Наталья Рябова
Воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными. Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не придают значения трудовому воспитанию в развитии ребенка.
Публикация «Воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни» размещена в разделах
В последнее время не имело должного внимания трудовое воспитание детей и в ДОУ. Однако с введением ФГОС к образовательной программе в детском саду данному направлению в работе с дошкольниками уделяется достаточно много внимания.
Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Это 2 важных направления в работе с дошкольниками по трудовому воспитанию.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики организации труда.
К настоящему времени:
- определены условия организации труда дошкольников, разработано его содержание;
- выделены формы организации детей в труде ;
- изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых;
- рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье;
- исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений.
Как видим, трудовое и нравственное воспитание очень взаимосвязаны.
Работу можно вести в нескольких направлениях: с детьми, коллективом и родителями.
Цель приобщения дошкольника к труду по ФГОС ДО - содействовать позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
И реализуется через решение следующих задач:
-Развитие позитивных установок к различным видам труда;
-Воспитание личностных качеств, которые содействуют становлению ребенка как субъекта преобразующей деятельности (самостоятельности, инициативности, целеустремленности, уверенности в собственных силах, чувства достоинства, делового сотрудничества, рационализма, бережливости;
-Овладение трудовыми умениями и навыками, связанными с самообслуживанием и элементарным бытовым трудом.
Для того, чтобы ребенок захотел трудиться, должны быть созданы необходимые условия :
- Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда;
- подбор оборудования для труда;
- создание мотивации трудовой деятельности;
- систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера;
- создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам;
- учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка;
- поощрения в процессе и по результатам труда;
-демонстрация заинтересованности педагога.
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).
Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются :
- труд по уборке помещения;
- мытье посуды, стирка и др.
Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность.
В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.
Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.
Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей.
Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.
Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие.
Дежурство - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.
В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами).
Опыт работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников :
-Общий, совместный, коллективный труд. Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме - общему, совместному, коллективному труду.
-Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств, методов и приемов, направленных на собственно трудовую деятельность детей и ознакомление с трудом взрослых :
НОД
Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течение всего дня
Наблюдения за трудом взрослых
Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым
Экскурсии
Художественные средства (изо, музыка, художественная литература и др.)
Дидактические, настольные, творческие игры
Рассматривание картин, иллюстраций, картинок
Использование ИКТ
Интеграция образовательных областей
Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся и как они решаются в детском саду. В работе с родителями можно использовать разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, мастер-классы, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки, экологические акции, субботники и др.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.» В. А. Сухомлинский.