Елена Никулина
Внедрение инноваций как способ совершенствования воспитательно-реабилитационного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Я, Никулина Елена Аркадьевна, воспитатель государственного автономного учреждения Кемеровской области «Юргинского психоневрологического интерната», стаж моей педагогической деятельности 34 года.
Слайд № 1.
СЛАЙД № 2.
По мере становления моего профессионализма в реализации реабилитационного процесса, раскрываются все новые практические горизонты воспитательной работы. Одной из актуальных проблем – является осмысление собственных возможностей в разработке и реализации социально – педагогических технологий, направленных на активизацию инновационной деятельности как средство повышения качества социально – педагогических услуг.
Публикация «Внедрение инноваций как способ совершенствования воспитательно-реабилитационного процесса» размещена в разделах
СЛАЙД № 3. Реаблитационные услуги являются сложной системой работы с получателями социальных услуг. Их оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом, от педагогического мастерства воспитателя, повышение качества реабилитационной работы и приведения в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации данного процесса.
Выдвижение проблемы – наработка качества социального обслуживания входит в число приоритетных задач общественного и социального развития в настоящее время и определяет актуальность данного аспекта по созданию развивающих условий по активизации образа жизни получателей социальных услуг. В настоящее время данной проблеме посвящено большое количество публикаций педагогов, психологов, социологов, медицинских работников: Н. В. Микляевой, Е. А. Екжановой, П. И. Третьякова, Ю. К. Белой, А. Маслоу и пр. К рассмотрению этой темы обратилась и я.
Слайд № 4.
В контексте реабилитационной работы инновация представляет интерес не только как модернизация воспитательного процесса, но и как индивидуальный способ профессионального развития педагогического потенциала воспитателя, достижения целей, задач, отдельных составляющих – технологии и методики управления данным процессом. СЛАЙД № 4, 5. Как показывает практика, инновационная деятельность в реабилитационной работе является особенно актуальной, поскольку включение всех субъектов воспитательного процесса – есть процесс целеполагающий и развивающий. Обращаю ваше внимание на СЛАЙД № 4.
Сегодня все едины в том, что индивидуализация и дифференциация обучения являются образующим звеном взаимодействия по достижению нового современного качества реабилитации. И модернизация социальных услуг определяется перспективой развития проживающего в новом творческом качестве. Таким образом, воспитательная работа в учреждениях психоневрологического профиля переориентирована на творческий подход к развитию личности проживающего: разработка и внедрение кружковых занятий, организация КТД, применение современных педагогических технологий (тестовая методика, портфолио педагога, метод проектов, исследовательский метод и пр.). СЛАЙД № 5.
СЛАЙД № 6. Из потребностей практики возникает необходимость создания новых форм и методов социально – педагогической работы, которые позволят обеспечить гражданину – инвалиду комплексные социальные услуги.
Исходной точкой творчества является активность и самостоятельность, оригинальность и гибкость, склонность и умение фантазировать, способность направлять энергию на решение задач. Анализ опытно – экспериментальной работы, проводимой воспитателями учреждения, подчеркивает возможность определения качества выполняемых заданий. Таким образом, я выделила эффективные условия для формирования творческой личности клиента:
Признание ценности гражданина – инвалида как поноценной личности
Создание безоценочного принятия каждого
Принятие открытого сочетания образов, понятий, значений
Активизация исследовательской деятельности, направленная на успех каждой личности
Оказание помощи, как действенного способа перехода от реального мира к воображаемому, введение клиента в ситуацию новизны, удивления, интереса
Активизация инициативы, потребности в самореализации, самодеятельности, самостоятельности.
Для педагога сегодня творчество рассматривается как:
Умение перенести знания, умения, навыки в новую ситуацию
Самостоятельное видение проблемы
Умение комбинировать способы деятельности
СЛАЙД № 7, 8. Такая личностно – ориентированная модель строится на концептуальном обосновании процесса взаимодействия в системе «педагог – получатель социальных услуг» и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, ставящая своей задачей оптимизацию форм и методов работы социально – педагогической реабилитации гражданина – инвалида.
СЛАЙД № 9.
Для выстраивания личной траектории успеха получателя социальных услуг я советую коллегам начинать работу с оформления Карты социального маршрута клиента. Именно так начинает формироваться первый опыт по созданию «шедевра успеха» как части личностной траектории развития гражданина – инвалида. Практический опыт нашего учреждения подсказывает, что для расширения диапазона возможностей гражданина – инвалида педагоги охотно привлекают их к выбору содержания творческих видов деятельности (музыкальная, продуктивная, трудовая).
СЛАЙД № 10.
Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации и управлению реабилитационным процессом выделена изобретательная деятельность педагога, раскрывающаяся в разнообразных необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, зангимательных упражнениях.
Создавать новое – это и есть инновация. И в результате этого складывается свой путь. Во-первых – это некий умственный потенциал неспокойных, жаждущих творчества в педагогике людей; во-вторых – это сильнейшая энергетика, запустившая, аконец, инновационную машину в действие.
СЛАЙД № 11.
Как и в любой работе, я проектирую результаты деятельности:
1. Проектирую систему воспитательной работы по разным видам деятельности через планирование, подбор эффективных форм и методов работы: апробирование и внедрение проектного метода в кружковые занятия, досуговую, трудовую, двигательную деятельность.
2. Проектирую частичную компенсацию утраченных функций проживающих через анализ мониторинговых показателей обученности получателей социальных услуг.
3. Проектирую модель единого воспитательного пространства в системе «получатель социальных услуг – педагог», «получатель социальных услуг – получатель социальных услуг», «получатель социальных услуг – «сотрудник учреждения» через расширение социокультурных связей, способов диалогового общения.
Таким образом, моя профессиональная деятельность, прежде всего, направлена на введение инноваций, которые занимают особое место в воспитательном процессе и организуется через оптимальное сочетание познавательной, физкультурно – спортивной, созидательно – добротворческой, художественно – творческой, коммуникативной, толерантно – поведенческой, многоплановой социально – ценностной деятельности и является основой формирования здорового духовного и психолого – физиологического образа жизни, т. е. культуры здоровья проживающего – а это и есть конечная цель – частичная компенсация утраченных функций получателей социальных услуг.
Выдвижение проблемы повышения качества социальных услуг в число наиболее важных способствовует пересмотру моего взгляда на актуальность данного аспекта, как современный подход к созданию предметно – развивающего пространства в интернатных условиях психоневрологического профиля.
Данная тема вдохновила меня на передачу коллегам творческого подхода к делу, передового педагогического опыта, на совершенствование личных достижений.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!