Наталья Мельничук
Перспективное планирование поисково-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» для младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование поисково-экспериментальной деятельности по теме «Волшебница вода»
Младший дошкольный возраст.
№ п/п Месяц Эксперименты, наблюдение, опыты Задачи, словарь Материал
1 Сентябрь 1.«Как играть с водой»
2.«Наливаем – выливаем» Вызвать интерес к данному объекту; способствовать расширению знаний детей о свойствах воды; развивать речь детей, активизировать словарь.
Словарь: жидкая, прозрачная, можно налить, перелить. Разнообразные емкости для воды (большие-маленькие, круглые-квадратные)
Публикация «Перспективное планирование поисково-экспериментальной деятельности „Волшебница вода“ для младших дошкольников» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Планирование, тематические недели
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
2 Октябрь 1. «Поиграй со мной, водичка» Дать представление о том, что некоторые предметы могут держаться на воде; развивать интерес к игре с водой, обогащать словарь ребенка.
Словарь: кораблик, скорлупка, ветерок, волны. Веточки, сухие листочки, скорлупа грецкого ореха, шарики от пинг-понга.
2. «Почему осенью бывает грязно?» Знакомить детей со свойствами воды; развивать любознательность, интерес; активизировать словарь, воспитывать аккуратность, бережное отношение к воде;
Словарь: грязь, можно испачкаться, побрызгать, лужа. Пульверизатор с водой, чашка с землей.
3 Ноябрь «Мой веселый звонкий мяч» Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность; развивать речь, активизировать словарь.
Словарь: плавает, выпрыгивает, легкий, упругий, легче, тяжелее. Ванночка с водой, маленький резиновый мячик, салфетка, карандаши. Лист бумаги (на каждого ребенка)
4 Декабрь 1.«Превращение воды в лед»
2.«Изготовление цветных льдинок» Продолжать знакомить детей со свойствами воды в твердом состоянии; развивать наблюдательность, память, усидчивость; воспитывать аккуратное обращение с цветной водой.
Словарь: бесцветная, прозрачная, застывает, становится цветной, украсим елку на участке. Формочки, акварельные краски, нитки, мелкие предметы, черпачек.
5 Январь Наблюдение за снегопадом, метелями. Вызвать интерес к данному объекту; развивать наблюдательность, внимание4 воспитывать чувство прекрасного
Словарь: влажный-липкий, сухой – твердый, тает – превращается в воду.
6 Февраль 1. «Что произошло со снежинкой?» (рассмотреть снежинку через лупу) Продолжать знакомить со свойствами воды, развивать любознательность; развивать речь, активизировать словарь; учить любоваться красотой снегопада.
Словарь: лупа, красивая, мохнатая, тает на ладошке, холодная Лупа, увеличительные стекла, салфетки (на подгруппу детей)
2. «Куда спряталась водичка?» Продолжать знакомить со свойствами воды, развивать интерес, любознательность; воспитывать аккуратность в работе с водой.
Словарь: губка, впиталась, вытекает, мягкая, упругая, плавают, становятся тяжелыми, можно выжимать Губка, тазик с водой, стакан.
7 Март 1. «Наблюдение за капелью» Вызывать интерес к данному объекту; продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, внимание, воспитывать чувство осторожности, безопасность.
Словарь: капель, сосульки, замерзает, гладкая, холодная
2. «Зачем нужна вода растениям?» Дать представление о значении воды в жизни растений; развивать наблюдательность, любознательность, интерес; воспитывать бережное отношение к растительному миру; активизировать словарь ребенка.
Словарь: появляются почки, набухают, листочки, пьют воду. Сосуд с водой, веточки тополя, березы.
8 Апрель «Волны» Знакомить со свойствами воды, развивать умение наблюдать, сравнивать, воспитывать аккуратность.
Словарь: ветерок, слабый-сильный, маленькие-большие, волны Тазик с водой, трубочки для коктейля (на подгруппу детей)
9 Май «Кому нужна вода?» Дать представления о значении воды для жизни; расширять словарный запас ребенка; развивать познавательный интерес
Словарь: важна для всех, приходит в дом по трубам, водопровод, колодец. Игрушка-варежка Капелька, картина с изображением колодца.
Перспективное планирование поисково-экспериментальной деятельности по теме «Волшебница вода»
Средний дошкольный возраст.
№ п/п Месяц Эксперименты, наблюдение, опыты Задачи, словарь Материал
1 Сентябрь 1.«Теплая капелька, или помоги Колобку умыться»
2.«Вода бывает теплой, холодной, горячей» Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы; закреплять культурно-гигиенические навыки; воспитывать аккуратность при работе с водой. Тазики с горячей, холодной водой; емкости для смешивания воды, ковшик для набирания воды, дидактическая игрушка колобок.
