Райковская Ирина
Воспитание старших дошкольников с учётом гендерных особенностей
Добрый день уважаемые педагоги.
Тема моего выступления – «Воспитание старших дошкольников с учётом гендерных особенностей».
Прежде чем начать разговор, я хотела бы вам рассказать притчу о сундуке.
Публикация «Воспитание старших дошкольников с учётом гендерных особенностей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Притча о сундуке. Однажды учитель принес сундук и сказал ученикам: – Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом. Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принес из дома разные ключи, но, ни один из них не подошел. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.
– Учитель, может, начнем учиться? – робко спросил один ученик. –Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время. Учитель обнял ученика и объявил: – Ты прав. Образование – клад, а труд – ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.
Давайте дадим значения:
«Гендер» в переводе с английского означает «социальный пол». Предполагает гендерное осознание, что «я — мальчик» или «я — девочка», отсюда и модель поведения «я веду себя и поступаю как мальчик» или девочка.
Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.
Гендерное воспитание направлено на :
• освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,
• освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,
• овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.
Различие:
Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.
Пол — это совокупность анатомо-физиологических особенностей организма, заданных от рождения;
Гендер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается;
Гендерные роли формируются культурой (воспитание, образование, обучение)
Половое воспитание в широком смысле слова – весь процесс гендерной социализации.
Гендерная социализация дает девочкам «корни», а мальчикам - «крылья».
Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит: от характера родительских установок и от воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Актуальность гендерного воспитания.
1. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
2. Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понятие своего пола - Я девочка; Я мальчик.
3. Организовать воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом.
Слайд ФГОС
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
По определению ООН именно гендерные отношения являются одной из глобальных проблем XXI века.
В России это связано с тем, что социальная стратегия государства, которая направлена на создание условий для устойчивого развития страны, предполагает включение гендерных компонентов во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру, образование. Для решения данного вопроса в образовании в приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об освещении гендерных вопросов в системе образования» были даны официальные рекомендации по изучению основ гендерных знаний.
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т. к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Огромная необходимость создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.
Выстраивание модели образовательного пространства ведется в 4 направлениях:
1. Знакомство с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
2. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе;
3. Построение развивающей среды.
4. Построение модели педпроцесса.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Формы организации детской деятельности, в которых у детей будут формироваться навыки социального (полоролевого) поведения.
Слайд игровая и т. д.
Предметно-развивающая среда
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и Игровая деятельность.
Игровая деятельность.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) В группах созданы условия для игр мальчиков «Моряки», «Военные», «Автомобилисты». Мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя мальчикам ход военных и героических игр, я делаю акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.
Для девочек – «Салон красоты», «Парикмахерская», «Кухня», игровая зона «Семья» со всеми необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы материнства.
Трудовая деятельность.
Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, а девочки- с аккуратностью.
Познавательная деятельность.
Гендерное воспитание осуществляется не только в игровой деятельности, но и в образовательном процессе.
Игровые занятия, беседы распределены по трё м блокам:
«Кто я: мальчик или девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?». Направлен блок на развитие представлений ребенка о своем поле и формирование позитивного принятия своего пола. Формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и способах адекватного им поведения.
«Мужчина и женщина в семье и обществе». Направлен блок на развитие у детей представлений о социальных функциях мужчин и женщин и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения.
«Я сегодня и я в будущем». Направлен блок на обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье. Формирование взаимоотношений между мальчиками – будущими мужчинами и девочками – будущими женщинами.
Чтение художественной литературы.
Чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание иллюстраций: всё это способствует формированию гендерной устойчивости. На примере героев мальчики и девочки учатся строить доброжелательные взаимоотношения, осознают свою социальную роль. Такие произведения, как р. н. сказка «Крошечка-Хаврошечка», «Журавль и Цапля», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка»«Рукодельница и ленивица», сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», рассказы о Д. Донском, А. Невском, богатырях и русских солдатах, и др. воспитывают в мальчиках мужественность, смелость, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности, мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества, а в девочках – женственность, доброту, отзывчивость, мягкость, терпимость, заботу, любовь к детям, мудрую женщину, мать, хранительницу семейного очага.
Продуктивная деятельность.
Дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, обусловлен их психофизическими особенностями. И продуктивная деятельность не исключение. Девочки по ряду параметров опережают в развитии мальчиков. Они обладают большей ручной умелостью (лучше развита мелкая моторика, они более усидчивы в работе, более аккуратны, лучше удерживают в памяти алгоритм выполнения задания, более внимательны и отзывчивы.
В коллективных работах мальчики и девочки дополняют друг друга. Мальчики лидируют на этапе планирования работы, а девочки на этапе реализации.
В продуктивной деятельности легко отследить развитие задач гендерного воспитания - осознание и положительное либо отрицательное отношение к своему гендеру.
Музыкальная деятельность.
На занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. Мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (наездники, гусары). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами, зонтиками, куклами). Всё это способствует развитию представлений ребёнка о своём поле.
Физическая деятельность.
Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Так, например, существуют:
- Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам)
- Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т. д.)
Роль семьи в гендерном воспитании детей.
Родительские отношения играют важную роль в становлении гендерной идентичности ребенка. Поэтому важно, чтобы именно мама и папа служили примером в воспитании мужских и женских начал.
Мать формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких)
• Действует лаской, добротой
• Воспитывает глубокую привязанность, терпимость
• Раскрывает красоту окружающего мира
• Дает готовые ответы на вопросы
• Является образцом для поведения дочери
Отец:
• Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость
• Является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребенка
• Отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь
• Способствует формированию самооценки, статусной позиции
• Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Вывод: влияние гендерного подхода на воспитание, развитие и обучение дошкольников очень велико. При этом у детей формируются: гендерно-ориентированное поведение; нравственные качества, принятые в обществе; развиваются коммуникативно-речевые навыки; развиваются мышление, память, воображение.