Галина Агапова
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ДЦП испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умение самостоятельно есть, одеваться и раздеваться). Нарушение двигательного и часто психического развития при ДЦП, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей-все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания. Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни.
Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей с ДЦП» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Темочки
При планировании работы по формированию навыков самообслуживания необходимо учитывать наличие у детей с церебральным параличом целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений. Воспитание должно максимально учитывать особенности двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность. У детей и подростков диагноз ДЦП может быть обременён ещё и тяжёлой умственной отсталостью, что затрудняет их воспитание в силу грубых нарушений познавательной деятельности. Дети с тяжелыми формами умственного недоразвития не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Социальное развитие таких детей возможно лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающего их подготовку к самостоятельной жизни.
Таким образом, поставив перед собой цель: воспитание культурно-гигиенических навыков у воспитанников, работу целесообразно проводить совместно с родителями и специалистами РЦ.
При работе с детьми и их родителями ставятся следующие задачи:
• Разработать индивидуальные гигиенические маршруты для воспитанников с учётом их особенностей;
• Формировать умение подавать голосовой или жестовый сигнал при возникновении определённых потребностей.
• Приучать ребенка к гигиеническому индивидуализму (пользоваться своим полотенцем, носовым платком);
• Учить пользоваться предметами обихода и личной гигиены;
• Формировать навыки поведения за столом;
• Воспитывать потребность мыть руки перед едой, формировать навык аккуратности, одновременно воспитывая интерес к действиям.
Дети растут и при несвоевременном формировании навыков самообслуживания, становятся больше и тяжелее, патологические привычки переходят в стойкие навыки и с каждым днём всё сложнее и сложнее прививать положительное повседневное поведение. Важно соблюдать режим дня дома, включив в него обязательное высаживания на горшок, всегда в определённое время на выходных, дома. Также должно обстоять дело с едой, прогулками и другими режимными моментами.
Известно, что важную роль в выполнение любого задания является мотивация. В силу особенностей этих детей, некоторых воспитанников достаточно трудно мотивировать, но всё же ласковый голос, похвала, поощрение могут оказать положительное влияние для закрепления полезных навыков. Основными способами, с помощью которых ребенок учится самостоятельности, являются следующие:
- совместные действия со взрослым, направленные на игру ( когда взрослый берет руки ребенка в свои и производит необходимые действия: моет посуду,фрукты, овощи,кормит куклу, одевает на прогулку);
- подражание (когда взрослый показывает действие и побуждает ребенка к его повторению, при необходимости помогая ему своей рукой);
- по показу (когда взрослый демонстрирует действия и затем ребенок действует самостоятельно) .
Таким образом, такая коррекционно-воспитательная работа с детьми с ДЦП требует использования разнообразных методов, приемов и средств для достижения эффективного результата – формирования навыков самообслуживания.