Мария Владимировна Порфирьева
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница соль» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием здоровьесберегающих, ИКТ-технологий (старшая группа)
по теме: «Волшебница соль».
Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность
Задачи:
Обучающие: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, соли и научить использовать соль, как средство для творчества, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности „Волшебница соль“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Развивающие: Развивать умения обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать любознательность, потребность в получении информации, желание экспериментировать.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Словарная работа: невидимый, упругий, легкий, прозрачный, опыты.
Предварительная работа: Беседа «Что мы знаем о соли и ее свойствах?»
• Просмотр слайдов на тему: «Где и как добывают соль»
• Проведение опыта «Выращенные кристаллы соли»
• Дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус»
• Рассматривание познавательных книг.
Методические приемы:
• Игровой элемент (прием)
• Беседа
• Диалог
• Наблюдение
• Опыты (эксперименты)
• Игра
• Физминутка
1. Орг. Момент.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Много нового узнать.
2. Мотивация
Ребята сегодня, на адрес нашего детского сада для нашей группы принесли письмо и посылку. Мне слало очень интересно от кого же она. Но я решила дождаться вас и вместе ее открыть. Вам интересно от кого она.
Тогда давайте откроем письмо и прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут профессор Всезнайка. Я знаю, что вы очень умные и любознательные ребята, задаете много вопросов взрослым. Думаю, вам будет интересно разгадать одну загадку. Со мной произошла невероятная история, я очень сильно простудился, никак не мог вылечить кашель. И врачи посоветовали побывать в пещере. Сказали, это мне обязательно поможет. Я был там несколько раз и приехал домой абсолютно здоровым. Отправляю вам для опытов материал, который помог мне выздороветь. Ваш профессор Всезнайка.»
Смотрите, мешочки лежат, что в них, давайте узнаем. Возьмите все по одному мешочку помните в руках, пощупайте. Как вы думаете, что в них находится?
Дети: (ответы детей)
Загадываю загадка про соль :
Без нее, ребята, повар просто как без рук.
И становится вся пище не съедобной очень, вдруг.
Если в ранку попадет-испытаешь боль.
Вы конечно догадались. Ну, конечно это соль!
Правильно это соль
-Сегодня мы с вами поговорим о соли как настоящие ученые исследователи.
-А что вы уже знаете о соли? Что вы хотели бы узнать о соли?
-Это рукотворный мир или природный? Откуда она взялась?
- Какая бывает соль. Как ее добывают.
-Для чего нужна соль.
-Где люди используют соль?
- Посмотрим новое о соли.
Я покажу вам кое что интересное.
Презентация «Удивительная соль»
1. Какая бывает соль
2. Как добывают
3. Для чего нужна соль
4. Где люди используют соль
Зрительная гимнастика
Глазкам нужно отдохнуть
Нужно глубоко вдохнуть
Глаза по кругу побегут
Много-много раз моргнут
Глазкам стало хорошо
Увидят мои глазки все!
-А теперь приглашаю вас в лабораторию провести опыты с солью.
А что такое лаборатория? (Это помещении, где много приборов для опытов)
. Наденьте, пожалуйста, фартуки, и подойдите к столам. Для начала давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории.
Правила (рассказывает ребенок).
-работая с солью, нельзя трогать глаза;
-на занятиях не толкаться;
-сначала посмотри, что делает воспитатель, а потом повтори;
-соблюдай тишину; на столе соблюдай порядок.)
Опыт №1. Соль белая, без запаха, сыпучая, состоит из кристаллов
Опыт1 «Из чего состоит соль?»
Воспитатель: перед вами тарелочки с солью,возьмите увеличительное стекло рассмотрите соль.
Скажите, на, что похожа соль? (ответы детей)
Какого цвета соль? (ответы детей)
Имеет ли она запах? (ответы детей) Не имеет запаха. Как ощутить запах соли, что бы частицы не попали в нос? Надо легонько помахать рукой над солью.
