максим jk;
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей
Известно, что самые прочные привычки формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно - гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Воспитание у детей навыков личной гигиены и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Наши отечественные педагоги Нечаева В. Г., Горбачева В. А. и психологи Мухина В. С., Субботский Е. В. доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений.
Также проблемами воспитания культурно- гигиенических навыков занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л. С., Забрамная С. Д., Малер А. Р., Шипицина Л. М.
С первых дней жизни при формировании культурно- гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Культурно – гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость и самостоятельность.
Освоение культурно - гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трехлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки.
С формированием культурно – гигиенических навыков развиваются и нравственные качества. Малыши до трех лет испытывают удовольствие от того, что они в начале выполняют действия вместе со взрослым, а потом самостоятельно.
Актуальность проблемы развития культурно – гигиенических навыков дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
По воспитанию культурно – гигиенических навыков в первой младшей группе, решаются такие задачи:
- Продолжать учить под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;
- Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок, формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовой платок, расческа, салфетка, полотенце, горшок);
- В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке;
- В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь; в определенном порядке складывать снятую одежду, и правильно надевать одежду и обувь.
Цели и задачи раздела
Цель: формировать у детей основы культуры поведения через привитие культурно – гигиенических навыков.
Познавательные:
• Формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания и еды);
• Учить под контролем взрослого, а потом самостоятельно, мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
• Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком).
Развивающие:
• Развивать у детей умение запоминать последовательность действий;
• Развивать и обобщать знания о назначении предметов гигиены (мыло, полотенце, зубная щетка);
• Развивать у детей интерес к совместным действиям со взрослым (воспитателем) и между сверстниками.
Воспитательные :
• Воспитывать у детей аккуратность во время приема пищи, соблюдать правила поведения за столом;
• Формировать у детей стремление быть опрятными, бережно относиться к одежде, игрушкам, поощрять самостоятельность;
• Воспитывать у детей вежливость в общение (говорить слова «спасибо! здравствуйте! до свидания»);
• Воспитывать чувство взаимопомощи.
Возрастные особенности детей 2-3 лет
Поставленные задачи могут быть успешно решены только на основе учета возрастных особенностей ребенка. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее, продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно – деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно – действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоение культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Возрастной особенностью детей 3 –го года является стремление к самостоятельности. Для более легкого овладения определенными навыками, действия делят на несколько операций. На начальном этапе усвоение навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия.
Еще одной важной особенностью этого возраста является то, что по мере овладения новыми действиями детям хочется их неоднократно повторять. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.
Освоение детьми культурно – гигиенических навыков осуществляется в разных формах работы организации педагогического процесса:
• в процессе режимных моментов
• в непосредственно образовательной деятельности
• в создании условий для самостоятельной деятельности детей
• во взаимодействии с семьями воспитанников
И в разных формах организации детей :
• групповой
• подгрупповой
• индивидуальной
Описание системы работы
Первый этап работы - это диагностирование детей, чтобы определить уровень сформированности культурно – гигиенических навыков у каждого ребенка. Для этого можно составить таблицу, где у каждого ребенка будет свой уровень усвоения культурно – гигиенических навыков :
• навыки мытья рук и умывания;
• навыки культуры еды и поведения за столом;
• навыки самообслуживания (одевания, раздевания);
• навык пользования носовым платком.
• навык пользования горшком.
Составление перспективного плана работы с детьми.
1. Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур.
2. Пример взрослого.
3. Приучение, упражнение.
4. Создание воспитывающих ситуаций.
5. Поощрение, которое помогает ребенку поверить в свои силы (особенно в освоении новых навыков).
Приемы работы:
1. Показ и объяснение.
2. Упражнения и контроль.
3. Пример взрослых.
4. Игровые приемы.
5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, бесед, инсценировок.
6. Единство требование со стороны взрослых.
7. Контроль со стороны взрослых.
8. Совместная деятельность с детьми.
Работу по воспитанию культурно – гигиенических навыков следует начинать с первых дней пребывания детей в группе. С младшим воспитателем заранее обговаривали свои требования к малышам. Уже в первые дни нужно знакомить детей с последовательностью одевания. В процессе одевания можно использованы заинтересовывающие моменты, чтобы создать эмоциональный настрой: «Кукла Аня уже оделась и ждет малышей». Малыши любят, когда с ними разговаривают. Во время одевания, например: «Игорь, какая красивая у тебя кофта! Кто тебе ее купил?». И мальчик охотно сам старается одеть кофту. Если ребенок одел что-то сам, надо обязательно похвалить его, и он начнет стараться. Малыши очень чувствительны к доброму отношению к себе взрослых. Учить детей самостоятельно развиваться и убирать свои вещи в шкафчик или на стул. Навыки самообслуживания закреплялись во время дидактических игр «Одень куклу на прогулку» и др. игр на развитие мелкой моторики: пристегивание, шнуровка. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют, поэтому сначала с детьми рассматривается схема умывания. В процессе умывания также используются потешки. Полученные навыки закрепляются рассматриванием сюжетных картинок, в дидактических играх «Научим Элю умываться», «Миша в гостях у Маши», «Купаем кукол». Во время кормления следить, чтобы дети правильно сидели за столом. Первое время необходимо пользоваться нагрудными салфетками, но постепенно дети научаются есть аккуратно. Детей необходимо приучать к бумажным салфеткам и говорить «Спасибо» после еды. Навык культуры поведения закрепляли с помощью игр и игрушек.
Постепенно дети овладевают основными культурно – гигиеническими навыками. Но на этом работа не заканчивается, требования к малышам усложняются.
Правило: нужно добиваться от ребенка, чтобы он самостоятельно делал то, что умеет.
Нужно не только учить детей умываться, одеваться, правильно есть и пользоваться носовым платком, но и приучать их к посильному труду. Малыши учатся убирать игрушки на место после игр.
Таким образом, разнообразие методов и приемов позволяют сформировать у детей культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Улучшение показателей у детей также является результатом совместной работы педагогов и родителей.
Ожидаемые результаты
В соответствие с целевыми ориентирами образования в раннем возрасте:
• Ребенок может интересоваться окружающими предметами и активно действовать с ними; эмоционально вовлекаться в действия с игрушками и другими предметами, стремиться проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Ребенок может знать назначение бытовых предметов (ложки, расчески) и может пользоваться ими, может владеть простейшими навыками самообслуживания; может стремиться проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.
• Может владеет активной речью, включенной в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых.
• Может стремится к общению со взрослыми и активно подражать им в движениях и действиях.
• Может проявлять интерес к сверстникам, наблюдать за их действиями и подражать им.
• Может проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремлению двигаться под музыку, эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.
Изучение методической литературы по проблеме помогает систематизировать знания о методах и приемах организации деятельности детей по данной работе, помогает совершенствовать профессиональные знания (теоретические, методические, технологические) и информационные умения (отбирать необходимую информацию, творчески ее перерабатывать).
Список используемой литературы
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комарова
2. «Трудовое воспитание в детском саду», Т. С. Комарова Л. В. Куцакова
3. «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет.
Е. М. Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова
4. «Развитие и воспитание детей раннего возраста», Л. Г. Голубева, М. В. Печора
5. «Как воспитать здорового ребенка», В. Г. Алямовская