аноним
Самоанализ воспитательно-образовательного процесса с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Общая характеристика группы
В группе «Б» ОН всего 23 человека, из них 13 мальчиков и 10 девочек.
Возраст детей от 5 до 6 лет.
Большая часть детей нашей группы находится в едином коллективе со второй младшей группы. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются. Со всеми детьми в течение года было интересно сотрудничать.
Средняя посещаемость детей в течении учебного года – 15 человек (65%).
Публикация «Самоанализ воспитательно-образовательного процесса с детьми» размещена в разделах
Основные причины непосещения детьми детского сада :
• по семейным обстоятельствам;
• ЧБД ;
• очередной отпуск родителей во время учебного года.
Группы здоровья:
I – 0 человек,
II- 21 человек,
III- 2 человека.
При организации режима учитывали разумное чередование самостоятельной деятельности детей, совместных и индивидуальных игр, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.
Результат выполнения образовательной программы
Воспитательно - образовательная работа в группе проводилась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы МБДОУ «Детский сад №….» на 2015-2016 учебный год.
Содержание образовательного процесса определялось рабочей программой, разработанной и реализуемой в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №12 «Росинка».
В течение учебного года педагогическая деятельность была направлена на обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития каждого ребенка по различным направлениям и охватывала образовательные области:
• социально – коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно – эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Для успешного решения поставленных задач в группе создана комфортная обстановка, что позволило детям свободно проявлять свои желания и развивать способности и интересы.
Педагогический процесс в течение года был ориентирован на всестороннее формирование личности каждого ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей. С детьми систематически проводилась ООД в соответствии с основной образовательной программой и утверждённым расписанием непосредственно образовательной деятельности. Поставленные цели достигались в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. Главный акцент, согласно ФГОС ДО, сделали на развитие воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями. В течение всего учебного года мы стремились встать на позицию партнерства, постигать новое вместе с детьми в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Качественно реализовать данные аспекты помогли изучаемые нами темы по самообразованию
• «Инновационные технологии в образовательном процессе в ДОУ в условиях ФГОС»
воспитатель….
• «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» воспитатель….
В течение года соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ.
Согласно плану проводились медицинский контроль (антропометрическая динамика, плановые
прививки, педагогическое обследование воспитанников (педагогическая диагностика, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребёнка и группы в целом.
Можно выделить два основных направления работы:
• работа с детьми;
• взаимодействие с родителями.
Материально-техническая база группы пополнялась в течение года методической литературой, развивающими играми и лото, игрушками.
В сотворчестве с родителями пополнили уголки:
• родного края;
• книжный;
• спортивный.
Материалы, стимулирующие развитие детей, располагаются в разных функциональных пространствах, доступных детям и соответствуют возрасту детей. Материалы постоянно обновляются. Предметная развивающая среда группы обеспечена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
Нами разработаны картотеки: «Математические игры», «Игры ТРИЗ», «Игры для развития речи», «Сюжетно-ролевые игры»; изготовлены методические пособия и игры ТРИЗ: «Карусель», круги Луллия, «Гусеничка», «Вертолина», «Морфологический ящик», «Теремок», «Груша», «Волшебная цепочка».
В нерегламентированной деятельности предлагаем детям по желанию выбирать интересные занятия в организованных в группе центрах. Это - центры игры, театрализации, искусства, строительства, занимательной математики, двигательной деятельности.
Обучение в НОД проводим преимущественно в форме игры. Строим его как проблемно- игровую деятельность (проектная деятельность).
В работе с детьми применяем различные методы и приемы:
• словесные (пояснение, показ, рассказ, объяснение, элементы ТРИЗ, решение проблемных ситуаций, указания, педагогическая оценка);
• наглядные (модели, схемы, иллюстрации, демонстрации);
• практические (игра, конструирование, экспериментирование, упражнения);
• моделирование (знаково – символические средства); активизирующие познавательный интерес, любознательность (создание проблемных ситуаций, загадывание загадок, организация опытов, включение элементов поиска и т. п.)
• эмоциональные (сюрпризные моменты, общение с игровым персонажем, внесение и демонстрация новой игрушки).
Учитывая различия в темпах индивидуального развития, старались создать всем детям в группе климат эмоционального благополучия.
Владеем современными образовательными технологиями: здоровьесберегающими, игровыми (непосредственная образовательная деятельность, утренняя гимнастика, труд, прогулка, повседневная бытовая деятельность, проблемного обучения (создание проблемных ситуаций, в результате чего ребенок получает знания, проектного обучения, ИКТ и эффективно применяем их в практической профессиональной деятельности.
Так же в своей работе мы используем:
• развивающие игры В. В. Воскобовича,
• блоки Дьенеша,
• палочки Кюизенера,
• ТРИЗ и РТВ,
• моделирование (как средство развития всех компонентов устной речи).
На протяжении года дети развивались согласно возрасту и по всем направлениям развития показали положительную динамику.
