Клавдия Оконешникова
Самообразование по теме «Экологическое воспитание дошкольников как средство формирования бережного отношения к природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Одним из основных элементов моей деятельности является воспитание у детей бережного отношения к природе.
Поведение ребенка в природе иногда бывает сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения. Дети иногда совершают отрицательные поступки.
Публикация «Самообразование по теме „Экологическое воспитание дошкольников как средство формирования бережного отношения к природе“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для меня важно, дать детям знания о природе и воспитывать бережное отношении к ней, а также учить ориентироваться в окружающей природной среде. Ведь взрослый человек привык прививать детям бережное отношение к предметам быта, одежды, картинам и т. д., созданному руками человека, с самого раннего детства. А вот в природе без зазрения чаще всего люди при необходимости, а иногда и без нее, сломают ветку, нарвут букет лесных цветов, разрушат грибницу и т. д. Это происходит и на глазах у детей, поэтому необходимо учить детей видеть и ценить то, что имеем в быту надо связывать это с тем, что все прекрасное дала природа. То есть у детей дошкольного возраста нужно воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Сформировать у детей широкий комплексный взгляд на природу, показать взаимосвязь живой и неживой природы, взаимодействия человека и природы.
Исходя из этого были поставлены следующие задачи:
Обучающие
1. Учить детей заботится и оберегать природу
2. Формировать понимания разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях
Развивающие
1. Развивать умение ценить прекрасное в природе.
2. Развивать познавательную активность, творческое мышление.
Воспитательные
1. Воспитывать у детей любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.
2. Воспитывать в детях интерес,любознательность, понимание
Объект исследования
Природа является богатым источником детских впечатлений и ощущений.
Теоретическая база опыта.
В своей работе я использую:
1. Л. И. Егоренков. Экологическое воспитание дошкольников. М. 1999г
2. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в эколгию!». - М. : 2002 г.
3. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры ы дошкольном детстве». - М. : Новая школа, 1995.
4. С. И Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду. М. 2002г
5. Е. А. Свешникова «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников» (Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных учреждений, Саранск, 1995 г.
6. Т. Зерщикова. Т. Ярошевич. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим. :Дошкольное воспитание. 2005.№7.
7. Н. Рыжова «Наш дом- природа»Программа экологического воспитания дошкольников. Дошкольное воспитание. 1998 г.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Ребенок открывает для себя разнообразный и увлекательный мир природы. Облака, разноцветная радуга, капли дождя, снежинки, пестрые бабочки - интересуют и удивляют его, будят воображение и фантазию. Ребенок воспринимает природу ярче и острее взрослого. Важно не дать угаснуть детской любознательности, развивать наблюдательность, помочь в познании окружающего мира. И чем богаче и интереснее жизнь детей, чем разнообразнее игры и занятия, чем больше положительных эмоций испытывают ребята, тем больше у них впечатлений.
Формы и методы экологической работы с детьми.
Экологические занятия;
Экологические экскурсии;
Уроки доброты;
Экологические кружки, конкурсы;
Уроки мышления;
Обсуждение и проигрывания ситуации;
Экологические выставки;
Экологические праздники.
Мною было составлено опытно- экпериментальная работа по использованию разных форм с детьми дошкольного возраста по формированию бережного отношения к природе.
I этап - подготовительный
Для исследования наиболее эффективных форм работы с детьми по формированию бережного отношения к природе, была задейсвована средняя группа «Дюймовочка» в количестве 18 детей. Исследования проводились с сентября 2011г.
Задачи:
1. Провести анализ по научно- методической литературе по данной проблеме;
2. Провести опрос детей на предмет выявления знаний о природе.
-обработать и проанализировать результаты опросов.
На этом этапе мы изучили методическую литературу по данной проблеме, провела опрос детей на тему «Как я берегу природу».
Проанализировав полученные данные пришли к выводу:
Создать экологический уголок «Добрых дел»
Разнообразить работу по экологическому воспитанию в повседневной жизни ребенка.
Провести работу с родителями в виде бесед, консультаций.
II этап – основной
Прививать детям гуманно-ценностное отношение к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние, интерес к природным объектам и явлениям.
Здесь осуществлять учебно-познавательный процесс помогают игры-путешествия, занятия-рассуждения, наблюдения, экскурсии, экологические игры, викторины, природоохранные, творческие проекты и акции, практическая деятельность в природе.
Для достижения задач была проведена следующая работа:
-беседа с родителями по данной теме;
-тематические беседы с детьми;
-операция «Чистый двор»
-оформление информационных стендов, родительских уголков, консультаций для родителей, памятки;
-открытые мероприятия для детей.
На основе индивидуальных бесед с родителями запланировали следующие мероприятия:
Консультация на тему «Экологическая культура детей»
Круглый стол для родителей «Воспитание любви к природе»
Родительское собрание «Дошкольник и экология»
В начале работы я выяснила, как родители относятся к проблемам экологического воспитания детей, и провела анкетирование на тему «Экологическое воспитание детей в семье», которое дало мне дополнительную информацию вследствии в работе с дошкольниками.
III этап - завершающий
В результате проделанной работы есть положительные результаты: повысился уровень экологической культуры у детей; дети научились осознанно и правильно отноиться к обьектам и явлениям природы, практическим действиям по охране ее; развиты умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Анализ результативности.
Результатами работы являются:
o активность и самостоятельность детей.
o желание наблюдать и создавать в природе.
o принимать участие в выставках.
Практическая значимость.
Дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе и бережное отношение к природе заключается в сохранении, приумножении ее богатства и красоты.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
В настоящее время человечество осознало, наконец, всю остроту эко-логического кризиса. Важная роль в решении экологических проблем при-надлежит системе образования. Это значит, что должно быть всеобщее экологическое образование, целью которого является становление экологической культуры личности и общества. Здесь задействованы все уровни образования, начиная с дошкольного, где закладываются первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются принципы и привычки поведения, которые определяют в будущем уважение к природе, другим людям и самому себе. Для дошкольной педагогики экологическое воспитание достаточно новое направление, призванное формировать основы экологической направленности личности, осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, к человеку как живому существу, к своему здоровью и окружающей средой.
Экологическое воспитание - это сложный педагогический процесс, он формирует систему отношения человека к самому себе с позиции его отношения к природе. Ведь воспитание бережного и заботливого отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом, побудителем его активной деятельности, его поведения