Татьяна Завалишина
Воспитание культуры поведения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Эта тема не случайна, на сегодняшний день она очень актуальна. Культурно воспитанный человек никогда не сделает ничего такого, что могло обидеть, задеть, унизить другого, не сломает ветку, не пройдет мимо чужой беды.
Как бы разносторонне мы не будем развивать наших детей, если мы не
научим их культуре общения, уважению, умению вести себя среди людей,
они не смогут жить в обществе, а у общества, в котором отсутствует
нравственная культура, нет будущего. То, что несут нашим детям
Публикация «Воспитание культуры поведения у дошкольников» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
телевидение окружающая среда, семья сейчас как никогда, требует от нас,
педагогов, всего общества пересмотра форм и методов работы. Ученным можешь ты не быть - культурным просто быть обязан.
Для того чтобы сформировать у детей навыки культуры поведения
надо с первых дней жизни воспитывать разнообразные положительные
навыки, с помощью режима. Режимные процессы представляют
благоприятные возможности, для воспитания культуры поведения. Они
повторяются многократно и влияют на формирование у него чувства
времени, активности, самостоятельности в поведении. Взрослый показывает своё требование в виде несложных, конкретных и понятных правил. Изо дня в день, выполняя эти правила, ребёнок приобретает необходимые навыки, которые в дальнейшем перерастают в привычки. По мере закрепления навыков «сфера самостоятельности» детей постепенно расширяется. Развитие чувств у ребёнка зависит во многом от средств и методов воспитания, от условий в которых они живут. При целенаправленном воспитании чувства ребёнка гораздо богаче,
разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания. Чтобы лучше развивались нравственные чувства, взрослые должны
быть добрее и справедливее относиться к детям. Поведение взрослых служит
для них наглядным примером. Внешний облик воспитателя, его поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, к детям –это важный и действенный пример для подражания. У них возникает желание быть похожими на того, кто затронул их чувства, вызвал симпатию. Только разумное сочетание любви и требовательности даё т желанные результаты: у них возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов во
всех делах, появляется уверенность в своих силах и возможностях. Чувства детей надо воспитывать. Невоспитанность, неразвитость чувств приводит к тому, что вырастает убогая личность. Поступки детей всегда мотивированы, направлены на какую-то цель, а потому связаны с определёнными чувствами радости или неудовольствия – бесстрастных поступков нет.
Очень важно, что поведение детей вызывает оценку окружающих – их
одобрение или осуждение. Осуждение взрослых вызывает у них неприятные переживания. Ребёнок чувствует себя хорошо только в условиях положительного
общения с взрослыми. Привычки нравственного поведения должны
быть сформированы у ребёнка стоящего на пороге школы.
Это привычка к чистоте, порядку, к самостоятельности, к самообслуживанию. Привычка ценить и беречь труд взрослых. Бережно обращаться с игрушками, своими вещами, общественным имуществом. Уважать старших, заботиться о них, правильно реагировать на родительское слово, быть дисциплинированным, честным, правдивым.
Привычки культурного поведения, общения – быть вежливым,
доброжелательным, деликатным, сдержанным, предупредительным.
Воспитание нравственных привычек должно быть в единстве и
последовательности всех требований к поведению детей.
Мы должны внимательно следить, как воспринимает каждый
воспитанник воспитательные воздействия и влияния. Надо как
можно раньше определить уровень нравственной воспитанности каждого
из детей. Это позволяет выявить у каждого ребёнка особенность его
поступков, интересов, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры поведения. И в свою очередь служит
основой для оценки развития ребёнка и корректировки дальнейших
процессов воспитания. Мы пытаемся организовать быт в повседневной
жизни ребёнка. Многие его элементы повторяются изо дня в день, что
приводит к успешному формированию навыков культуры поведения. Для того чтобы лучше привить правила поведения используют разнообразные методы и приёмы. Педагоги формируют культурное поведение постоянно, используя занятия, игры, беседы, режимные моменты.
Надо учитывать, как отражаются на поведении детей впечатления,
которые они получили, наблюдая жизненные различные ситуации, какое
отношение детей к поступкам товарищей и взрослых. Для этого используют
индивидуальные и групповые беседы, дидактические игры, они дополняют
друг друга и тем самым формируют нравственный мир дошкольника.
Совместная образовательная деятельность по культуре поведения,
беседы должны содержать правила этикета и интересные практические упражнения в культурном общении. Это способствует воздействию на внутренний мир ребёнка. Например сказки: в сказках высмеиваются и осуждаются человеческие пороки, восхваляется доброта, честность, верность, любовь к ближним. На народных сказках, прибаутках, пословицах, поговорках выросло ни одно поколение. Надо вводить в обучение правилам поведения детское
творчество: рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы. Для усиления эмоциональных чувств в совместной образовательной деятельности используют литературные, музыкальные, живописные произведения, репродукции, слайды, диафильмы, видеофильмы. Главное в совместной образовательной деятельности по культуре поведения – дать детям возможность понимать других людей, уметь высказываться, оценив своё поведение и поведение окружающих,
задавать вопросы и отвечать, при обсуждении различных ситуаций.