Людмила Евгеньевна
Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в системе художественно-эстетического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Чугунова Людмила Евгеньевна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№42 «Малинка»,
г. Старый Оскол Белгородской области
Проблема воспитания новых поколений россиян – самая острая проблема дошкольных учреждений, семьи, государства. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Ценность семейного воспитания неоспорима. Но когда традиции семьи приветствует дошкольное образовательное учреждение, где воспитывается ребенок, раскрываются новые формы сотрудничества семьи и детского сада, закладываются основы нравственного воспитания подрастающего поколения.
Публикация «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в системе художественно-эстетического развития» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Воспитание ценностного отношения к семье у дошкольников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем. Современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственности, правовой культуры. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий, необычайно осложнилась проблема воспитания Человека, гражданина России, способного взять на себя ответственность за свою семью, за свою судьбу, судьбу Отечества. В этих условиях воспитатель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Воспитание семейных ценностей – это воспитание семейной культуры, нравственности семейных отношений.
Основная задача нравственного воспитания ребенка в семье и дошкольном учреждении состоит в формировании начал гуманизма, т. е. таких человеческих качеств личности, как доброта, отзывчивость, чуткость к окружающим, внимательность, предупредительность, заботливость, готовность к сопереживанию и оказанию посильной помощи близким, друзьям и незнакомым людям. Следует отметить, что гуманистические нравственные представления - это фундамент того небоскреба, которым впоследствии становится нравственно зрелая личность. И традиционный семейный уклад помогает ребенку узнать жизнь в разных ее проявлениях и учит включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. Все эти задачи подробно расписаны по возрастам в программе ДОУ.
Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И педагогам предстоит хорошая возможность восстановить традиционные духовно – нравственные основы семьи, укрепить связи между поколениями. Нельзя допускать «дистанции» между поколениями: чем старше и опытнее человек, тем больше он может передать младшему поколению, предостеречь его, сохранить своей любовью.
В своей группе педагог рекомендовал бабушкам и дедушкам рассказывать внукам о своих молодых годах, делиться жизненным опытом, при этом вспоминая и своих бабушек и дедушек. Для этого были организованы «Часы встречи с интересными людьми», совместные праздники «День пожилого человека», «День семьи», «День матери», «Бабушкины посиделки», круглый стол «Добро пожаловать!», гостиная «Сильна семья традициями», круглый стол «Коли семья вместе, то и душа на месте», практикум «Праздник в кругу семьи» и др., оформлены семейные фотоальбомы, по которым дети могут рассказать историю своей семьи, подготовленную и записанную в альбомы родителями. Цель этой работы: помочь родителям осознать значимость семейных традиций в воспитании ребенка, оказать практическую помощь в подготовке и провидении праздника в домашних условиях (как порадовать детей и всех членов семьи; как создать атмосферу добра и радости в праздничные дни, делиться опытом семейного воспитания.
В ходе работы с детьми и родителями по данной теме педагог выяснила, какие колыбельные песенки детям дома поются, какие сказки читаются, заучиваются стихи и т. д., потому что дети на всю жизнь это усваивают, а если ребенок лишен такой любви, такой взаимосвязи между поколением, их души недополучают семейной теплоты, черствеют, лишены доброты. И именно поэтому педагог поставила перед родителями первостепенную задачу создания у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.
Особое место в патриотическом и нравственном воспитании ребенка следует отнести чтению. В дошкольном возрасте ребенок очень любит сказки, которые рассказывает ему взрослый. Педагог на начальной стадии своей работы не только собрала любимые книги детей и оформила книжный уголок, но и рекомендовала родителям, какие книги читать детям в зависимости от возраста. В своих консультациях «Приобщайте ребенка к художественной литературе», «Что и как рассказывать детям» групповом конкурсе «Сочиним сказку вместе», рекомендациях «От сказки к воспитанию ребенка» (подробно расписаны нравственные задачи, во время мастер – класса «Что за чудо эти сказки!», тематической встречи «День Семьи», она рассказала родителям, что дети из книг узнают о хороших людях, людях, их делах, о животных и растениях. Слушая сказку, ребенок не остается равнодушным к героям, он переживает, радуется и огорчается. Для начала, для детей старшей группы мы создали тёплую, уютную атмосферу. Каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбкой, смехом, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своей Родине.
В музыкально-образовательной деятельности патриотическое воспитание строится на основе творческого взаимодействия взрослых и детей. Музыкальный репертуар составляют лучшие образцы классики и современности России, где отражается уклад жизни, традиции, любовь к природе, к матери, к родине, к своей семье. Чувство патриотизма воспитывается и прививается во всех видах музыкально-образовательной деятельности и во всех группах, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Используются такие формы работы, как беседы-концерты, посвященные «Дню Победы», «Дню защитников Отечества»; экскурсии к памятникам павших воинов с возложением цветов.
В процессе нашей работы с дошкольниками немаловажное значение имеет работа по ознакомлению детей с художниками, картины которых помогают прививать детям любовь к прекрасному, к природе, к близким, родным, учат добру, справедливости, способствуют созданию определённого мировоззрения, позволяющего дать маленькому человечку правильную оценку жизни, определяет поведение детей, их переживания, суждения и эстетический вкус.
Важно формировать у детей эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства; учим их не только узнавать в картине знакомые предметы, но и видеть их красоту, многообразие форм, цветов, фактуры, вызывать желание самостоятельно создавать натюрморты, выражать свое эмоциональное отношение к изображаемому. Беседуя с детьми, показываем, что художник не просто изображает цветы, фрукты, овощи, а рассказывает с помощью красок о том, что он подметил в окружающей природе. Иначе говоря, в своей картине художник передает свои мысли, чувства, настроение и хочет поделиться этим с другими.
У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Творческая деятельность - это деятельность, рождающая нечто новое, свободное отражение личностного «Я». Любое творчество для ребенка - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Поэтому в современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения.
В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д.
Задача ДОУ – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей.
Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей семье, гордости за нее необходимо всегда. В настоящее время актуальность проблемы воспитания определяется самой жизнью, состоянием молодого поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях. Можно констатировать глубокий кризис духовности общества в целом, и еще большей степени происходит нарастание без духовности подрастающего поколения. Оно проявляется в негативном отношении к истории семьи, его культуре, традициям, в потере смысла жизни и жизненных ценностей. У детей наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и познавательной сферы, недостаточность развития различных видов восприятия, внимания, памяти. Поэтому возникают трудности в формировании социальной и культурной компетентности, которая предполагает знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а также умения понимать и правильно использовать их в процессе общения.
Список литературы
1. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания – родителям.
2. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель дети., М., 1985
4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.
5. Жариков А. Д. Растите детей патриотами. М., 1980
6. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край, М., 1990
7. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М. : Сфера, 2004