Наталья Лебедева
Программа по ритмической гимнастике «Спортивный фейерверк»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по ритмической гимнастике
«Спортивный фейерверк»
Составитель:
Инструктор по физической культуре
ГБОУ Школа
«Дмитровский» г. Москвы
Лебедева Наталья Николаевна
Пояснительная записка
Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека, в формировании физического и эмоционального здоровья, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем, воспитании высокообразованного, культурного человека, умеющего понимать, ценить и любить прекрасное.
Велика сила эмоционального и нравственного воздействия музыки, и важно переживать её в движении. Чувства и настроение, вызванные музыкой, придают движениям эмоциональную окраску, влияя на пластику и выразительность жестов.
Именно благодаря тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными значительно ярче и эмоциональнее воспринимается музыка.
Основой данной программы является формирование культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движения.
Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкально – ритмического воспитания развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально – динамическому осмыслению музыки и движений.
Сочетание музыки и движения открывает для ребёнка богатый мир добра, света, красоты. Вместе с тем, до сего времени очень мало внимания уделяется музыкальной стимуляции умственной и двигательной активности учащихся. Проблема эта очень актуальна.
Особенности данной программы
Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми» - вот первая отличительная особенность данной программы.
Вторая особенность – это использование в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений – в грамзаписи и при непосредственном, «живом» исполнении (а не отрывков по 8, 16 тактов, как это принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях). Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами, требующими как свободного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения содержания музыки. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков (М. Мусоргского, П. Чайковского, Э. Грига, К. Сен-Санса и др., ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.
Третья особенность данной программы - это акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально–ритмическим движениям, то есть формировании двигательных умений, сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это, прежде всего, сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции движения под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребенка.
Другими словами, данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.
Принципы программы
Занятия ритмопластикой проводятся в каждой возрастной группе отдельно, 2 раза в неделю по подгруппам во второй половине дня, также проводится индивидуальная работа с детьми. Продолжительность занятий от 15 (в младшей) до 30 (в подготовительной) минут.
Занятия ритмопластикой посещают все дети, без отбора.
Занятия проводятся в двух залах с разным покрытием (ковровое покрытие для «партерной гимнастики», подвижных игр; линолеум - для хореографических и танцевальных упражнений).
Форма одежды: девочки – х/б купальники, короткие юбочки, мальчики – х/б майки, велосипедки, обувь – чешки, балетные тапочки.
У некоторых детей слабо развито чувство ритма, плохая координация движений, не развит музыкальный слух, отсутствует ориентировка в пространстве. Всё это учитывалось при разработке программы.
Система упражнений, выстроенная по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий, поможет успешному выполнению требований программы.
Основу работы по программе составляет развитие музыкально-ритмических способностей, поэтому работа включает в себя общие занятия;
индивидуальные занятия: танцевальные движения, «партерную гимнастику».
«Партерная гимнастика» - это занятия на полу. Упражнения, выполненные на полу, способствуют разгрузке позвоночника, поэтому они наиболее полезны детям, у которых есть нарушения осанки. Кроме того, лёжа, дети гораздо лучше чувствуют и владеют своим телом.
«Танцевальные движения, упражнения» - это один из наиболее эмоциональных, доступных и любимых детьми видов двигательной деятельности. Использование этих упражнений способствует развитию чувства ритма, координации движений, вызывает эмоциональный подъем, а также развивает эстетические чувства, повышают интерес к занятиям.
Основной формой музыкально-ритмического воспитания является занятие, планируя которое следует обязательно продумывать различные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для занятий. Чем активнее и разнообразнее музыкальная деятельность учащихся на занятии музыкально-ритмическим воспитанием, тем эффективнее происходящий процесс музыкального воспитания, и, следовательно, успешнее достигается его цель. Занятия включают в себя следующие виды музыкальной деятельности:
Восприятие музыки.
Исполнение (ритмические движения, танец). Музыкально-творческая
деятельность (музыкальное, танцевально-игровое творчество).
Главным требованием для всех видов деятельности является выразительность, способность непосредственно и искренне передать эмоциональное содержание музыки.
Положительным моментом в организации занятий и при разучивании новых упражнений, движений танца является присутствие двух педагогов (концертмейстера и педагога по ритмике, что обеспечивает более точную и качественную работу с детьми.
Таким образом, можно выделить три этапа построения программы.
На 1-м этапе (начало использования в работе с детьми музыкально-ритмических композиций) мы опираемся на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях).
2-й этап обучения (после того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по заказу и запомнили несколько композиций) способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом и отдельные движения.
3-й этап работы – подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Реализация этих задач наиболее важна в данной программе, так как именно в развитии творчества, способности к импровизации концентрируется основная идея – владение собственным телом, тонкость музыкального восприятия, нестандартность мышления, психологическая свобода.
