Ольга Валентиновна Косенкова
Конспект совместной деятельности педагога с детьми по познавательному развитию для старшего возраста «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 143 Невского района
г. Санкт – Петербурга
Конспект совместной деятельности педагога с детьми
по познавательному развитию детей старшего возраста
на тему: «Воздух и его свойства»
Публикация «Конспект совместной деятельности педагога с детьми по познавательному развитию для старшего возраста „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель вкк
Косенкова Ольга Валентиновна
Санкт – Петербург
2020
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы (воздух).
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие :
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
- развивать умение делать выводы и умозаключения.
- развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
- развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.
- формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Материалы и оборудование:
оборудование: магнитная доска, маркер;
демонстрационный материал: 2 письма, шкатулка, ребус, пиктограммы, кубики, кирпич, таз с водой, мяч, энциклопедия опытов;
раздаточный материал: полиэтиленовые пакеты, соломинки, одноразовые пластиковые прозрачные стаканы с водой, контейнеры с водой, капсулы из под киндер-сюрпризов, губки для мытья посуды, бумажные салфетки, воздушные шары, свистки, по 2 кружка из бумаги красного и зелёного цвета на каждого ребёнка.
Дети входят в группу.
Воспитатель: «Ребята, сегодня Знайка прислал мне письмо и вот эту шкатулку. Вам интересно, что в этой шкатулке?».
Дети: «Да!».
Воспитатель: «Давайте откроем!».
Воспитатель открывает шкатулку. Она пустая.
Воспитатель: «Странно, зачем Знайка прислал мне пустую шкатулку. Неужели, он по дороге потерял то, что там лежало? Давайте прочитаем письмо. Может быть там что-то написано про шкатулку?».
Воспитатель открывает письмо и начинает читать: «Здравствуйте, Ольга Валентиновна и ребята. Я приглашаю вас к себе в лабораторию».
Воспитатель: «Ой, ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?».
Ответы детей.
Воспитатель: «Молодцы! Но давайте дочитаем письмо от Знайки! Чтобы попасть в мою лабораторию нужно отгадать то, что лежит в шкатулке, а для этого надо отгадать ребус.
Дети: «Воздух».
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы отгадали ребус, можно отправляться в путь».
Воспитатель с детьми перемещаются в часть группы, где оборудована «лаборатория».
Воспитатель: «Ребята, вот мы и в лаборатории! Но где же Знайка? Вот какое-то письмо лежит. Ребята, мне очень жаль, но меня вызвал профессор Граматеев. Но вы уже большие дети и вместе с воспитателем сможете провести опыты с тем веществом, которое лежало в шкатулке. Как проводить эти опыты я написал в этом письме. Но, прежде всего, хочу напомнить вам правила поведения в лаборатории:
1. Передвигаться по лаборатории можно только шагом!
2. Трогать то, что есть в лаборатории можно только с разрешения взрослого!
3. Разговаривать и задавать вопросы можно только тихим голосом.
4. Если хочется что-то спросить или наоборот ответить, подними руку!
Теперь можно приступать к опытам! Надеюсь, вам понравится в моей лаборатории. До свидания, ваш друг Знайка. Ребята, что лежит в шкатулке? С чем мы сегодня будем проводить опыты?
Дети: «Воздух».
Воспитатель: «Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?».
Дети: «Нет, не видим».
Воспитатель: «Раз мы его не видим, значит воздух какой?».
Дети: «Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый».
Воспитатель: «Вот мы с вами и установили первое свойство воздуха. Он невидимый!».
Воспитатель прикрепляет на доску пиктограмму «Перечёркнутый глаз».
Воспитатель: «Ребята, воздух невидим, может его и вовсе нет? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?».
Ответы детей.
Опыт 1. «Поймай воздух».
Воспитатель: «Смотрите, у меня в руках полиэтиленовый пакет. Что в нём?».
Дети: «Пакет пустой».
Воспитатель: «Посмотрите, теперь я в него положу кубики. Что стало с пакетом?».
Дети: «Пакет стал толстым».
Воспитатель: «Теперь я выну из пакета кубики и сделаю вот так. Воспитатель «набирает» воздух в пакет. А теперь что стало с пакетом?».
Дети: «Он снова стал толстым».
Воспитатель: «Если пакет снова стал толстым, значит в нём всё-таки что-то есть?».
Дети: «В нём воздух!».
Воспитатель: «Правильно, молодцы! Я поймала воздух в пакет! Воздух занял всё место в пакете! Принял форму пакета. Попробуйте теперь и вы поймать воздух. Перед вами на столе лежат полиэтиленовые пакеты. Возьмите их и поймайте воздух.
Дети ловят воздух и закручивают низ пакета.