- Наберите полную ложку соли и переверните ее. Что мы определили? (ответы детей)
- Возьмите пинцетом кристалл соли, положите на черный картон и рассмотрите его под лупой
(дети рассматривают)
- Надавим на соль сухой ложкой. Что мы услышали? (ответы детей)
- При надавливании кристаллы трутся друг о друга, мы слышим хруст.
Как вы думаете из чего состоит соль? Из кристаллов. А форма кристаллов одинаковая или разная? Потрогайте соль. Какая она на ощупь? Вот и раскрыта наша первая тайна. Мы с вами выяснили, что соль белого цвета,сыпучая, не имеет запаха и состоит из кристаллов.
Воспитатель: про соль говорят : «В воде родится, а воды боится»
- Давайте проверим боится ли соль воды.
Опыт №2 «Соль растворяется в воде»
Возьмите два стакана с холодной и тёплой водой. В каждый стакан насыпаем небольшое количество соли и наблюдаем, что будет происходить. Вывод: в холодной воде соль растворяется медленнее, а в тёплой быстрее.
Воспитатель: В воде она родится,
Но странная судьба –
Воды она боится
И гибнет в ней всегда
Опыт №3 «Соль – чистящее средство» (воспитатель насыпает немного соли на губку и чистит бокал, затем ополаскивает и бокал становится чистым).
Вывод: соль выступает как чистящее средство, из-за структуры, мелких кристалликов.
Следующее задание которое вам предстоит выполнить: научить яйцо плавать. Как мы будем его учить? Опустим в воду, что с ним произошло? Оно утонуло. Почему? Яйцо тяжелее воды, а тяжелые предметы в воде тонут. Что нам нужно сделать, чтобы вода стала тяжелее.
Опыт № 4. «Плавающее яйцо».
Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий соленый раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать по поверхности.
Вывод: Яйцо не утонуло потому, что стало легче воды.
в пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет.
Пальчиковая гимнастика. «Мы мешочки с солью взяли»
Мы мешочки с солью взяли
Крепко пальчики мы сжали
Очень холодно зимой мёрзнут руки ой, ой, ой.
Надо руки нам погреть, посильнее разогреть!
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?
Постучали, покрутили, потянули…и открыли.
Посмотрите, перед вами столы с солью.
Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы не говорите, а сразу зарисовывайте на соли, мы потом проверим, правильно ли вы отгадали. Слушайте внимательно:
«Что видим мы, взглянув в оконце,
Нам ярким светом светит….»
(дети рисуют пальчиками солнце на соли)
Воспитатель: Проверим, правильно, вы нарисовали отгадку, молодцы, правильно.
Воспитатель: А теперь разровняйте соль ладошкой. Послушайте следующую загадку.
«Прилетела к нам с теплом
Путь проделав длинный
Лепит домик под окном из травы и глины»
Воспитатель: Нарисуйте, пожалуйста, отгадку.
(дети рисуют ласточку)
Воспитатель: Молодцы, хорошо у вас получается. Разровняйте соль. Послушайте следующую загадку.
«Тает снег,
Бежит водою
Дети шумною гурьбою
По теченью той реки
Запускают корабли (Ручей)
«Червяком она была,
только ела да спала.
Потеряла аппетит,
Смотришь - по небу летит.»
А отгадку мы нарисуем красками. Проходят к столам. На столах заранее подготовленные рисунки.
Физминутка
Доделывают
Воспитатель: Как красиво вы рисуете, все справились с заданием, молодцы!
Наше занятие подошло к концу.
Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (о соли, что она сыпучая, рассыпчатая) Из чего состоит соль? (из кристаллов)
-В какой пещере побывал профессор? (В соляной) Что помогло ему выздороветь? (Целебный воздух.)
-Где эти знания можно применить?
Что нового вы узнали о соли? (можно на ней рисовать, красить соль.)
-Для чего нам надо было это знать?
Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий, и поэтому я присваиваю вам звание «Юный исследователь» и дарю вот такие медали.