Папки-передвижки

Консультация «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

Ольга Степанюгина
Консультация «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Возрастные особенности – это качественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека.

Возраст от 5 до 7 лет – это старший дошкольный возраст. Он являет-ся очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабаты-ваются все моменты становления «Я» позиции.

Публикация «Консультация „Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно – волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок пяти лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психи-ческого развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные из-менения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологи-ческих функций и заканчивая возникновением сложных личностных но-вообразований.

В старшем дошкольном возрасте, в сфере ощущений отмечается су-щественное снижение порогов всех видов чувствительности. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – общеприня-тым представлениям об основных видах каждого свойства. К шестилетне-му возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отноше-нию к социальным объектам.

В старшем дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший до-школьник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания – к 6-7 годам уже достаточно велики.

В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством организации внимания». Речь дает возможность заранее, словесно выде-лить значимые для определенной задачи предметы, организовать внима-ние, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на сущест-венные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.

Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе раз-вития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроиз-вольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представ-ляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксированного материала во многом определяется эмоциональ-ным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроиз-вольного запоминания у детей 6-7 лет несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. В старшем дошкольном возрасте ре-бенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через доста-точно длительный срок.

Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запомина-ния можно отметить у детей в возрасте 4-5 лет, однако значительного раз-вития оно достигает к 6-7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить не-обходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важ-ной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запомина-ние определенного материала.

Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает ис-пользовать различные приемы, специально предназначенные для повыше-ния эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает сущест-венные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее про-дуктивной, хотя в целом она сохраняет господствующее положение.

Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм памя-ти отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с во-ображаемыми предметами.

Формирование воображения находится в непосредственной зависи-мости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее усвоению, служит вместе с мышлением средством познания действи-тельности.

Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам дос-тигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда хорошие, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного рас-положения.

Развитие представлений во многом характеризует процесс формиро-вания мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать пред-ставлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно по-вышается к шести годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование новых способов умственных действий в значи-тельной степени опирается на основание определенных действий с внеш-ними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.

Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памя-ти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция по-ведения. Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой (в том числе и вооб-ражаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в те-чение довольно длительного времени.

При выполнении волевых действий значительное место продолжает занимать подражание, хотя оно становится произвольно управляемым. Вместе с тем, все больше значение приобретает словесная инструкция взрослого, побуждая ребенка к определенным действиям. У старшего до-школьника отчетливо выступает этап предварительной ориентировки.

В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ре-бенка: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению старшего дошкольника. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ре-бенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возни-кающие желания. В этом возрасте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий взрос-лыми.

Необходимо отметить, что к моменту достижения старшего дошко-льного возраста происходит интенсивное развитие познавательной моти-вации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации. Суще-ственные изменения претерпевает и мотивация к установлению положи-тельного отношения окружающих. Выполнение определенных правил и в более младшем возрасте служило для ребенка средством получения одоб-рения взрослого. Однако в старшем дошкольном возрасте это становится осознанным, а определяющий его мотив – «вписанным» в общую иерар-хию. Важная роль в этом процессе принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального от-ношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реак-ции. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при оп-ределенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.

Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, на-чинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступ-ков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. Дети 6-летнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих людей.

Наиболее яркой характеристикой старшего дошкольника является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя происходит в связи с развитием связной речи.

Для детей этого возраста становится нормой правильное произно-шение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Ребё нок шестого года жизни свободно использует средства интона-ционной выразительности: может читать стихи грустно, весело или тор-жественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зави-симости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

Таким образом, у дошкольника нарастает сознательное отношение к речи. Она становится произвольным самостоятельным процессом. Ребенку важно передать в речи содержание, чтобы его точно понял собеседник. Выделяется особая речевая деятельность в виде бесед, слушаний, рассуждений, составления рассказов и сказок. Она имеет свои мотивы и цели и развивается только в процессе специально организованного обучения, когда взрослый предъявляет к речи ребенка определенные требования (самостоятельно, выразительно передать содержание, поддержать непринужденную беседу ответить на вопросы и так далее) и учит его, как их следует выполнять. Речь превращается в умственную интеллектуальную деятельность.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Возрастные особенности и новообразования старшего дошкольного детства» Возрастные особенности и новообразования старшего дошкольного детства Рост и развитие ребёнка протекает неравномерно. Процесс идёт то быстрее,.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей дошкольного возраста» Возрастные особенности детей дошкольного возраста. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития.

Консультация «Психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста 2–7 лет» Консультация. Психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста (2-7 лет). 2-3 года: В этом возрасте ребенку важно:.

Протокол родительского собрания по теме «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Протокол № 1 родительского собрания в старшей группе Тема: «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Организация.

Родительский клуб в старшей группе «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Цель: Познакомить родителей с возрастными особенностями развития детей 5-6 лет. Задачи: 1. Формирование у родителей практических умений.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Возрастные особенности детей.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Возрастные особенности детей 5-6 лет В этом возрасте ваш ребенок: Математика Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь: 1. может определять.

Родительское собрание «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Конспект родительского собрания в группе «Солнышко» (дети 5-7 лет). Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста Основное начало развития мышления у детей дошкольного возраста относят.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – очень важный этап в жизни человека. Особенности развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 марта 2019 в 09:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Степанюгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД