Светлана Съедина
Воспитание у дошкольников гуманного отношения к окружающей среде
▼ Скачать + Заказать документы
Статья посвящена актуальной проблеме воспитания гуманного отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: гуманное отношение к окружающей среде, любовь к природе.
Постановка проблемы и актуальность исследования. Воспитание гуманного отношения к окружающей среде у детей является непосредственным процессом усвоения ребенком гуманных ценностей. Ознакомление с окружающим миром, направленное на формирование у детей гуманных ценностей необходимо для детей дошкольного возраста.
Публикация «Воспитание у дошкольников гуманного отношения к окружающей среде» размещена в разделах
Цель: определить педагогические условия воспитания у детей гуманного отношения к окружающей среде, изучить состояние разработанности проблемы в научной литературе.
Изложение основного материала. Решением проблемы воспитания гуманных чувств к окружающему занимались и продолжают заниматься многие ученые. Широко известны труды И. Бех, Г. Лаврентьевой, Е. Тихеевой и др.
Гуманистическая ответственность к окружающему связана с такими качествами ребенка, как целеустремленность, собранность, умение мобилизовать свои возможности, самоконтроль, предвидение последствий своих действий в окружающей среде, критическое отношение к себе и другим. Воспитателю необходимо знать, что экологическая ответственность и другие явления социальной ответственности выражается в таких эмоциональных состояниях: забота, беспокойство, усердие, тревога, напряженность, волнение, сосредоточенность, сомнение и др. [3, с. 113].
Ведущим условием реализации задач воспитания гуманного отношения к окружающей среде является организация развивающей среды, задачей которой является формирование такого личностного качества как гуманная воспитанность [4, с. 17].
Для достижения поставленной цели используются различные методы. Выбор методов и приемов, определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдения, а также от возраста детей и приобретенного ими опыта [1, с. 35].
Необходимым элементом воспитания гуманного отношения к окружающей среде дошкольного учебного заведения является экологическая тропа, то есть маршрут, который проходит через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором путешественники получают как устную, так и письменную информацию (стенды, планшеты, плакаты) об объектах. Созданная на территории детского сада экологическая тропа будет способствовать оздоровлению детей, их познавательному развитию, развитию нравственных качеств и грамотного, взвешенного поведения в окружающей среде.
Экологическая тропа прокладывается непосредственно на территории детского сада. Это позволяет проводить комплексные занятия, экологические игры, исследовательскую и природоохранную деятельность, доступную дошкольникам [4, с. 16].
Ведущими формами организации детей на экологической тропе являются целевые прогулки и экскурсии, в ходе которых они наблюдают явления и объекты в природе. Дети нуждаются в познании единства и многообразия природы. У детей с каждым возрастом развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.
Уже первые наблюдения детей дают им понятия о сезонных явлениях природы, временах года. Природа меняет свои краски, меняется жизнь растений, птиц, животных. Меняется и труд человека [2, с. 95].
Заключение. Ознакомление с законами природы должно начинаться с дошкольного детства. Возможность и успешность этого процесса доказана многочисленными психолого-педагогическими исследованиями. Ответственное отношение к природе - это способность и возможность ребенка сознательно, а значит целенаправленно, добровольно, выполнять требования и решать задачи нравственного выбора, достигая определенного результата. Формирование у детей гуманного отношения к окружающей действительности прежде всего заключается в правильном, осмысленном воспитании отношения к природе. Дошкольный возраст является фундаментом в дальнейшем воспитании к окружающей у детей дошкольного возраста.
Литература
1. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия для детей 5-6 лет».Воронеж, 2002. – 140 с.
2. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М. : АРКТИ, 2001. - 128с.
3. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
4. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа».- Москва, 2006.- 190с.