Мурашова Ольга
Проект «Внедрение STEM-технологии в образовательный процесс ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект разработан на основе парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество «STEM образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Авторы: Волосовец Т. В. : кандидат педагогических наук, профессор, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», Маркова В. А. : кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования РФ, главный методист АО «ЭЛТИ-КУДИЦ», ведущий научный сотрудник лаборатории дополнительного профессионального образования и инновационной деятельности ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», директор ОП АО «ЭЛТИ-КУДИЦ» в Краснодаре, Аверин С. А. : кандидат физико-математических наук, доцент Института педагогики и психологии образования.
Публикация «Проект „Внедрение STEM-технологии в образовательный процесс ДОУ“» размещена в разделах
Что такое STEM?
Если расшифровать, то получится следующее: S – science, T- technology, E – engineering, M – mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, математика).
Данная парциальная модульная программа направлена на развитие
интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного
и младшего школьного возраста. Образовательные модули, входящие
в состав программы, могут включаться в программу образовательной
организации и по отдельности.
Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДОУ новой STEM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию. Способствует формированию творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений у детей.
Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень.
Сегодня STEM-образование развивается, как один из основных мировых трендов и основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода. Обязательными условиями такого обучения являются его непрерывность и возможность взаимодействия детей в рабочих группах, где они могут аккумулировать идеи и обмениваться размышлениями.
Основная проблема:
В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества.
В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.
Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности».
Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому возникла необходимость внедрения STEM – технологии в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству и формированию творческого мышления и воображения, так же первоначальных технических навыков.
Актуальность проекта :
По словам Президента РФ В. В. Путина, инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень. Министр образования и науки Д. Ливанов подчеркнул: «В целях повышения конкурентоспособности нашей страны требуется усиление технической подготовки кадров». Для решения данной задачи требуется утверждение STEM образования в России. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства.
Инновационные продукты и прогрессивные технологии являются базовой составляющей современной образовательной системы. Они позволяют специалистам наилучшим образом подготовить подрастающее поколение к возможным трудностям взрослой жизни, которые могут возникнуть при выборе подходящей профессиональной деятельности.
Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.
Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.
Благодаря STEM подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.
Реализация образовательных модулей в приоритетных видах деятельности детей дошкольного возраста:
Игра.
Конструирование.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Различные виды художественно-творческой деятельности.
Освоение технологий ХХI века (цифровые технологии).
Основные ориентиры проекта :
Срок реализации проекта : 1 учебный год (с 01.11. 2021 по 31. 05.2022)
Участники проекта : воспитатели, воспитанники средней, старшей и подготовительной к школе группы, родители.
Адресация проекта : проект предназначен для педагогов ДОУ, родителей и воспитанников старшей возрастной группы.
Типовые особенности проекта :
- По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий
- По количеству участников: групповой.
- По продолжительности: долгосрочный.
Цель: внедрение образовательных модулей STEM-технологии : «LEGO - конструирование», «Математическое развитие», «Экспериментирование с живой и неживой природой» в образовательное пространство ДОУ для развития интеллектуальных способностей дошкольников и вовлечение в научно-техническое творчество.
Задачи проекта :
1. Создать в ДОУ педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду.
2. Организовать работу образовательных модулей STEM-технологии : «LEGO - конструирование», «Математическое развитие», «Экспериментирование с живой и неживой природой»
3. Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.
4. Формировать у детей исследовательские и инженерные навыки; качества, необходимые для работы в команде; умение анализировать результаты проделанных мероприятий.
5. Развивать умения сотрудничества и взаимодействия с другими участниками проекта.
Новизна: Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик и STEM - технологии c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Для достижения цели и решения задач были выбраны следующие модули:
Модуль «LEGO - конструирование»
Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить детей c моделированием при помощи конструктора ЛЕГО. Через образовательный модуль «LEGO - конструирование» развивается:
- способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;
- умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.
Образовательный модуль «Математическое развитие»
Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, счёты, математические конструкторы, шнуровки и др. Через образовательный модуль «Математическое развитие» - реализуется комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет. Математическое развитие осуществляется в играх и познавательно исследовательской деятельности.
Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями.
Дошкольники любят экспериментировать — эта деятельность отвечает возрастным особенностям их мышления: наглядно-образного и наглядно-действенного. Их экспериментирование сходно с игрой, а также с манипулированием предметами, которые являются основными способами познания окружающего мира в дошкольном детстве. Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах предметов и явлений, об их взаимоотношениях с другими предметами, явлениями и со средой, в которой они находятся.
У детей формируются представления об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности; происходит осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия; формируется экологическое сознание.
Практическая значимость проекта
Проект поможет на основании положительного опыта внедрения STEAM - образования в воспитательно-образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста осуществить проецирование элементов данной технологии в работу с детьми младшего возраста.
Ресурсное обеспечение проекта :
Кадровое: старший воспитатель, воспитатели.
Информационное: доступ к сети Интернет, сайт ДОУ.
Материально-техническое: развивающие центры (центр занимательной математики и конструирования, центр экспериментирования, компьютер, принтер.
Этапы реализации проекта : (ноябрь 2021-май 2022 учебный год).
Данный проект предполагается реализовать в три этапа:
1 этап - подготовительный (ноябрь 2021г.)
2 этап - практический, основной (декабрь 2021 – апрель 2022г.)
3 этап – итоговый (май 2022г.)
План реализации проекта
Этап Содержание этапа Направление работы
I этап
подготовительный: ноябрь 2021года Изучение литературы по данной теме. Создание педагогически целесообразной развивающей среды. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования. Обогащение предметно развивающей среды для реализации на практике STEM-технологии. Создание условий, стимулирующих детскую инициативу, творчество для совместной деятельности взрослых и детей на основе STEM-технологии.
II этап
Практический, основной:
декабрь-апрель 2021-2022 гг. Работа с родителями
1. Родительское собрание. «STEM образование в ДОУ» Памятка для родителей «STEM-образование : игры для развития инженерного мышления у ребенка»
2. Консультация «Веселая математика дома».
Цель: познакомить родителей с игровыми способами развития навыков счета, логического мышления, воображения.
3. Консультация «Математические игры по дороге домой».
Цель: учить родителей играм, направленным на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи ребенка.
4. Анкетирование "Исследовательская активность вашего ребенка в семье".
Цель: изучить мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье.
5. Консультация "Организация детского экспериментирования в домашних условиях".
Цель: помогать родителям развивать мышление, логику, творчество ребёнка, учить способам позволяющим показать связи между живым и неживым в природе.
6. Консультация «Экспериментирование с водой».
Цель: учить детей и родителей наблюдать за явлениями природы.
7. Консультация «Как влияет LEGO на развитие детей»
Цель: познакомить с пользой LEGO конструирования для развития детей.
8. Консультация «Освоение ИКТ в дошкольном возрасте. Плюсы и минусы».
Работа с педагогами: 1. Консультация для педагогов «Использование STEM образования в ДОУ»
2. Информационный стенд: буклеты, памятки по данной теме.
3. Педсовет «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через STEM – образование в формате ФГОС».
Работа с детьми:
Модуль «LEGO - конструирование» : (конструирование из различных видов конструкторов)
Модуль «Математическое развитие» (игры и занятия с математическим содержанием в течение года)
Модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» (экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, игры-эксперименты, игры-путешествия, игры с моделированием, проблемные ситуации) Информационное сопровождение родителей воспитанников по применению STEM технологии.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.
Дать представления о STEM-технологии и методах работы в дошкольном образовательном учреждении Информационное сопровождение педагогов по данной теме.
Подбор, накопление и систематизация материалов для реализации задач образовательных модулей.
Внедрение элементов STEM-технологии в работу с дошкольниками.
III этап
аналитический:
май 2022 г. Подвести итоги работы по проекту в виде :
- диагностика детей, анкетирование родителей «Применение STEM -технологии в воспитании ребенка в ДОУ и семье»;
- родительского собрания «STEAM технология как развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников»;
- презентации на основе материалов по данному проекту на педсовете ДОУ. Производить обмен материалами из опыта работы по проекту через информационные ресурсы.
Анализ результатов работы по внедрению технологии в организацию образовательной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
1. Создание в ДОУ педагогически целесообразной, научно-творческой, развивающей среды.
2. Организация работы образовательных модулей STEM-технологии : «LEGO - конструирование», «Математическое развитие», «Экспериментирование с живой и неживой природой».
3. Обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности, уверенности в себе.
4. Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации совместных мероприятий.
5. Знакомство родителей воспитанников с информацией по STEM образованию.
Предполагаемые продукты:
1. Создание буклетов с содержанием информации об организации образовательного процесса в ДОУ на основе STEM технологии.
2. Разработка проектов по образовательным модулям.
3. Конспекты НОД.
Перспективы распространения проекта :
Трансляция педагогического опыта на различных уровнях.
Возможности дальнейшего развития проекта :
Обогащение материально-технической базы; внедрение модулей «Робототехника», «Мультстудии «Я творю мир»; повышение профессиональной компетенции педагогов по STEM технологиям.
Трудности в реализации проектной деятельности :
Слабое обеспечение необходимой материальной базой; недостаток методических знаний и практических умений у педагогов, необходимых для полной реализации STEM технологий.
Литература:
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
3. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 352 с.
4. Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А., STEM – образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М. :2017. -111с
5. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа. - - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г. - 64 с.
6. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 5 - 6 лет. Сценарии занятий по развитию математических представлений (изд. 2-е, доп. и перераб.) – М. : ТЦ Сфера, 2004.- 80 с.
7. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 6 – 7 лет. Сценарии занятий по развитию математических представлений (изд. 2-е, доп. и перераб.) – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.
8. О. И. Крушельницкая, А. Н. Третьякова. Вправо – влево, вверх – вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6 – 8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
9. Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи. Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет» - М. : ТЦ Сфера, 2005.
10. Колесникова Е. В. Я считаю до двадцати. Математика для детей 6 – 7 лет» - 2-е изд., перераб. и допол. - М. : ТЦ Сфера, 2014.
11. Колесникова Е. В. Я уже считаю. Математика для детей 6 – 7 лет» - 2-е изд., испр. - М. : ТЦ Сфера, 2014.
12. Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия/авт. -сост. Л. В. Колесникова. – Волгоград: Учитель, 2013;ДЕТСТВО-ПРЕСС». – 2012;
13. Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2010;
14. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М. ; Просвещение» 1990.
15. С. И. Гин, «Занятия по ТРИЗ»
16. Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании. / – Новосибирск, 2005.
17. Проснякова, Т. Забавные фигурки. Модульное оригами / Т. Проснякова. - М. : АСТ-Пресс, 2011. - 197 cтр.