Елена Викторовна Капустина
Воспитание у детей трудолюбия в процессе ознакомления с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – благодатная и ответственная пора, когда перед ребёнком открывается во всём многообразии мир окружающей природы. Именно в этот период закладываются основы экологической культуры. Воспитать трудолюбие и бережное отношение к природе – одна из важных задач по охране окружающей среды.
Публикация «Воспитание у детей трудолюбия в процессе ознакомления с природой» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Поэтому мы стараемся организовать всю деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно переходила в самостоятельное поведение детей.
Важной совместной деятельностью воспитателя и ребёнка в детском саду является труд, в результате которого всё живое, находящееся в поле зрения ребёнка нормально развивается. Труд экологической направленности очень разнообразен и включает в себя:
- Трудовую деятельность в уголке природы (ежедневный уход за растениями и животными, выращивание и пересадка растений, посев семян на рассаду, посадка лука, фасоли);
- Работу на земельном участке (посадка цветов, травы, кустарников и уход за ними);
- Содержание в порядке территории;
- Создание кормушек и подкормка птиц;
- Сбор кормов для птиц;
- Сбор лекарственных растений;
-Сбор природного материала для поделок;
- Изготовление поделок из природного материала;
- Починка игрушек, реставрация книг (экономное природопользование).
Труд экологической направленности доставляет детям много радости, они приобретают конкретные знания, устанавливают связи между развитием растений и уходом за ними человека, знакомятся со свойствами и качествами, состоянием объекта природы, ориентируются на состояние для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, мы с детьми рассматриваем его стебель, листья (упругость, плотность, пробуем землю (влажность, т. е. учитываем его состояние. В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, состоянии объекта природы и необходимых трудовых действиях.
В процессе труда у детей формируются знания о растениях (свойства, строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни). Также труд в природе способствует развитию наблюдательности и любознательности, вызывает интерес и уважении к труду взрослых, в процессе формируются практические навыки ухода за растениями и животными, умение планировать свою работу, подбирать необходимые материалы и инструменты, намечать последовательность действий, распределять их по времени между участниками труда, оценивать результат.
Чтобы достичь конкретной цели, нужно правильно организовать деятельность детей. Мы знаем, что в младшем возрасте дети в трудовой деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и, тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: мы ласково разговариваем с растением или животным, даём спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, показываем необходимые действия, и дети охотно принимают в них посильное участие.
В средней группе мы с детьми вместе выполняем трудовые действия, хотя ведущая роль принадлежит воспитателю, что выражается в формуле: "Я делаю - вы мне помогаете. Вы – мои помощники. Мы вместе заботимся о растениях и животных".
В старшем возрасте мы с детьми меняемся ролями: они делают всё необходимое сами, а мы им помогаем. При этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой. Формула этого возраста: "Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я – ваш помощник, помогу сделать всё, что пока у вас не получается; напомню, подскажу".
И обязательно отмечаем все достижения детей, хвалим их за самостоятельность, инициативу, взаимопомощь.
При организации определённых трудовых действий мы стараемся вызвать эмоционально положительное отношение к труду, поэтому учитываем несколько важных моментов.
Первый момент – это осмотр объекта природы и выявление его состояния. Например, перед началом работы в уголке природы мы вместе с детьми рассматриваем растения, выявляем, как они себя чувствуют, не заболели ли они, в какой помощи нуждаются, какие трудовые действия необходимо сегодня выполнить, чтобы помочь нашим растениям.
Такой предварительный осмотр позволяет воспитывать в детях истинно гуманное отношение ко всему живому, он заключает в себе экологическую сущность труда в природе, делает его осознанным для ребёнка.
Экологическая формула взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем: "Какие условия сейчас имеются – чего не хватает – что надо добавить или изменить, чтобы всем стало хорошо".
Второй момент – это практическое выполнение самих трудовых действий, улучшающих состояние наших растений. Мы наблюдаем и подсказываем детям, что выполнять то, или иное действие надо спокойно, не торопясь, осторожно, чтобы не навредить растению, ради которого это делается. И, конечно, заботимся о том, чтобы ребёнку было удобно выполнять его. Для этого у нас имеется необходимое оборудование: ведёрки, совочки, лейки, пульверизатор, палочки для рыхления, губки, тряпочки и т. д.
Третий момент – это заключительный осмотр, который позволяет наглядно увидеть целесообразность наших трудовых действий. Дети видят, что растение стало чистым, красивым, радует всех своим видом, в благодарность дарит нам свежий воздух и хорошее настроение. Вместе с детьми делаем вывод:"Всем стало лучше, оттого, что потрудились : и растениям, и людям".
Такое эмоциональное завершение совместной деятельности радует детей, вселяет в них уверенность в свои силы, они понимают важность их заботы о растениях, появляется желание и дальше принимать участие в труде. Труд становится осмысленным, экологически целесообразным, если дети видят зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся и если они понимают, что эти условия создаются трудом взрослых и их самих.
Таким образом, забота взрослых и детей о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ формирует первые практические умения взаимодействия детей с природой, обеспечивает воспитание начал экологического сознания.
Используемая литература:
Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле. — М. : Просвещение, 1987.
Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду — М. : Просвещение, 1987.
Комарова Т. С, Куцакова А. В. ,Павлова А. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М. : Мозаика — Синтез, 2005
Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. — М. : Просвещение, 19