идрисова
22 марта — День воды. Конспект открытого интегрированного занятия «С голубого ручейка…» на тему «Реки Ставропольского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад №6 комбинированного вида «Здоровье»
Конспект открытого интегрированного занятия с элементами опытно-экспериментальной деятельности и использованием ИКТ в подготовительной группе «Ромашка»
по теме «С голубого ручейка…»
Подготовила и провела.
Идрисова Е. В.
г. Ставрополь
2022
Публикация «22 марта — День воды, Конспект открытого интегрированного занятия „С голубого ручейка…“ на тему „Реки Ставропольского края“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- День воды, 22 марта
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Реки и озера
- Республика, область, край. Список городов
- Ставропольский край, Ставрополь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
-образовательные области «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие»/,«Художетвнно-эстетичское развитие»
Тема: «С голубого ручейка начинается река…»
Воспитатель Идрисова Елена Викторовна
Цель: совершенствование знаний детей о водоёмах и реках Ставрополья. Формирование безопасного поведения на воде и бережного отношения к водным ресурсам.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить и расширить знания детей о реках, ручьях, родниках родного края;
- формировать представление о водоемах, как об источниках пресной воды.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к природе, смекалку и сообразительность;
-активизировать внимание и наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам;
- воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасного поведения на воде.
Предварительная работа:
Просмотр мультфильма «Беги, ручеек!», рассматривание энциклопедий о воде, чтение худ литературы. заучивание физкультминутки «Речка», беседа о водоемах, подвижные игры «Ручеёк», «Море волнуется», дидактические игры по теме, разучивание песни «Солнечная капель», танца «Виноватая тучка»
Материал для занятия :
Мльтимдийный экран, презентация, ноутбук, флешка с записью музыки.
Ход:
Дети заходят в зал под спокойную музыку. Их встречает воспитатель в образе Царицы –Водицы.
Царица –Водица (воспитатель) Здравствуйте, мои друзья, всех вас рада видеть я!Предлагаю поприветствовать друг друга.
Дети стоят в кругу.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Здравствуйте,реки,озера,моря,
Здравствуй,большая наша семья!
Дети сразу поют песню"Солнечная капель".
Вдруг раздаются негромкие звуки музыки похожие на шум воды (аудиозапись).
Воспитатель: Дети, слышите? Что это? (подходят к воспитателю).
Воспитатель: На что похожи эти звуки? (ответы)
Воспитатель: Правильно, мы слышим звуки, которые издает вода. Значит где - то поблизости водоем. Скажите, какие водоемы вы знаете? (ответы).
Дети: Пресные и соленые
Воспитатель: Молодцы! А сейчас отгадайте загадку.
Златазагадывает:
Она бежит, искрится,
На солнце серебрится,
Огибает берега
Полноводная. (река).
Воспитатель: Верно. Давайте присядем на стулья и побеседуем о реках. Река - это постоянный водный поток больших размеров с течением от истока до устья.
Наш Ставропольский край богат водными ресурсами. На территории Ставроолья раскинулось множество больших и малых рек. Все они являются пресноводными и пригодны для рыбалки. Все реки, и большие, и маленькие имеют огромное значение. Их необходимо оберегать. Реки являются богатством и украшением России.
Воспитатель: Дети, вы знаете, какие реки протекают в нашем крае (ответы)
Воспитатель: Правильно. По территории нашего края протекает много рек. Но самыми крупными считаются такие реки:как КубаньКума,Егорлык,Терек,Калаус,Западный и Восточный Маныч. А также очень широко известно Сенгилеевское озеро.
Воспитатель: Кто знает, какие бывают реки? (ответы детей)
Дети:узкие,широкие,прямые и извилистые,горные,равнинные.
Воспитатель: Рек на свете много: полноводные, равнинные, горные.
Полноводные с плавным, медленным течением. Такие реки текут среди полей, равнин и пологих холмов. В нашем крае есть такая река ЕгорлыкДавайте послушаем, что о ней расскажет Даниил.
ДАНИИЛ: Река Егорлык находится в Ставропольском крае. Также протекает в Ростовской области и Калмыкии. Считается левосторонним притоком реки Маныч, начинается на Ставропольской возвышенности. Действуют 3 гидроэлектростанции. Представляет собой обычную степную реку с малым уклоном и небольшим по скорости течением, направляясь с юга на север. Слайд. 2, 3
Воспитатель: Одной из крупных рек Ставрополья является Кубань. Послушаем, что расскажет о ней нам Юра. Слайд4,5
ЮРА: Кубань – самая большая по протяженности река на юге России. Она берет начало в месте слияния двух горных рек у подножья горы Эльбрус. От этого река относится к горным рекам.
Кубань заканчивала свой путь в Черном море, но после вмешательства местных жителей изменила свое русло и стала впадать в Азовское море.
Речная вода используется местными жителями для бытовых нужд.
Рыбалка на Кубани – это возможность для рыбаков похвастаться уловом. И дело не только в количестве пойманной рыбы. Опытному рыбаку может попасться ценный экземпляр, ведь в бассейне реки водится более сотни уникальных видов рыб.
