Людмила Рубцова
Воспитание толерантности у дошкольников через сказку В. Катаева «Цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 578,
Г. ЕКАТЕРИНБУРГА, ЧКАЛОВСКИЙ РАЙОН
Интегрированное занятие
по ознакомлению детей подготовительной группы
с художественной литературой
у дошкольников через сказку
В. Катаева «Цветик-семицветик»
Разработал: Рубцова Л. А. ,
воспитатель высшей категории
Публикация «Воспитание толерантности у дошкольников через сказку В, Катаева „Цветик-семицветик“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Катаев В. П.
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- Темочки
Цель: формирование культуры толерантности у старших дошкольников через литературные произведения.
Образовательные задачи:
Закрепить знания детей о сказке В. Катаева «Цветик – Семицветик».
Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценки поступков и характера главной героини.
Закреплять понимание временного соотношения: раньше, позже, сначала, после.
Активизировать словарный запас детей.
Совершенствовать навыки вырезания овала из бумаги прямоугольной формы, сложенной пополам.
Закреплять навыки работы с ножницами, клеем.
Развивающие задачи:
Развивать произвольное внимание, память, операции анализа, синтеза, обобщения.
Совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать полным ответом.
Развивать логическое мышление, творческую инициативу.
Воспитательные задачи :
Прививать интерес к художественной литературе.
Воспитывать чуткость к художественному слову, способствовать формированию эмоционально – оценочного восприятия художественного произведения.
Способствовать накоплению опыта морально-нравственного отношения к сверстникам, воспитывать желание помогать другим, чувство товарищества, доброжелательного отношения друг к другу.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие
Предварительная работа. Чтение сказки В. П. Катаева «Цветик – Семицветик» во второй половине дня, рассматривание иллюстраций.
Словарная работа: разноцветный, радужный, щедрый, доброжелательный, культурный, сандалеты.
Оборудование. Ноутбук, проектор, экран.
Материалы: ножницы; клей; салфетки, шаблон лепестка (по количеству детей, цветная бумага; простые карандаши и китайские палочки по количеству детей; рисунок вазы, разрезанный на части (3 штуки); цветик – семицветик, сделанный педагогом; презентация для сопровождения мероприятия.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Воспитатель. Ребята, если бы у вас была волшебная палочка или волшебный цветок, который мог исполнить любое ваше желание, то какие бы вы желания загадали?
Дети озвучивают свои желания.
Воспитатель. Мы с вами недавно читали сказку «Цветик-семицветик». А написал ее замечательный писатель Валентин Петрович Катаев. (фото на слайде)
2. Беседа по произведению.
Воспитатель. Давайте вспомним кто главный герой сказки?
Дети. Женя.
Воспитатель. А как же появился у Жени волшебный цветок?
Дети. Жени цветок дала добрая старушка.
Воспитатель. Как вы поняли, что старушка была доброй феей?
Дети отвечают.
Воспитатель. Какой вам показалась Женя? Что вы о ней можете рассказать?
Дети описывают характер девочки, поведение.
Воспитатель. Давайте вспомним, какие желания загадывала Женя?
Дети: «Чтобы я была дома с баранками»;
•«Чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая»;
•«Вели чтобы я была сейчас же на Северном полюсе»;
•«Вели, чтобы этот злой медведь оказался в клетке»;
•«Чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои»;
•«Чтобы игрушки поскорей убирались обратно в магазины»;
•«Вели, чтобы Витя был здоров!»
Воспитатель. Молодцы очень хорошо вы знаете эту сказку, а сейчас давайте поиграем!
Дидактическое упражнение «Что сначала, а что потом?»*
Воспитатель. 1. Ребята, послушайте предложение: К Жене пристала незнакомая собака после того, как она купила баранок. Подумайте и скажите, что было раньше: Женя купила семь баранок и сушку или к ней пристала собака?
2. Внимательно слушайте предложение: Женя вышла за калитку после того, как поблагодарила старушку. Что Женя сделала раньше, а что позже: сначала поблагодарила старушку, а потом вышла, или сначала вышла за калитку, а потом поблагодарила старушку?
*после выполнения детьми каждого задания воспитатель показывает детям слайд, с которым они соотносят свои ответы.
Воспитатель. Молодцы ребята! А вы помните, как Женя разбила вазу? У меня тоже есть три расколотых ваз. Соберите все кусочки, чтобы вазы стали целыми.
Дидактическая игра «Собери вазу».