2 Октябрь 1.«Вода жидкая, может течь»
2.«Встреча с ручейком»
3.«Капельки» Продолжать знакомство со свойствами воды; развивать познавательную деятельность, образное, творческое мышление; воспитывать бережное отношение к воде, аккуратность.
Словарь: жидкая, может течь, капелька, большая – маленькая, густая масса. Емкости для воды; для сравнения густая масса; небольшой желобок, пипетка.
3 Ноябрь 1.«Чем пахнет вода?»
2.«Есть ли у воды вкус?» Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; подвести к пониманию того, что вода не имеет запаха, вкуса. Объяснить, что вода приобретает вкус того вещества, которое в ней растворено; воспитывать бережное отношение к воде. Учить определять по запаху вещества, которые добавлены в воду.
Словарь: без запаха – без вкуса; добавки, красители, сладкая – кислая. Емкости с водой, красители.
4 Декабрь «Игра в прятки» Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Словарь: капля медленно течет; «растворяется» на влажной поверхности; становится незаметной; окрашивает влажную поверхность Две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и подкрашенной водой, лист бумаги, карандаши на каждого ребенка.
«Играем с красками» Познакомить с растворением краски в воде; развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Словарь: Капля краски, если ее не мешать растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно. Две баночки с прозрачной водой; краски; лопаточка; салфетка; лист бумаги.
5 Январь «В каком стакане лед быстрее растает» Продолжать знакомить со свойствами воды в разном состоянии; развивать наблюдательность, усидчивость; активизировать словарь
Словарь: лед, твердая вода тает, превращается в воду. 3 стакана с водой (холодной, теплой, горячей, кусочки льда.
«Лед легче воды» Вызвать интерес к данному опыту; дать понять, что лед легче воды, поэтому он держится на поверхности и не тонет; развивать любознательность, усидчивость; воспитывать аккуратность при работе с водой.
Словарь: плавает – не тонет, тает. Ванночка с водой, кусочки льда.
6 Февраль «Радуга» Вызвать интерес к данному объекту, развивать наблюдательность, усидчивость, терпение; познакомить с отражательной способностью зеркала; воспитывать осторожность при проведении данного опыта.
Словарь: радуга, «дуга», солнечный луч Зеркало, тазик с водой
«Превращение в воду» Уточнять представления о свойствах воды, развивать познавательную активность, образное мышление, любознательность; воспитывать культурно-гигиенический навыки, здоровье сберегающие навыки.
Словарь: рыхлый, холодный, тает, талая вода, больше – меньше, грязная – чистая. Два ведерка (одно со снегом, другое с водой)
«Пар – это тоже вода» Продолжать знакомить детей со свойствами воды в разном состоянии; развивать способности наблюдать, исследовать, формировать умение вести беседу, воспитывать осторожность при работе с водой.
Словарь: пар, кипяток, поднимается вверх. Термос с кипятком, зеркальце или стекло.
7 Март «Что вода размочит быстрее?» Продолжать знакомство со свойствами воды; развивать наблюдательность, любознательность, сообразительность; учить определять на ощупь объект, который находится в воде; активизировать словарь; воспитывать аккуратность.
Словарь: салфетка, картон, тетрадный лист, намокла, размокла, развалилась в руках. Ванночка с водой, кусочки бумаги различные по плотности.
«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются» Продолжать знакомить со свойствами и качеством воды; развивать наблюдательность, усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при работе с водой; активизировать словарь
Словарь: песок, сахарный «песок»; растворяется, не растворяется, перемешали. Два стаканчика с водой, речной песок, сахарный песок, ложка для размешивания, акварельные краски, листочки (на каждого ребенка)
8 Апрель «Освобождение бусинок из ледяного плена» Продолжать знакомить со свойствами воды в твердом состоянии; развивать мышление при выборе способов действий; стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми; воспитывать аккуратность в работе.
Словарь: попали бусинки в плен, теплая вода, лед растает, поставить на батарею Замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки на каждого ребенка.
«Мыло-фокусник» Познакомить со свойствами и назначением мыла при смешивании с водой.
Развивать наблюдательность и любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом
Словарь: теплая – прозрачная, пузыри воздуха, скользкое, пена, изменился цвет, мыльный пузырь из трубочки, легкий, переливается на свету. Ванночка с водой, кусочек мыла, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги.
9 Май «В какую бутылку быстрее нальется вода?» Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины; развивать смекалку, любознательность; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Словарь: погружать, песочные часы; широкая труба просторнее, чем узкая; вода поступает быстро в бутылку широким горлышком и издает громкий звук; в бутылку с узким горлышком поступает медленно – издает мелодичный звук. Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани, песочные часы.
«Друзья» Познакомить с составом вода/кислород; развивать смекалку, наблюдательность, любознательность; воспитывать интерес к данному эксперименту.
Словарь: пузырьки – это кислород; при движении воды пузырьков становится больше. Стакан с водой; бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетки из ткани.
