Лучший педагог года

Воспитание у детей трудолюбия в процессе ознакомления с природой

Елена Викторовна Капустина
Воспитание у детей трудолюбия в процессе ознакомления с природой
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – благодатная и ответственная пора, когда перед ребёнком открывается во всём многообразии мир окружающей природы. Именно в этот период закладываются основы экологической культуры. Воспитать трудолюбие и бережное отношение к природе – одна из важных задач по охране окружающей среды.

Публикация «Воспитание у детей трудолюбия в процессе ознакомления с природой» размещена в разделах

Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Поэтому мы стараемся организовать всю деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно переходила в самостоятельное поведение детей.

Важной совместной деятельностью воспитателя и ребёнка в детском саду является труд, в результате которого всё живое, находящееся в поле зрения ребёнка нормально развивается. Труд экологической направленности очень разнообразен и включает в себя:

- Трудовую деятельность в уголке природы (ежедневный уход за растениями и животными, выращивание и пересадка растений, посев семян на рассаду, посадка лука, фасоли);

- Работу на земельном участке (посадка цветов, травы, кустарников и уход за ними);

- Содержание в порядке территории;

- Создание кормушек и подкормка птиц;

- Сбор кормов для птиц;

- Сбор лекарственных растений;

-Сбор природного материала для поделок;

- Изготовление поделок из природного материала;

- Починка игрушек, реставрация книг (экономное природопользование).

Труд экологической направленности доставляет детям много радости, они приобретают конкретные знания, устанавливают связи между развитием растений и уходом за ними человека, знакомятся со свойствами и качествами, состоянием объекта природы, ориентируются на состояние для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, мы с детьми рассматриваем его стебель, листья (упругость, плотность, пробуем землю (влажность, т. е. учитываем его состояние. В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, состоянии объекта природы и необходимых трудовых действиях.

В процессе труда у детей формируются знания о растениях (свойства, строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни). Также труд в природе способствует развитию наблюдательности и любознательности, вызывает интерес и уважении к труду взрослых, в процессе формируются практические навыки ухода за растениями и животными, умение планировать свою работу, подбирать необходимые материалы и инструменты, намечать последовательность действий, распределять их по времени между участниками труда, оценивать результат.

Чтобы достичь конкретной цели, нужно правильно организовать деятельность детей. Мы знаем, что в младшем возрасте дети в трудовой деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и, тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: мы ласково разговариваем с растением или животным, даём спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, показываем необходимые действия, и дети охотно принимают в них посильное участие.

В средней группе мы с детьми вместе выполняем трудовые действия, хотя ведущая роль принадлежит воспитателю, что выражается в формуле: "Я делаю - вы мне помогаете. Вы – мои помощники. Мы вместе заботимся о растениях и животных".

В старшем возрасте мы с детьми меняемся ролями: они делают всё необходимое сами, а мы им помогаем. При этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой. Формула этого возраста: "Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я – ваш помощник, помогу сделать всё, что пока у вас не получается; напомню, подскажу".

И обязательно отмечаем все достижения детей, хвалим их за самостоятельность, инициативу, взаимопомощь.

При организации определённых трудовых действий мы стараемся вызвать эмоционально положительное отношение к труду, поэтому учитываем несколько важных моментов.

Первый момент – это осмотр объекта природы и выявление его состояния. Например, перед началом работы в уголке природы мы вместе с детьми рассматриваем растения, выявляем, как они себя чувствуют, не заболели ли они, в какой помощи нуждаются, какие трудовые действия необходимо сегодня выполнить, чтобы помочь нашим растениям.

Такой предварительный осмотр позволяет воспитывать в детях истинно гуманное отношение ко всему живому, он заключает в себе экологическую сущность труда в природе, делает его осознанным для ребёнка.

Экологическая формула взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем: "Какие условия сейчас имеются – чего не хватает – что надо добавить или изменить, чтобы всем стало хорошо".

Второй момент – это практическое выполнение самих трудовых действий, улучшающих состояние наших растений. Мы наблюдаем и подсказываем детям, что выполнять то, или иное действие надо спокойно, не торопясь, осторожно, чтобы не навредить растению, ради которого это делается. И, конечно, заботимся о том, чтобы ребёнку было удобно выполнять его. Для этого у нас имеется необходимое оборудование: ведёрки, совочки, лейки, пульверизатор, палочки для рыхления, губки, тряпочки и т. д.

Третий момент – это заключительный осмотр, который позволяет наглядно увидеть целесообразность наших трудовых действий. Дети видят, что растение стало чистым, красивым, радует всех своим видом, в благодарность дарит нам свежий воздух и хорошее настроение. Вместе с детьми делаем вывод:"Всем стало лучше, оттого, что потрудились : и растениям, и людям".

Такое эмоциональное завершение совместной деятельности радует детей, вселяет в них уверенность в свои силы, они понимают важность их заботы о растениях, появляется желание и дальше принимать участие в труде. Труд становится осмысленным, экологически целесообразным, если дети видят зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся и если они понимают, что эти условия создаются трудом взрослых и их самих.

Таким образом, забота взрослых и детей о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ формирует первые практические умения взаимодействия детей с природой, обеспечивает воспитание начал экологического сознания.

Используемая литература:

Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле. — М. : Просвещение, 1987.

Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду — М. : Просвещение, 1987.

Комарова Т. С, Куцакова А. В. ,Павлова А. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М. : Мозаика — Синтез, 2005

Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. — М. : Просвещение, 19

Публикации по теме:

«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой мордовского народа» Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является духовно-нравственное развитие и воспитание, которое и представляет.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Доклад из опыта работы «Воспитание у детей добрых чувств в процессе их общения с природой» Доклад из опыта работы "ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОБРЫХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ" Родная природа! Красота лугов и полей, величие.

Работа по познавательно-речевому развитию дошкольников в процессе ознакомления с природой МБДОУ ДС №2 «Звёздочка» МО «Барышский район» Ульяновской области Старший воспитатель Тарасова Елена Александровна Я представляю муниципальное.

Отчет о работе по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края» Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края" Задачи: - обогащать у детей представления о ценности.

Перспективный план «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомление с природой» Сентябрь 1. Формирование основ экологического мировоззрения и культуры. Беседа «Что такое экология?» «Что такое природа?» А. А. Плешакова,Стр.

Нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе ознакомления с родным краем Россия -Родина моя. Терентьева Светлана Вячеславовна - воспитатель МАДОУ «Детский сад «Непоседы» Цель: Создать условия для воспитания.

Воспитание осознанно-правильного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления их с природой «Воспитание осознанно – правильного поведения у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление их с природой» Выступление нацелено.

Воспитание у детей патриотических чувств в процессе ознакомления с боевым прошлым родного города В современных условиях, когда в обществе меняются ценности, идеалы, отношение к истории особенно остро встает вопрос патриотического воспитания.

Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с комнатными растениями Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание у детей трудолюбия в процессе ознакомления с природой
Опубликовано: 16 октября 2017 в 17:59
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание у детей трудолюбия в процессе ознакомления с природой» (включая файлы) размещена пользователем Елена Викторовна Капустина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД