Наталья Казакова
Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
«Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс детского сада».
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Поэтому нам педагогам необходимо постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Цель здоровьесберегающих технологий – объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное-самих детей на сохранение, укрепление здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающие технологии» -это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей.
Публикация «Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада» размещена в разделах
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий-обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
Технологии обучения ЗОЖ.
Коррекционных технологии.
В нашем детском саду созданы условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: построение образовательного процесса в соответствии с Сан Пином; организация разумного двигательного режима; организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, пособиями для двигательной активности. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течении всего дня. Являясь участником этого общего процесса, я также уделяю особое внимание внедрению различных методов и приёмов в организации здорового образа жизни и созданию здоровьесберегающей среды в своей группе.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке. Игры малой и средней подвижности можно проводить как в группе так и на улице. Всё игры должны соответствовать возрасту детей.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренить эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением. Для этого я использую в своей работе спокойную классическую музыку, звуки природы.
Пальчиковая г мастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Она полезна всем детям, особенно детям с нарушениями речи. Проводится в любое удобное время в течении дня.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Технология обучения здоровому образу жизни :
Утренняя гимнастика, проводится ежедневно с музыкальным сопровождением. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия проводятся в соответствии с программой по которой работает ДОУ. Они направлены на обучение двигательным умения и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А использование музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физического состояния организма ребёнка.
Самомассаж, это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению организма человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж -этом профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга.
Активный отдых (физкультурный досуг, спортивный праздник, музыкальный праздник, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различны соревнованиях, состязаниях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные умения и навыки, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Спортивные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой, это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляется умение двигаться под музыку, развивает музыкальный слух, память. На территории детского сада имеется оборудованная спортивная площадка, которая позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей как на прогулке так и на физкультурном занятии.
Коррекционные технологии :
Артикуляционная гимнастика-упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, необходимые для правильного звукопроизношения.
Технология музыкального воздействия:
Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки нужно помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состоянии е детей. Музыка используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
Сказкотерапия
Используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповым рассказыванием. Сказки можно и нужно не только читать, но и обсуждать с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого использую кукольный, пальчиковый, настольный театры, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети очень любят сами сочинять сказки, а сказка придуманная ребёнком, открывающая суть проблемы-основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Таким образом, каждая из технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно – образовательного процесса, формирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.