Воспитатель: Спасибо за ваши интересные сообщения. Мы продолжаем беседовать о реках.
Равнинные реки бывают могучие, широкие. Встречаются реки поменьше, их называют притоками. Они обычно впадают в крупные реки. Но встречаются бурные горные реки.
Вадим нам сейчас расскажет про реку Кума
Вадим Ш.
Река Кума берёт начало на северном склоне Скалистого хребта, на востоке Карачаево-Черкесии. до Минеральных Вод Кума — буйная горная река. С выходом на равнину приобретает спокойный характер. При выходе на Питают реку главным образом атмосферные осадки.
Имеется множество бесценных разновидностей рыб. Близлежащую к этим местам территорию занимают луга, на которых живут водоплавающие и околоводные птицы, занесенные в Красную книгу. Слайд 6,7,8
Воспитатель: А давайте поиграем в игру «Какие бывают реки».
Воспитатель: Вставайте в круг. Я называю слово, а вы говорите противоположное по значению. Слайд 9
Равнинные – горные.
Тихие – быстрые.
Широкие – узкие.
Прозрачные – мутные.
Короткие – длинные.
Глубокие – мелкие.
Спокойные – бурные.
Воспитатель: Задумывались ли вы, как возникает река? (ответы).
Вот, послушайте. У каждой реки есть начало - исток. Это может быть небольшой родничок, бьющий из-под земли, или светлый ручеек, пробирающийся среди болотных кочек. Есть у реки русло. Русло - путь, который выбрала себе река. Реки текут под уклон, часто путь их извилист, потому что они огибают горы, холмы, небольшие возвышенности.
В конце пути река добегает до моря и впадает в него. Место впадения реки в море называется устьем.
Воспитатель: Итак, у всех рек есть исток - начало реки, русло - путь, по которому она течет, и устье - место, где река впадает в море.
Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на берегу речки? (Звуки реки)
Воспитатель: Какие картинки вы увидели? (ответы).
Воспитатель: А что вы услышали? Что почувствовали? (ответы).
Физкультминутка «Речка» : Слайд 10
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1, 2, 3, 4,
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это - брасс.
Одной, другой, это - кроль.
Все как один плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Воспитатель: Молодцы! Давайте послушаем Алину
Алина читает стих:
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит.
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит
Воспитатель: О чем это стихотворение (ответы).
Воспитатель: Правильно. Родник – это вода, которая выходит из-под земли. Вода в роднике чистая, холодная, вкусная, полезная.
На территории города Ставрополя и Ставропольского края имеется много родников. В нашем степном крае родники несут живительную силу. Вокруг них возникает оазис растительности, обитают разнообразные животные, птицы, насекомые.
Для сохранения природного разнообразия необходимо оберегать родники от разорения и пересыхания, а также проводить работу по их сохранению.
В Ставропольском крае существует программа охраны родников и в настоящее время многие родники относятся к памятникам природы. Среди них такой известный мемориал – «Холодные родники», который находится рядом с площадью 200-летияСлайд11,12,13Богдан нам сейчас расскажет свое сообщение
Богдан С. Мемориал «Холодный родник» — одно из трагических мест Ставрополя, находится недалеко от одноименного родника в западной части города, на опушке Таманской Лесной Дачи.
Мемориальный комплекс «Холодный родник» открыт в 1975 году в память о жителях города Ставрополя, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн
А Лера нам расскажет еще об одном замечательном месте Ставропольского края, это Сенгилеевское озеро. Слайд 14, 15
ЛЕРА: Сенгилеевское водохранилище — расположено в 18 км от города Ставрополя,
Максимальная глубина — 32 м,
Рыбная ловля на водоёме запрещена.
Сенгилеевское водохранилище входит в состав Егорлыкского водного канала, который обеспечивает орошение засушливых районов Ставропольского края
Воспитатель: Отгадайте еще загадку.
МИРОНзагадывает:
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк)
Воспитатель: Что это? (ответы).
Воспитатель: Правильно. Ручей - небольшой постоянный или временный водоток. Ручьи образуются от стока дождевых, талых вод или при выходе на поверхность подземных вод. В нашем крае очень много ручьёв, которые сливаются и образуют реки. Ручьи, как и другие водоёмы нужно оберегать, не засорять, так как они являются источниками питьевой воды. Слайд 16,17
Ребята,как известно гости принято ходить с подарками,я вижу,что с вами пришли мои знакомые капельки-дождинки,наверное, что-то для меня приготовили?
Дети-Да! Танец!
Танец «Виноватая Тучка»
Воспитатель: а сейчас я вас,ребята, приглашаю в свою маленькую лабораторию
ОПЫТ1
Возьмем 3 стакана с водой. В 1 положим кусочек сахара, во 2 ложку соли, в 3 нальем лимонного сока.
Воспитатель:Дети, скажите какой вкус получится у воды в 1, во 2,в 3 стакане?
