Рослякова Ирина Ивановна
Опыт работы «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой»
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества. Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Публикация «Опыт работы „Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является серьезной и актуальной проблемой.
Воспитание патриота – сложный процесс. Он начинается с дошкольного возраста. И кто, если не мы, воспитатели, можем вырастить патриотов страны. Мы не можем быть безразличными к тому, какими станут наши воспитанники в будущем.
Одним из проявлений патриотизма является любовь к родной природе, так как природа – мощнейшее средство эмоционального воздействия на чувства и эмоции человека. И если мы научим воспитанников видеть прекрасное вокруг себя, дорожить им, приумножать природные богатства, то, несомненно, мы вырастим патриота страны. Поэтому, патриотическое воспитание необходимо осуществлять через экологическое образование, сущность которого заключается в формировании человека с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа прививает любовь к родной земле, к Родине. Исходя из этого, моя работа по теме «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой» включает целый ряд задач:
— воспитание любви и привязанности к своей семье, к детскому саду, поселку, к родному краю;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитанию чувства уважения к труду;
— расширение представлений о России;
— знакомство с символами города, государства.
Моя работа над этими задачами проходит через все виды детской деятельности, как в повседневной жизни, так и на занятиях. Я понимаю, что уровень представлений детей о нравственности и патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано, какие методы используются, как организованна предметно – развивающая среда в группе.
Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Надо показать ребёнку, что родное село славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью души.
Работу по воспитанию нравственно-патриотических чувств я начала с детьми младшего дошкольного возраста. Быть патриотом — значит чувствовать привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей семье, к своей Родине. Вначале детей учила сопереживать героям произведений. Уже с этого возраста неоспоримое влияние на воспитание оказывает фольклор : сказки, потешки, прибаутки. С раннего возраста стараюсь вызвать эмоциональный отклик на действия героев произведений, желание помочь, сделать хорошее для кого-то. Через фольклорные произведения из поколения в поколение передаются такие нравственные качества как добро, дружба, трудолюбие. Они несут в себе черты национальных традиций, содержат информацию о родном крае, культуре народа, помогают узнать детям традиции, обряды. Дети с удовольствием участвуют в народных праздниках с играми, плясками, песнями («Манкун», «Масленица», музыкально-спортивный «Защитники Отечества»», «Осень – прекрасная пора», «Весна-красна», целью которых является развитие коммуникативных способностей, обогащение нравственных качеств. Во время таких праздников дети приобщаются к истокам родной культуры. Организован спортивный досуг «Зимние забавы» с присутствием элементов состязания.
Используя произведения В. Бианки, М. Пришвина, Н Сладкова, Н. Павловой показываем ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Художественное слово помогает правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом.
Ребенок начинает познавать Родину также через ближайшее окружение : свою семью, детский сад. Прежде всего, детей знакомила с взрослыми людьми: их внешним видом, действиями, взаимоотношениями через рассматривание фотовыставки «Моя семья», беседы «С кем я живу», наблюдением за работой взрослых в детском саду: няни, повара, прачки, рабочего. Затем дети узнают, где и кем работают их родители и члены семьи. Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном посёлке, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для неё, испытывают чувство ответственности перед ней. Экскурсия по родному посёлку помогает расширить и углубить знания о родном посёлке, воспитать уважение к людям труда, приобщить к участию в мероприятиях, проводимых в селе.
Через экскурсии на луг, берег реки, поле формируются не только представления детей об окружающих природных условиях, но и чувство ответственности за сохранение природы родного края. Во время наблюдений за погодой дети имеют возможность проверить правильность народных примет и оценить глубину народной мудрости.
Знакомство с родным селом, городом вызывает у детей положительные эмоции, а также стремление рисовать, мастерить поделки из природного материала. Поэтому дальнейшая работа по формированию патриотических чувств также проводится на занятиях по художественно-творческой деятельности.
Во время прогулок и экскурсий дети учатся видеть красоту окружающего мира, приобретают навыки культурного поведения в природной среде, знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными, со средой их обитания как естественной (луг, лес, водоем) так и созданной человеком (огород, сад, парк, сквер) учатся беречь и ценить ее.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем и воспитанием патриотических чувств ведётся и в книжных уголках, где выставляются книги познавательного характера, иллюстрации, фотоальбомы о родном крае, посёлке, предметы народного прикладного искусства.
Важно донести до детей мысль : спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия, как:
- конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества»;
- «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
- «Неделя памяти», где воспитанники детского сада оформляют поздравительные открытки и подарки для ветеранов войны.
- занятия, беседы.
- утренник посвящённый ДнюПобеды, конкурс чтецов «Великой Победе посвящается».
- экскурсия или к памятнику погибшим односельчанам.
В моей работе по нравственно-патриотическому воспитанию огромное значение имеет семья. Осознанное включение родителей в единый, совместный процесс воспитания ребенка позволило значительно повысить его эффективность. Проводятся тематические родительские собрания, консультации для родителей. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала, принимают участие в проведении совместных экскурсий, праздников, выставок и конкурсов. Девизом нашей группы стали слова «Родитель в группе не гость, а полноправный член коллектива». Участие родителей в народных праздниках, ярмарках вызывает у детей большой эмоциональный отклик.
В своей работе использую следующие формы организации труда детей : индивидуальные поручения, коллективный труд, дежурства. Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному селу, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству. Труд по уходу за природой должен быть разнообразным по своему содержанию (уход за растениями и животными, труд на огороде и в цветнике, уборке на участке детского сада и пр., регулярным, посильным. Вместе с детьми сажаем зелень, на клумбах – цветы, ухаживаем и наблюдаем за ростом. Дети с удовольствием убирают участок.
Игра является ведущей детской деятельностью дошкольников и вместе с тем источником их положительных эмоций. Дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней. В целях воспитания позитивного отношения детей к природе родного края проводятся экологические развлечения.
Особое место и значение в системе патриотического образования дошкольников занимают дидактические игры. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе, о людях, которые живут и трудятся во благо Родины. В процессе работы использую следующие дидактические игры: «Птицы нашего края», «Какого растения не хватает?», «В гостях у лесных жителей», «Животные и растения родного края». Словесные игры. «Когда это бывает?», «Где, что зреет?», «Так бывает или нет?». Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в лес», «Зоопарк», «Детский сад», «Библиотека» и др. помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.
Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка, в группе оформлен уголок "Народные промыслы России". Необходимо большее внимание уделять краеведческим центрам, (Музей села Сырское, Центр художественных промыслов в с. Троицкое) экскурсии в которые, способствуют формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Таким образом, предлагаемая система работы по формированию патриотического сознания через экологическое образование способствует развитию у дошкольников чувства гордости за свою малую Родину, за свой народ, способствует формированию патриотических чувств у дошкольников.