Конгурова Елена
Консультация «Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему:
«Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре.»
(воспитатель Конгурова Елена Ахватовна)
МДОУ детский сад «Чебурашка» п. Советский.
Жизнь – это часто тяжелое бремя,
Светлое детство как праздник мелькнет…
Как бы я рад был с тобой поменяться,
Чтобы, как ты, и резвиться и петь,
Чтобы, как ты, беззаботно смеяться,
Шумно играть и беспечно глядеть!
С. Я. Надсон
Да, проходит время и ты стал уже взрослым и тебе не когда играть, твоя жизнь полна каких-либо проблем, задач, которые ты обязан делать…
Публикация «Консультация „Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
А когда-то, совсем недавно ты беззаботно играл, смеялся, пел и шутил.
Но все мы в душе все равно остаемся детьми.
Нет ничего гармоничнее играющего ребенка… Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой. Обучение и игра – это абсолютно совместимые процессы в дошкольном детстве. И при умелом педагогическом руководстве и продуманной организации мы, воспитатели, направляем, воспитываем, обучаем детей с помощью игры.
В игре ребенок познает явления окружающей действительности. С ее помощью входит в мир социальных отношений, учится общаться и решать жизненные и социальные задачи, становится здоровой личностью.
Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Игры в саду можно разделить на несколько категорий: дидактические, развивающие, сюжетные, подвижные, игры-драматизации, музыкальные игры.
Как сделать процесс решения этих задач интересным и занимательным, как повысить его эффективность и результативность? Богатейшим подспорьем в организации воспитателем режимных моментов является народный фольклор и детская литература. С их помощью несложно придумать игры, которые в первые годы жизни помогут ему научиться умываться, чистить зубы, следить за чистотой рук и лица, внешней опрятностью и аккуратностью и вместе с тем доставят малышу удовольствие и радость. Например:
Зайка начал умываться,
Видно в гости он собрался,
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вытер сухо!
Ладушки-ладушки, с мылом моем лапушки!
Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!
Перед тем, как спать ложиться,
Нужно нам водой умыться.
Моем глазки, бровки, носик,
Чтобы Сон пришел к нам в гости.
Ребенок становится старше и его игровой запас растет вместе с ним.
Но зачастую мы задаемся вопросом: почему ребенок, становясь взрослее, либо совсем перестает играть, либо плохо играет. Одна из причин такого поведения является то, что воспитатели в детском саду не всегда знакомы и вовсе не знакомы с игровыми интересами своих воспитанников. Даже подчас зная привлекающие детей сюжеты и образы, воспитатели, не учитывают их в организации игр или по личным соображениям не опираются на них. А ведь именно интерес обеспечивает направленность и продолжительность игровой деятельности, делает процесс развития ребенка в игровой деятельности занимательным и эффективным.
Интересная игра - это маленькое счастье ребенка! Неоспорим тот факт, что содержание детских игр отражает реалии настоящего, окружающего ребенка мира. Это наилучшим образом сказывается на развитии детей, так как отражение в играх современной и актуальной в определенный момент времени действительности помогает им разобраться с ней, с ее особенностями, понять современный социальный контекст и уклад жизни. И воспитатель должен учитывать эти изменения, которые естественным образом находят отражение в опыте ребенка и естественно трансформируются в игру. Развивая игровые умения детей, педагогу важно ориентироваться на содержание, привлекательное для ребенка, интересное ему- с одной стороны, а также использовать новые приемы в развитии игровых умений дошкольников. Задача воспитателя через игру научить ребенка совместному сюжетосложению, ролевому взаимодействию, совместному игровому действию.
К сожалению, обучение в детском саду сегодня очень напоминает нам школьные занятия для детей старшей и подготовительной групп. Занятия превратились в уроки, появилось множество рабочих тетрадей, учебники для малышей и так далее. И организовать традиционное занятие сегодня воспитателю гораздо легче, нежели придумать игру-занятие, по-другому посмотреть на процесс обучения в детей у которых «…есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь- это игра!»(А. С. Макаренко)
Основой детской игры является реальная жизнь и если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность. Через игру у ребенка зарождается фантазия и чувства, эмоции. «Игра служит, прежде всего, запросам чувства…»(В. В. Зеньковский)
Фантазировать с детьми всегда интересно и занимательно. К этому ребенка побуждает литература, рассматривание иллюстраций детских книг и репродукций картин, сочинительство, рисование, импровизации и музыка. Музыкальные классические произведения и песни для детей могут быть содержанием игр-фантазий с детьми дошкольного возраста. Например, на музыку Н. А. Римского-Корсакова «Полет шмеля» можно нафантазировать целый спектакль, как Шмель летит к цветочкам, собирать нектар, и там по пути встречает других персонажей (лиса, заяц, волк и т. д.).
Игровой сюжет всегда предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный материал.
Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, так как учится ставить цель, вырабатывать план, находит средства для его выполнения. Основная особенность игры состоит в том, что ребенок с самого раннего возраста, играя, учится действовать в воображаемой ситуации.
Благодаря этому ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с потребностями ребенка.
Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определенный этап. Развиваясь, она поднимает ребенка на новую ступень осознания мира предметов, мира человеческих отношений. Главное в игровой задаче – воображаемая цель, понятная и близкая ребенку по его личному опыту. «Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую интересную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, им самим создаваемой, или в играх с правилами.»(Е. А. Аркин)
Успешное формирование игры зависит от того, насколько педагог правильно ориентируется в психологическом содержании игры на каждом этапе ее развития. В руках педагога все многообразие игр представляет собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребенка.