Сундукова Галина Геннадьевна
Конспект познавательно-игрового занятия «Волшебные состояния воды» для детей и родителей в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-игрового занятия
«Волшебные состояния воды»
для детей и родителей старшей группы.
Составили :
Сундукова Г. Г.
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Цель: расширить и уточнить представления детей о природном явлении — вода.
Задачи:
1) образовательные
- закрепить знание о природном явлении - круговорот воды в природе
Публикация «Конспект познавательно-игрового занятия „Волшебные состояния воды“ для детей и родителей в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, состоянии и местонахождении воды в природе
- продолжать совершенствовать технику безопасности при проведении опытов
2) развивающие
- развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности
- развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами
- развивать воображение и логическое мышление, умение входить в образ состояния воды (жидкость, лед, пар)
3) воспитательные
- подвести к пониманию значимости воды, охране и экономии ее в быту и в природе.
- воспитывать бережное отношение к воде.
- воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями природы и отражать впечатления в изодеятельности.
Предварительная работа: беседа «Вода вокруг нас». Проведение отдельных опытов по исследованию свойств воды, рассматривание фото альбома «Кругом вода», работа с панно «Вода в природных явлениях», игра - имитация «Капелька», чтение сказок, стихов, загадок о воде.
Методы и приемы:
Игровой метод (игра-имитация «Капелька», «Где живет Капелька», «Лед-пар-вода»).
Наглядный метод (символы свойств и состояний воды, капелька, презентация «Состояния воды»)
Практический метод (экспериментирование и описание)
Словесный метод (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, стихотворения, загадки).
Материал и оборудование: проектор, экран, ноутбук. Глобус; образ капельки (из картона). Презентация «Состояния воды», сказка «Путешествие капельки».
Для опытов: таз с водой, ванночка со льдом (лед по количеству детей, термос с кипятком, зеркало.
Листы белой бумаги, цветные карандаши, краски, мелки, фломастеры (по количеству детей)
Словарная работа: лаборатория, иней, роса, жидкость, модель, круговорот воды в природе, пресная вода, газообразная вода, пар.
Предполагаемый результат:
- знают о природном явлении - круговорот воды в природе
- имеют представление о свойствах, состоянии и местонахождении воды в природе
- способны придерживаться правил техники безопасности при проведении опытов
- умеют обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности
- способны входить в образ состояния воды (жидкость, лед, пар)
- понимают значимость воды, ее охране и экономии в быту и в природе.
Ход ОД:
Дети входят, приветствуют гостей и Капельку. Собираются на ковре, образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой. На экране презентация «Состояния воды».
Воспитатель: Капелька предлагает вам поиграть в ученых, исследователей.
Скажите, чем занимаются ученые? Дети: Ученые занимаются наукой. Ученые проводят различные опыты.
Воспитатель: Наука – это познание. Ученые задают себе вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал. Где же работают ученые? Дети: В научной лаборатории.
Воспитатель: Но, чтоб попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. Отгадайте загадку от Капельки.
На ноге стоит одной крутит, вертит головой
Нам показывает страны, реки, горы, океаны. (Глобус)
Воспитатель: А что такое глобус? Дети: Глобус - это модель Земли.
Воспитатель: Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Давайте присядем и рассмотрим наш глобус вместе с Капелькой. Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? Дети: синий, желтый, зеленый, коричневый.
Воспитатель: Расскажите Капельке, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? Дети: леса, горы, пустыни, моря и реки.
(Слайд «Лес», «Пустыня», «Горы», «Море», «Река»,
Воспитатель: А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?
Дети: Значит, что воды больше.
Воспитатель: Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились. На нашей планете 4 океана, 30 морей, много рек, озёр. Как вы думаете, это много или мало? Дети: Много!
Воспитатель: А знаете ли вы, какая вода в море? Дети: Солёная!
Воспитатель: Её можно пить? Дети: Нет!
Воспитатель: А мы, какую воду пьём? Дети: Не солёную!
Воспитатель: Мы пьём пресную воду. Она находится в реках, прудах, озёрах. А мы можем с вами пить воду сразу из реки, озера? Дети: Нет, мы пьем ее уже очищенную из крана
Воспитатель: А как вы думаете, почему нельзя пить воду сразу из реки? Дети: Потому что она там грязная ее нужно очищать.
Воспитатель: Воде всегда поклонялись, как божеству, дарующему жизнь, ее боялись, как неведомую и опасную силу, ей приписывали магические свойства. С давних времен вода служила для защиты от врагов. (Слайд «Замок на воде») Люди не редко селились не на суше, а на воде, в постройках, возведенных на сваях, вбитых в дно реки или озера. Такой дом был надежно защищен от зверей и врагов. Казалось бы, на Земле много воды, проблем не будет. Но большая часть воды сосредоточена в морях и океанах и содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению. На долю пресных вод приходиться малая часть. Поэтому воду нужно беречь. В каком же виде встречается вода в природе? Чтобы ответить на этот вопрос Капелька приготовила для нас загадки, которые прочитают нам родители.
Слайд - Загадки
1. Мочит поле, лес и луг, город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь, ты же знаешь это -… (Дождь)
2. С неба падают зимою и кружатся над землею легкие пушинки, белые… (Снежинки)
3. Сверху одеяло на землю упало, самой лучшей ваты мягче и белей.
Травкам и козявкам, всем зверушкам малым спать под одеялом до весенних дней. (Снег)
4. У нас под крышей гвоздь растет. (Сосулька)
5. Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… (Иней)
6. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.
А пошел искать их днем - ищем, ищем – не найдем. (Роса)
7. Пушистая вата – плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака)
8. По небесам оравою, бегут мешки дырявые,
И бывает иногда из мешков течет вода.
Спрячемся получше, от дырявой… (Тучи)
9. Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лед)
Воспитатель: Что объединяет все наши отгадки? Дети: Это все вода
Воспитатель: Правильно и сегодня мы поговорим о воде. Давайте вспомним наши опыты с водой, и расскажем Капельке, с какими свойствами воды мы познакомились. Капелька будет «идти» по кругу, а вы будете передавать ее друг другу, и называть свойство воды.
Игра – имитация с родителями и детьми «Капелька».
Я Капелька прозрачная, …
Дети: Капелька воды прозрачная, без запаха, без вкуса, без цвета, не имеет формы, жидкая.
Игра с родителями и детьми «Где живет Капелька»
Я Капелька живу в море, …
Воспитатель: Поиграем в игру «Где живет Капелька», вы должны мне сказать, где есть вода в природе. Молодцы, отлично все справились!
Воспитатель: Ребята, когда мы с вами проводили опыты, понравилось вам быть учеными? Тогда давайте вместе с Капелькой снова посетим нашу лабораторию и проведем новые опыты по исследованию воды и ее свойств. Ведь только о ней мы сегодня и говорим. Напомним Капельке, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Дети: В лаборатории нужно быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.
Опыт № 1: Способность воды отражать предметы
(Слайд «Вода – жидкая»)
Воспитатель: Приглашаю вас подойти к моему столу. Скажите, что на нем стоит? Дети: На столе стоит таз с водой.
Воспитатель: Давайте по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? Дети: Мы увидели свое отражение.
Воспитатель: А где еще, можно увидеть свое отражение? Дети: Мы можем увидеть свое отражение в зеркале, в речке.
Воспитатель: Значит, вода может отражать предметы, как зеркало. Давайте подуем на воду и заглянем в нее. Увидели ли вы теперь свое отражение? Дети: Мы видим свое отражение очень плохо, оно размыто.
Вывод: вода – жидкость. Когда вода спокойная, она может отражать предметы, как зеркало, а когда не спокойна, то отражение воды нечеткое и размытое.
Воспитатель: Лиля, найди карточку, которая означает это состояние воды и помести ее на магнитной доске.
Опыт №2 «Твердая вода – лед».
(Слайд «Вода – твердая»)
Воспитатель: Давайте подойдем к следующему столу. Что лежит в ванночках? Дети: В ванночках лежит лед.
Воспитатель: Возьмите в руки по льдинке, что происходит со льдом? Дети: Лед в руках тает и превращается в воду.
Вывод: лед - это тоже вода, лед - это твердое состояние воды.
Воспитатель: Саша, найди карточку, которая означает это состояние воды и помести ее на магнитной доске.
Опыт № 3: «Пар – это вода».
(Слайд «Вода – газообразная»)
Проводит воспитатель (на столе термос с кипятком и зеркало). Дети находятся на 0,5 м от стола.
Воспитатель: возьмем термос с горячей водой, откроем его и посмотрим, что происходит? Дети: У термоса из горлышка выходит пар.
Воспитатель: Чтобы лучше было видно поставим зеркальце. Мы видим, что паринки, когда их становится много, опять превращаются во что? Дети: Паринки превращаются в воду.
Вывод: пар-это тоже вода. Такое состояние воды называется парообразным.
Воспитатель: Влада, найди карточку, которая означает это состояние воды и помести ее на магнитной доске.
Игра с родителями и детьми «Лед-пар-вода»
Воспитатель: давайте поиграем с Капелькой, я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать.
Лед растает, и тогда будет из него. (вода) - дети «плавают»
Если сильный-сильный жар, из водички будет. (пар) - дети изображают
пар движением рук, поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят (ф-ф-ф)
Если пар вдруг охладится, превратится пар в … (водицу) - дети «плавают»
Если холод вдруг придет из водицы будет. (лед) - дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? А как вы думаете, Капелька путешествует? Дети: Да.
Воспитатель: Кто расскажет, сказку про Капельку, про путешествие, которое она совершает в природе? Слайд «Круговорот воды в природе»
Дети: Одна веселая капелька жила с подружками в море. Но вот однажды выглянуло жаркое солнышко и стало своими лучами нагревать воду. От такой жары капелька воды с подружками стала превращаться в пар и подниматься все выше и выше. Капелек собралось много, и они протянули друг к другу руки, превращаясь в легкое облачко. Вдруг прилетел ветер — озорник и подул на облачко. Оно соединилось с другими облачками, и превратились они в большую тучу. Эта туча закрыло солнышко, стало прохладно и капли пара стали остывать. И когда они остыли, снова превратились в капельки воды. Из тучки пошел сильный дождик, наша знакомая капелька снова попала в свой дом-море.
Воспитатель: Вот какое сказочное путешествие совершила наша Капелька. Как же нам назвать это путешествие? Дети: Оно называется круговорот воды в природе (движение по кругу).
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Дети: О воде.
Воспитатель: Вода может быть в разных состояниях. Каких? Дети: Она может быть жидкой, твердой и газообразной.
Воспитатель: Какие моменты вам понравились и запомнились? Почему?
Предлагается всем пройти в творческую мастерскую и нарисовать, то, что запомнилось и понравилось. Дети и родители могут выбрать средства для рисования по желанию. Под тихую музыку воды дети рисуют