Ответы детей.
ВЫВОД: вода не имеет вкуса
ОПЫТ 2
В 1 стакан нальем воды, во 2 молоко.
Воспитатель: Ребята, посмотрите,я поднесу картинку к стакану воды. Вы видите,что на ней изображено?
Дети: Да! (Цветок)
Воспитатель: А теперь я поднесу картинку к стакану с молоком. Видно изображение?
Дети: Нет!
ВЫВОД : вода не имеет цвета
ОПЫТ 3
В 1 стакан нальем яблочный сок, во 2 воду,в 3 кофе.
Предлагается детям ощутить запах.
ВЫВОД: Вода не имеет запаха.
Спасибо вам,дорогие друзья за то,что посетили мои водные просторы.
Все вы летом отдыхали: кто на даче, кто в деревне, и конечно же купались в речке, в озере. А вы знаете, правила поведения на воде? (ответы).
Воспитатель: Все дети должны помнить правила. И на память о нашей сегодняшней встрече я вам дарю памятки о правилах поведения на воде.
Памятка безопасности при купании в водоемах:
- купаться только в специально отведенных местах;
- не подплывать к близко идущим судам, лодкам и не допускать шалостей на воде;
- не подавать ложных сигналов тревоги, не плавать на надувных матрацах;
- не нырять в воду в незнакомых местах, с лодок, крутых берегов, причалов;
- не купаться в воде при температуре ниже +18°С;
- не бросать в воду банки, стекло и другие предметы, опасные для купающихся;
- купаться только в присутствии старших.
- не нырять с высоты, не зная глубины и рельефа дна.
Рефлексия.
Воспитатель: Что нового вы узнали, дети? Что больше всего вас заинтересовало… Почему?. (вместе с детьми делаем выводы).
Самоанализ открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе
Тема: «С голубого ручейка…»
Открытое занятие проводилось с детьми подготовительной группы, в возрасте 6-7лет в количестве 15 человек.
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.
Задачи:
• развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;
• закрепить и обобщить знание детей о водных ресурсах и реках Ставропольского края;
• воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;
• воспитывать бережное отношение к воде и водным ресурсам;
• создавать положительный эмоциональный фон.
Словарная работа: Ручей, родник, река, водохранилище, озеро исток, русло, устье,
Предварительная работа:разучивание стихов, заучивание текстов сообщений о реках Ставрополья, песни «Солнечная капель», танца «Виноватая тучка». Игры «Ручеек», «Море волнуется»
Материалы и оборудование: Стаканы с водой, кофе, молоком, компотом, сахар,соль, картинки из дидактической игры, аудиозапись «Звуки воды», муз. воспроизведение фонограммы «Солнечная капель», песни «Виноватая тучка», «От улыбки», презентация «Реки Ставропольского края», памятки.
Занятие проводилось в музыкальном зале. Детей встретила воспитатель в образе Царицы-Водицы с приветствием «Доброе утро». В ответ ребята исполнили песню «Солнечная капель»
Ребенком была сообщена тема занятия в виде загадки
Структура занятия соответствовала поставленным задачам.
Части занятия располагались в логической последовательности и были взаимосвязаны между собой.
Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный.
При планировании открытого занятия учитывались возрастные особенности детей. Наглядный материал был подобран с учетом содержания занятия. Дети отвечали на вопросы воспитателя, самостоятельно называли разновидности рек и водоемов, отвечали на вопросы, старались давать полный ответ, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассказывали сообщения по заданной теме города. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в занятии.
Все элементы открытого занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям.
Во время открытого занятия применялись следующие методы работы:
-игровые,
-словесные,
-наглядные,
-путешествие по Ознакомлению с реками Ставрополья,
- сюрпризный момент подарки- памятки (о правилах поведения на воде) от Царицы-Водицы,
-беседа, вопросы, дополнения, художественное слово, поощряющая оценка.
Для снятия общего переутомления были проведены игра «Какие бывают реки?» и физкультминутка «Речка».
Индивидуальная работа проявлялась в проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в заучивании текстов о водных ресурсах Ставропольского края, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.
Выбранная мной форма организации занятия с элементами опытно-экспериментальной деятельностидля детей была достаточно интересной т. к., мне удавалось удерживать внимание детей, потому что дети не знали и не представляли в какой форме будет проходить наше занятие. Обогатить словарный запас детей не удалось в полной мере. Удалось развивать слуховое восприятие звуков природы и представление воображаемой картины природы. Хорошо была организована работа с музыкальным руководителем.
Дети пришли в гости к Царице-Водице не с пустыми руками, а с танцем.
Зрительного восприятия и наглядности было много, так как использовались ИКТ и проводились опыты с водой. Царица-Водица пригласила ребят в мини лабораторию, где дети узнали и сделали выводы о том, что вода не имеет вкуса, цвета и запаха.
Я считаю, что часть поставленных задач была выполнена хорошо, над некоторыми нужно еще поработать. В целом поставленные задачи были выполнены.