Перспективное планирование поисково-экспериментальной деятельности по теме «Волшебница вода»
Старший дошкольный возраст.
№ п/п Месяц Эксперименты, наблюдение, опыты Задачи, словарь Материал
1 Сентябрь 1. «Послушная водичка»
по рассказу Л. Н. Толстого «Умная галка» Познакомить детей с объемом тел (предметов) развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, наблюдательность, любознательность, смекалку, учить соблюдать правила безопасности при работе со стеклом водой.
Словарь: поднимается вверх – увеличивается в объеме; впиталась; стекает; вытекает; Две стеклянные банки с водой, заполнены на половину, шесть небольших камешков, пластина из оргстекла, поролоновая губка, лист бумаги, карандаши на каждого ребенка для зарисовки)
2. «Фокусник бальзамин» Познакомить со структурой стебля бальзамина; развивать познавательный интерес, наблюдательность, наблюдательность, усидчивость; воспитывать бережное отношение к растительному миру, к воде; активизировать словарь; учить зарисовывать опыт.
Словарь: бальзамин, черенок, обильный сок, волокна, надрез, стебель, «пьет воду», закрасилась Две стеклянные банки с водой (в одной вода красного цвета, черенок бальзамина, лупа, лопатка, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка для зарисовки эксперимента)
2 Октябрь Три состояния воды:
1.«Замораживание»
2.«Растаивание»
3.«Нагревание»
4. Эксперименты со льдом Вызвать интерес к данному объекту; развивать наблюдательность детей, их умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; воспитывать аккуратность, осторожность при работе с водой.
Словарь: жидкость, газ, превращается. Емкости для воды разной формы, карандаши (на каждого ребенка для зарисовки) листы бумаги.
3 Ноябрь-декабрь 1.«Тонет – не тонет»
2. «Опыты с соленой водой»
3. «Растворить соль, сахар, марганцовку»
4. сравнить вязкость воды и масла»
5.«Что стало, когда воду налили?»
6.«Предложить найти воду в разных предметах и состояниях» Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде. Воспитывать аккуратность, осторожность при работе с водой; активизировать словарь; учить зарисовывать свой эксперимент.
Словарь: жидкость, раствор, растворять, впитывать, горячая – холодная, пар, вязкая, соленая – пресная, тонет – не тонет Разные сыпучие вещества, масло, оргстекло, тяжелые предметы, легкие предметы; карандаши (на каждого ребенка) листы бумаги.
4 Январь 1. «Иней» Вызвать интерес детей к данному эксперименту; формировать представление о данном объекте; развивать наблюдательность, терпение, воспитывать осторожность при данном проведении опыта, учить делать зарисовки, активизировать словарь.
Словарь: иней, покрылся снегом. Горячая вода, ветка, карандаши, лист бумаги на каждого ребенка.
2. «Спичка-пленница» Продолжать знакомство со свойствами воды в разном состоянии; развивать любознательность, наблюдательность; воспитывать аккуратность, осторожность при проведении данного опыта, активизировать словарь.
Словарь: вмерзает в лед, соль заставляет таять лед, замерзает. Спички, лед, соль.
5 Февраль-март 1. Наблюдение за снегом: «Где быстрей растает; измерение температуры снега»
2. Наблюдение за испарением воды: «В каком блюдце испарилась вода быстрее»
3.«Что происходит с холодным блюдцем если его поднести к пару?»
4. Наблюдение за сосульками: «Где быстрее растает сосулька?»
5.«Делаем облако»
6.«Можно ли склеить бумагу водой?» Вызвать интерес к данному объекту, закреплять знания детей о состоянии воды; показать где, в каком виде существует вода; развивать наблюдательность, любознательность; дать понять, что вода самое удивительное вещество на земле; воспитывать аккуратность, осторожность; развивать и активизировать словарь; учить делать зарисовки, отвечать на вопросы, делать выводы.
Словарь: термометр, температура, выше – ниже, испарение; холодный воздух, склеилась, тает – не тает.
Емкости для воды; различные предметы (блюдце, чайник с горячей водой, бумага, термометры)
6 Апрель-май 1.«Вода защищает растение от низких температур»
2.«У растений внутри есть вода»
3.«Вода нужна всем» (наблюдение за прорастанием семян)
3.«Куда уходит вода после дождя?»
4. Что произойдет с растением, если накрыть его стеклянной банкой? Что можно увидеть на банке?» Способствовать уточнению и закреплению знаний о свойствах воды; развивать познавательную активность; умение выражать правильно свои мысли; обогащать словарь; развивать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы; воспитывать бережное отношение, аккуратность; учить детей делать зарисовки своего опыта.
Словарь: низкая температура – высокая; набухают – прорастают, впитывается, остается больше влаги, испарина. Термометры, растения, семена, стеклянная банка, карандаши, листы (на каждого ребенка)