I область Социально-коммуникативное развитие
Содержание данной области направлено на освоение представлений социального характера через:
• развитие игровой деятельности детей;
• приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
• формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности;
• приобщение детей к миру взрослых людей (формирование представлений о многообразии профессий);
• воспитание первоначальных представлений об основах безопасности жизнедеятельности.
Игра – основной вид деятельности детей. Мотив детской игры определяется желанием ребенка передавать свой опыт общения с взрослым с помощью игровых действий.
Наши дети с удовольствием участвуют во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, театрализованных, народных, хороводных, развивающих, в играх с правилами, спортивных.
Для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-4 человека, предметно - пространственную среду мы организовали по принципу небольших микропространств.
Все материалы и игрушки расположены так, чтобы не мешать свободному перемещению детей.
Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. В группе для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака, в игровых уголках есть схемы-действия мальчиков и девочек, способствующие усвоению правил мужского и женского поведения. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс способствует повышению результативности нашей работы.
Прививать детям нормы правильного поведения помогали сказочные персонажи, чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций.
Социально-коммуникативное развитие
Развитие игровой деятельности
Для стимулирования развития широких социальных интересов и познавательной активности детей мы подобрали необходимый материал:
• детские энциклопедии, журналы;
• семейные фотоальбомы;
• материалы о родной стране, краеведческого характера.
Организация НОД, игр, бесед, активизирующего общения позволили сформировать у детей представления о себе, о своей семье, родственных отношениях, об общении с взрослыми и сверстниками, прививать любовь к родному краю и Отечеству.
В течение учебного года вели большую просветительскую работу среди родителей о важности развития игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию и усвоение гендерного поведения.
Старший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций для здоровья в доме, на улице, при общении с незнакомыми людьми, взрослыми и сверстниками, и животными. Работу по ОБЖ мы не ограничивали только обучением в НОД. Опыт, приобретаемый детьми во время ситуационно-имитационного моделировании, бесед – рассуждений («Один дома», «Домашнее животное - друг или враг», «В лесу» и др.) экскурсии и целевые прогулки по ознакомлению с правилами дорожного движения для пешеходов и водителей, рассматривания сюжетных картин, способствовал формированию у воспитанников первичных основ безопасности собственной жизнедеятельности и формированию экологического сознания.
Особое внимание мы уделяли приобщению детей к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов.
Совместный труд, наблюдения, игровые ситуации «Маленькие помощники», «Золушка», «Трудолюбивые ручки», «Самый аккуратный шкафчик» и др. позволили воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться сообща и оказывать посильную помощь взрослым в детском саду и дома. Дети инициативны, охотно выполняют трудовые поручения, просьбы, дежурят по столовой и помогают подготавливать необходимый материал к НОД.
Личный пример, активное участие родителей (изготовление кормушек, заготовка корма для птиц, доброжелательная оценка, расширение представлений о труде взрослых, обучающий труд по уходу за комнатными растениями стимулировали и укрепляли интерес к природным объектам, желание вести себя в природе осторожно (не навреди, не пугай тех, с кем живешь рядом и т. д.).
II область Познавательное развитие
Логико – математические представления практически значимы для каждого ребенка в разных видах деятельности. Они являются средством успешного осуществления игровых, конструктивных, простейших трудовых действий, приобщения ребенка к познанию и творчеству.
Использование логических блоков Дьенеша, набора геометрических фигур позволило сформировать у большинства детей умение классифицировать предметы по совместимым свойствам (цвет, размер, форма, толщина). Игры с блоками («Какая фигура следующая», «Раздадим игрушки», «Измени фигуру», «Кто в домике живет?» и др., составление и преобразование геометрических фигур из «Игрового квадрата», цветных счетных палочек Кюизенера, разноцветных резинок «Геоконта» способствовали развитию воображения, мышления у детей, осознанному познанию элементарных свойств геометрических фигур. Для формирования творческой самостоятельности использовали игровые упражнения «На что похоже?», «Дорисуй», цель которых в завершении начатого рисунка. Игры и упражнения с цветными палочками Кюизенера применяли для познания размерных и числовых отношений (последовательность чисел, способ получения каждого числа, сравнение, состав чисел первого десятка).
Изучение методической литературы, практических материалов и изготовление пособий по ТРИЗ-технологии Г. Альтшуллера позволило сделать игру – обучение интересной, содержательной и ненавязчивой. Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников, подготовленных к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.
Уровень развития детей по формированию элементарных математических представлений:
Познавательное развитие
Дети любознательны, проявляют интерес к исследовательской и проектной деятельности. Большинство детей умеют сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие. Без затруднений различают цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические, но некоторые дети не могут распределять цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их.
III область Речевое развитие
Решая задачи развития всех компонентов устной речи, мы продумали организацию речевой среды детей через опосредованные способы познания мира. Чтение книг, рассматривание картин и предметов, наблюдение за объектами живой и неживой природы, моделирование, работа со схемами обеспечили наиболее оптимальное общение с взрослыми и сверстниками, в процессе которого дети учились отвечать на вопросы и задавать их, сообщали о своих впечатлениях, т. е. осваивали уроки культуры общения.
Результаты диагностики на начало года послужили основой адаптированного содержания ситуаций общения, НОД и образовательных ситуаций, способствующих усвоению норм родного языка и развитию речевой активности.
Уровень развития детей по развитию всех компонентов устой речи:
Дети с высоким уровнем развития имеют достаточно богатый словарный запас, активно участвуют в играх - драматизациях, выбирают в основном ведущие роли в играх.
IV область Художественно-эстетическое развитие
Организация условий для организованной и самостоятельной деятельности в детском саду, последовательность, вовлечение родителей в образовательный процесс (необязательные домашние задания) помогли формированию у детей позитивного интереса к художественному творчеству. Для проявления индивидуальности в группе создана атмосфера доброжелательности, отзывчивости и уважения к труду других, фантазии и творчеству каждого ребенка.
Проводимые пальчиковые гимнастики («Гномы», «Апельсин», «Мы капусту рубим», «Зайчики» и др., упражнения по развитию мелкой моторики («Золушка», «Пластилиновое письмо», «Волшебные пузырьки», обрывание и скатывание бумаги в шарик и др.) способствовали укреплению кисти рук, развитию воображения, уверенности в себе, самостоятельности.
V область Физическое развитие
Играя и занимаясь с детьми :
• способствовали развитию у детей двигательных умений и навыков, определенных физических качеств;
• нацеливали их внимание на осознанное выполнение всех видов движений;
• побуждали к проявлению творчества в двигательной деятельности.
В результате согласованной работы с физ. инструктором у детей улучшились показатели правильного физического развития и работоспособности:
Для самостоятельной двигательной деятельности в группе имеется достаточное количество игрового и спортивного оборудования, а также специальное место, где дети упражняются в выполнении разных движений.
Родители помогают в холодное время года своевременно расчищать участок от снега,
сооружают постройки для развития двигательной активности детей на прогулке.
Для НОД и игр на прогулке в холодное и теплое время года есть необходимый инвентарь: мячи разного размера (для метания, отбивания и ловли, скакалки; машины, куклы, ведерки, лопатки, грабельки, наборы для игры с песком и снегом, «нестандартное» оборудование).
В группе разработана система оздоровительных мероприятий с использованием методов оздоровления:
• организация и проведение прогулок с использованием подвижных и спортивных игр;
• обязательное проведение утренней гимнастики;
• проведение закаливающих процедур (гимнастика после дневного сна, проветривание, влажная уборка, второй завтрак);
• через родительские собрания, наглядную агитацию, индивидуальные консультации, разъяснительные беседы с родителями, рекомендации об одежде детей, о правильном питании, организации режима дня дошкольников, вредных и полезных привычках;
• использование пальчиковой, дыхательной гимнастики, самомассаж «Волшебные точки здоровья», упражнения для глаз;
• использование профилактических дорожек после сна, в самостоятельной деятельности в физкультурном уголке.
Работа с родителями
В работе по взаимодействию с родителями использовали различные формы – беседы (о совместных прогулках в природу, целевых экскурсиях по родному поселку и т. д., консультации (о сохранении и укреплении здоровья детей, по патриотическому воспитанию, речевому и математическому развитию, практические рекомендации (по развитию мелкой моторики, обучение играм с детьми в домашних условиях, индивидуальные встречи, информационные окна, копилку «Вопрос - ответ», родительские собрания:
• «Роль книги в воспитании и всестороннем развитии ребёнка»
• Круглый стол «Воспитание добротой»
• «Вот и стали мы на год взрослей»
Реализованы проекты с участием родителей:
• «Книга и моя семья-это лучшие друзья!»
• «Пуговичный мир»
• «В семейном кругу»
• «Правила дорожного движения –достойны уважения!»
Родители принимали активное участие в жизни группы и детского сада. Участвовали в «Осенней ярмарке», в конкурсах
• выставка осенних букетов «Цветочная сказка осени…»;
• изготовление пособий для реализации технологии ТРИЗ;
• новогодние поделки своими руками «Необычное письмо Деду Морозу…»;
• оформление прогулочного участка снежными постройками;
• «Лучшее игровое оборудование группы для организации сюжетно-ролевых игр дошкольников»
• «Огородные сказки на весеннем окне».
в фотоколлажах на центральном фойе Учреждения ;
в оформлении групповых газет, помогали в подготовке к утренникам, способствовали созданию психологического комфорта в группе.
Приглашали пап и мам на развлечения, праздники, дни открытых дверей, тематические дни.
Родителям предлагались консультации и практические рекомендации по закаливанию детского организма в домашних условиях, по профилактике нарушения осанки и плоскостопия, о вреде продолжительных игр за компьютером.
Перспективы на будущее:
• продолжить работу с детьми по развитию :
- интеллектуальных способностей,
- речи как средства общения;
• взаимодействовать с родителями воспитанников по вопросам создания единого пространства всесторонне-развитой личности;
• развивать у детей коммуникативные навыки.
• создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе.
Вывод:
работу по реализации воспитательно-образовательного процесса с детьми, повышению педагогической компетентности родителей и вовлечению их в жизнь группы и детского сада на правах равного партнёрства, считать удовлетворительной.