Татьяна Панина
Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ЗПР «Возвращение перелетных птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
«ВОЗВРАЩЕНИЕ ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦ»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной коррекционной группе для детей с задержкой психического развития
ЦЕЛЬ: «Уточнение первоначальных представлений о мире диких птиц на материале лексической темы “Возвращение перелетных птиц”»
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
• Уточнение знаний об основных признаках весны.
• Расширение знаний детей о перелетные птицах.
Коррекционные:
• Стимуляция речевой и познавательной активности.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ЗПР „Возвращение перелетных птиц“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
• Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.
• Совершенствование грамматического строя (усвоение категории род. п. ед. числа и мн. числа, связной речи.
• Развитие мыслительных процессов (обобщение, анализ, синтез, умозаключение).
• Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти.
• Развитие произвольного внимания.
Воспитательные:
• Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
• Формирование умения действовать в соответствии с инструкцией взрослого.
• Закрепление навыков произвольного поведения на занятии.
НОД:
1. Организационный момент.
- Ребята, отгадайте загадку:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там,
Ручьи шумят как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает,
Как это время называют? (ВЕСНА)
- Скажите, ребята вы любите Весну? Какие вы знаете признаки Весны, назовите. Много дел у Весны, поэтому к нам она никак не дойдет. Давайте скажем, какое оно, весеннее солнышко? (Теплое, ласковое, нежное, яркое, приятное, веселое, лучистое и т. п.)
Артикуляционная гимнастика.
- Давайте разбудим сосульки, чтобы они быстрее закапали. На сосульках расположены фото упражнений для язычка. Дети выполняют их, и сосулька капает и превращается в лужу.
2. Основная часть
- Ребята, вы слышите, как будто птичка клювом в окно постучала, она письмо принесла.
Голубь бросил к нам в оконце от кого-то письмецо.
Видно он заторопился, очень быстро удалился,
Почты много набралось, он не всю её разнёс.
Я ж письмо вам прочитаю, от кого оно узнаю.
- Это письмо от Лебедя: «Ребята вы правильно вспомнили сказку Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок». Я вырос на птичьем дворе вместе с домашними птицами и все про них знаю. Я встретил стаи перелетных диких птиц, оказывается, я ничего о них не знаю, помогите мне расскажите о них. Лебедь прислал фотографии этих птиц.
- Ребята, поможем лебедю? Давайте вспомним диких перелетных птиц и поиграем в игру.
Игра: «Не сорока, не ворона и не чайка» (дети стоят в кругу)
Педагог говорит слова: Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка, и показывает каждому ребенку картинку с изображением птицы :
(кукушка, ласточка, скворец, соловей, грач, цапля, журавль, аист)
Беседа по картинкам.
- Кто это? Как можно сказать, одним словом? Грач, кукушка, жаворонок, скворец – это… (Птицы.)
- Почему вы считаете, что и грач, и ласточка, и цапля, и журавль - птицы? (Есть два крыла, две ноги, перья.)
- Почему этих птиц нельзя было увидеть зимой? (Они улетали на юг/в теплые края.)
- Как принято называть птиц, которые на зиму улетают в теплые края, а весной прилетают снова? (Перелетные птицы.)
- Как тогда назвать птиц, которые никуда не улетают и остаются зимовать? (Зимующие).
Физкультминутка «Птички»
Ребята, а вы сами хотели бы стать птичками? Для этого вам нужно найти волшебные шапочки, одеть их и произнести волшебные слова. Вот так, повернись! (вращаются вокруг себя). Быстро в птичек превратись. Назовите, в какую птичку вы превратились?
Птички прыгают, летают, Дети прыгают, «летают»
Птички песенки поют, «Поют чик-чирик»,
Птички крошки собирают, «Собирают»,
Птички зернышки клюют. «Клюют»
Перышки почистили. «Чистят».
Клювики почистили. «Чистят».
Дальше полетели «Улетают»,
И на место сели. «Садятся»
- Молодцы!
- Давайте с вами поиграем в игру «Четвертый – лишний».
Дети выделяют птицу, которая «заблудилась».
3 перелетные птицы – 1 животное, например: грач, кукушка, ласточка и волк.
3 зимующие птицы – 1 насекомое, например: воробей, ворона, голубь, оса.
3 перелетные птицы – 1 зимующая, например: жаворонок, цапля, скворец и ворона
3 зимующие птицы – 1 перелетная, например: ворона, голубь, воробей, журавль.
- Жили-были мамы-птички, весной они свили гнёздышки и вывели своих птенцов. Один раз мамы-птички улетели добывать птенчикам еду, а птенчикам стало скучно сидеть в гнёздах, выпорхнули они на веточку и стали играть. А когда наигрались, оказалось, что они забыли, кто в каком гнёздышке живёт. Давайте поможем птенчикам найти свое гнёздышко.
Дидактическая игра «Помоги птенчикам найти своё гнёздышко»
- Грач (гнездо). Чье гнездо? (Грачиное.)
- Аист (гнездо). Чье гнездо? (Аистиное)
- Журавль (гнездо в траве около болота) Чье гнездо? (Журавлиное) - Скворец (скворечник) Где свил скворец свое гнездо? (Скворец построил свое гнездо в скворечнике.) - Ласточка (гнездо). Где строит ласточка свое гнездо? (Ласточка строит гнездо над окнами (под крышей) дома) - Соловей (гнездо). Где строит соловей свое гнездо? (Соловей строит свое гнездо в траве).
- Какая перелетная птица не строит гнезда и не высиживает яиц? (Кукушка)
- А где она откладывает яйца и выводит птенцов? (Кукушка откладывает яйца в чужие гнезда и не высиживает птенцов).
- Давайте, назовем птенчиков перелётных птиц
Игровое упражнение "У кого кто?” (игра с мячом)
- У грача – грачонок - грачата.
- У утки – утёнок - утята
- У лебедя – лебедёнок - лебедята
- У соловья – соловьёнок - соловьята
- У журавля – журавленок - журавлята
- У скворца – скворчонок - скворчата
- У кукушки – кукушонок - кукушата
- У аиста – аистёнок - аистята
- У скворца – скворчонок - скворчата.
- Ребята, а как разговаривают птицы, давайте Лебедю расскажем.
Игра «Кто как разговаривает»
Журавль – курлы- курлы (курлычет, ласточка – чиф-чиф (щебечет, грач – кра-кра (кричит, соловей – свистит, щелкает (поет, кукушка – ку-ку (кукует, утка –кря-кря (крякает).
- Лебедь очень рад, что у него так много появилось друзей.
Игра «Один – много»
он грач – они грачи - много грачей
он стриж – они … - много …
он аист – они … - много …
он скворец – они … - много …
он журавль – они … - много …
он соловей – они … - много …
она ласточка – они … - много …
она кукушка – они … - много …
3. Итог:
- Молодцы! Вы много рассказали Лебедю о диких перелетных птицах. А как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека? (Приносят пользу). Птицы радуют нас своим щебетанием и людям веселее, радостнее жить.
- А что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? (Произойдёт экологическая беда.) Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить по земле семена ягод, растений. Мы никогда не услышим их чудных песен и т. д.
- Спасибо вам, наши верные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.
- Ребята, мне понравилось, как вы внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!