Воспитатель помогает детям разделиться на 3 команды. Каждая из команд должна собрать свою вазу.
Воспитатель. Вот видите, чтобы сделать что-то хорошее, надо просто постараться! Ребята, а как же звали мальчика, который сидел на скамейке в парке?
Дети: Звали его Витя.
Воспитатель : Как вы думаете, какое у него было настроение до встречи с Женей?
Дети высказывают свои мысли.
Воспитатель. А сейчас мы с вами расположимся на ковре. Я предлагаю вам закрыть глаза… слушать только мой голос и музыку…. и попробовать почувствовать всё то, что чувствовал мальчик Витя до знакомства с Женей и после него.
Под мелодичную музыку (Музыка из сказки «Цветик-семицветик») воспитатель читает отрывок из сказки.
«…Мальчик Витя сидел на скамейке в парке. Он с любопытством рассматривал прохожих. Вот девочка проехала на велосипеде, а вот и мальчишки пробежали. Они похожи на стайку воробьев, Витя тоже хотел бы сорваться с места и побежать или даже просто пойти, но… К сожалению это невозможно… У него болят ноги. И так грустно и тоскливо становится от этого. Но вот он видит, что по улице идёт девочка. Женя познакомилась с Витей и сделала этого мальчика счастливым… а всего-то пожелала, чтобы мальчик был здоров. И Вите показалось, что он умеет летать, так легка и беззаботна была его походка! С какой радостью он играл с Женей в салки! А девочка Женя поняла, что ни одни игрушки в мире не стоят такого хорошего настроения друга!
Воспитатель. Теперь можно открыть глаза. Как вы думаете, какое из желаний девочки было самым лучшим и правильным? Почему? Почему исполнение остальных желаний не принесло ей большой радости?
3. Заключительная часть
Воспитатель. Каким же должен быть человек?
Дети: Человек должен быть добрым, честным, отзывчивым, ласковым, воспитаны, трудолюбивым, веселым, заботливым.
Воспитатель : Молодцы! Вы перечислили все те качества, которые должны быть у каждого человека. От себя же я хочу добавить, что человек должен любить и уважать всех людей, которые его окружают. И тогда волшебство будет окружать всех нас. И еще я хочу, чтобы дети в нашей группе были самыми добрыми, честными, заботливыми и самыми дружными!
Физкультминутка. (стоя на ковре в кругу)
На лугу растут цветы.
Небывалой красоты. (Потягивания – руки в стороны).
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания – руки вверх).
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Воспитатель : Теперь пришло время сделать свои цветики – семицветики. Займите свои места за столами. Сядьте за столы правильно: спина прямая, руки положите на стол. Посмотрите-ка, я уже сделала свой цветок. (Показ образца). Внимательно посмотрите и скажите, из каких частей состоит цветок.
Дети: Цветок состоит из лепестков и серединки.
Воспитатель : На какую геометрическую фигуру похожи лепестки?
Дети: Лепестки похожи на овал.
Воспитатель : Из какой геометрической фигуры можно вырезать овал?
Дети: Овал можно вырезать из прямоугольника.
Воспитатель : Правильно. Чтобы вырезать овал, нужно заготовку прямоугольной формы сложить пополам, нарисовать полуовал и вырезать? У вас на столах лежат материалы. Заготовки: прямоугольники, на них нарисован полуовал. Что ещё лежит на столах? Дети: На столе лежит белый и желтый круг.
Воспитатель : Белый круг - это основа, а для чего мы будем использовать желтый круг.
Дети: Чтобы собрать цветок, нужно приклеить лепестки по кругу на основу и закрыть вторым кругом - серединкой.
Воспитатель : Перед началом работы нам необходимо вспомнить правила безопасной работы с ножницами. (Повторение правил безопасности работы с ножницами).
А теперь приступаем к работе. (По мере выполнения задания воспитатель помогает детям собрать цветок. Затем цветы собирают в вазу, получается букет.)
Воспитатель : Молодцы! Посмотрите, какой букет у нас получился! И если бы мы с вами были в сказке, то с помощью лепестков смогли исполнить множество желаний. Но мы живем не в сказке, а в реальном мире, где добрые дела делает сам человек. Но знайте, много из того, что вы желаете, может случиться и без помощи волшебства! Надо только постараться, потрудиться, сделать мир лучше своими добрыми, хорошими поступками! Каждый из вас может взять цветик-семицветик домой и рассказать родителям о том, каким же должен быть каждый человек.