Воспитатель: «Молодцы! А теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: «В нём нет воздуха, он весь вышел.»
Воспитатель: «Какой мы можем сделать вывод? Как можно увидеть воздух?».
Дети: «Воздух прозрачный, невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку».
Воспитатель: «Молодцы! Вы не только научились ловить воздух, но и установили ещё одно свойство воздуха. У него нет своей формы, он принимает форму того предмета, в котором находится. Воспитатель прикрепляет к доске пиктограмму с ёмкостями разной формы.
Опыт № 2 «Пузырьки».
Воспитатель: «Итак, мы с вами научились ловить воздух. А вот как вы думаете, в нас с вами есть воздух?».
Ответы детей.
Воспитатель: «А давайте проверим! Перед вами стоят стаканчики с водой и соломинки. Возьмите соломинку, опустите её в воду и подуйте через неё. Что вы видите?».
Дети: «Пузырьки».
Воспитатель: «Правильно, потому что внутри нас тоже есть воздух. И, когда мы дышим, мы сначала вдыхаем, а затем выдыхаем воздух. Воздух, ребята, есть везде! Я вам сейчас докажу.
Опыт № 3 «Где есть воздух».
Воспитатель: «Перед вами стоят контейнеры с водой и лежат разные предметы: кирпич, губки и соломинки. Давайте опустим в таз кирпич. Теперь посмотрите, что вы на нём видите».
Ответы детей.
«Правильно. На поверхности кирпича появились пузырьки. Это воздух. Значит, на поверхности кирпича тоже есть воздух. Теперь опустите в воду соломинки, что вы видите на соломинках?».
Ответы детей.
«Молодцы. Да, в соломинке тоже есть воздух. Правильно. Теперь опустите в контейнер губку и сожмите её в воде пальцами. Что вы видите?».
Ответы детей.
«Из губки пошли тоже пузырьки, значит, в губке тоже есть воздух.
Опыт № 4 «Воздух легче воды».
Посмотрите, что происходит с пузырьками воздуха?».
Дети: «Они поднимаются вверх».
Воспитатель: «Правильно. Потому что воздух легче воды. Ребята, у вас на столах лежат капсулы из под киндеров, попробуйте их «утопить». Почему они не тонут?».
Дети: «Внутри этих капсул есть воздух, поэтому они не тонут».
Воспитатель: «Воздух легче воды, он держит их на поверхности воды».
Воспитатель прикрепляет на доску пиктограмму с изображением пузырьков в стакане, поднимающихся вверх.
«Посмотрите, у меня в руках мяч. Внутри него воздух. Что будет, если я брошу мяч на пол?».
Дети: «Мяч отскочит от пола».
Воспитатель (бросает и ловит мяч) : «Правильно. Это происходит потому, что у воздуха есть ещё одно свойство. Воздух упругий! Давайте повторим все вместе это слово».
Воспитатель прикрепляет на доску пиктограмму с изображением мяча.
Воспитатель: «А теперь давайте отойдём от столов и сделаем несложную зарядку».
Физкульт. минутка «Ветер дует нам в лицо».
Ветер дует нам в лицо Машут руками на себя
Закачалось деревцо Качаются с руками вверх
Ветерок всё тише, тише Медленно опускают руки и садятся на корточки
Деревцо всё выше, выше. Встают и тянутся руками вверх
«А как вы думаете, можно ли услышать воздух?».
Ответы детей.
Опыт № 5 «Услышим воздух».
Воспитатель: «Возьмите шарики, которые лежат перед вами и надуйте их. Теперь сдуйте шарики, что вы слышите?».
Дети: «Слышно шипение воздуха».
Воспитатель: «Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы слышим?».
Дети: «Звук».
Воспитатель: «Да. Это происходит потому, что мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук».
Ребята, это был заключительный опыт с воздухом. Вам понравилось в лаборатории у Знайки?».
Ответы детей.
Воспитатель: «Давайте ещё раз всё повторим. Посмотрите на доску. О каких свойствах воздуха мы сегодня узнали?».
Воспитатель показывает пиктограммы и просит детей назвать свойства воздуха.
Воздух :
• Невидимый
• Нет формы, принимает форму предмета
• Упругий
• Воздух легче воды
• Его можно услышать
А теперь я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон.
Воздух нельзя услышать.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
Человек может жить без воздуха.
Ветер – это движение воздуха.
Чтобы увидеть воздух, нужно «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.
Воздух может двигать предметы.
Воздух тяжелее воды.
Ребята, вы молодцы, хорошо работали. Всё было легко или были какие-то трудности?
Ответы детей.
Предлагаю вам вернуться из лаборатории обратно в группу и добавить опыты, которые мы делали сегодня в нашу энциклопедию опытов.