Формы и методы организации педагогической деятельности
В процессе реализации поставленных задач педагог сталкивается с проблемой выбора методов и форм развития ребенка, обеспечения максимально комфортных условий для занятий с детьми и, в то же время, поиска наиболее эффективных способов достижения результатов. Как научить детей тонко воспринимать музыку, выполнять разнообразные двигательные упражнения, свободно импровизировать, выражая в пластике музыкальный образ. Для реализации этих задач необходимы следующие условия:
1. Использование интенсивных методов обучения – выполнение большого объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребенка.
2. Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе выполнения движений под музыку.
3. Выбор оптимальной системы занятий.
4. Объединение усилий всего педагогического коллектива на решение поставленных задач.
Для успешной реализации такого комплекса разнообразных задач необходимо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищенности каждому ребенку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение и т. д. поэтому педагог должен стараться не делать детям замечаний вслух, а наоборот подбадривать их. Важно также подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал бы возрастным и индивидуальным особенностям детей. Известно, что детям (и взрослым) нравится исполнять то, что получается, а если материал слишком сложный, то он, как правило, отвергается.
Следующее условие – выбор оптимальной системы занятий, что связано с использованием в работе с детьми двух уровней с музыкально-ритмическим материалом. Первый уровень сложности можно назвать тренинговым, он предполагает освоение ряда музыкально-ритмических композиций в процессе игрового сотрудничества педагога и детей без специального разучивания. Этот материал, в основном, исполняется по приказу взрослого и включается в утреннюю зарядку, различные занятия и паузы между ними. В программы детских утренников тренинговые композиции, как правило, не включаются, так как они достаточно сложны и не ставится дать детям возможность приобрести собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных упражнений, облегчить и ускорить процесс формирования музыкально-ритмических навыков и умений.
И последнее условие - согласованность действий всего педагогического коллектива, использование единого репертуара по ритмике в разнообразных формах работы, а также единство в подходах и требованиях разных специалистов. Один педагог как бы подхватывает и углубляет, дополняет на своих занятиях один т тот же музыкально-ритмический материал, интегрируя его с заданиями другого содержания (например, по развитию речи, формированию математических представлений, ознакомлению с окружающей природой и т. д.).
Такая система работы способствует достижению следующих результатов:
- дети легко и свободно используют в импровизации разнообразные движения, тонко передавая музыкальный образ;
- процесс разучивания нового репертуара занимает немного времени – 2-3 занятия;
- дети владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлении;
Еще одним преимуществом использования такой системы работы является то, что педагог ощущает некоторое облегчение в своей профессиональной деятельности, так как значительно меньше тратит усилий на разучивание репертуара.
В данной системе работы условно выделяются три этапа.
На 1-м этапе (начало использования в работе с детьми музыкально-ритмических композиций) нужно опираться на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях).
2-й этап обучения (после того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по заказу и запомнили несколько композиций) способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом и отдельные движения.
3-й этап работы – подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Реализация этих задач наиболее важна в данной программе, так как именно в развитии творчества, способности к импровизации концентрируется основная идея – владение собственным телом, тонкость музыкального восприятия, нестандартность мышления, психологическая свобода.
Цели и задачи программы
Целью ритмической пластики является сохранение здоровья и повышение работоспособности дошкольников.
1. Формирование осанки.
2. Приобщение детей к искусству танца.
3. Развитие творческого начала в человеке.
Для каждого года обучение имеются свои задачи:
Первый год обучения :
1. Общее физическое развитие детей.
2. Обогащать музыкальные впечатления детей,
создавать радостное настроение.
3. Развивать ритмичность движений под музыку.
4. Учить выразительности исполнения движений,
совместным и индивидуальным действиям.
Второй год обучения:
1. Развивать инициативу, самостоятельность детей.
2. Развивать координацию движений и пространственную ориентацию.
3. Овладеть различными видами шага.
4. Учить двигаться в соответствии с различным характером музыки.
Третий год обучения:
Задачи остаются такие же, как в первые 2 года обучения, но еще добавляются более сложные:
1. Учить ускорять и замедлять движение, менять его в соответствии с музыкальными фразами.
2. Развитие чувства коллективизма.
3. Выполнение танцевальных движений с предметами.
4. Добиваться слаженности движений при групповом исполнении.
5. Работать над актерским мастерством.
6. Воспитание культуры поведения и общения.
Прогнозируемые результаты
В результате усвоения этой программы, к концу первого года обучения, дети должны овладеть следующими навыками:
1. Двигаться в соответствии с контрастным
характером музыки (спокойный шаг, бодрый шаг);
2. Реагировать на начало звучания музыки и ее
окончание;
3. Самостоятельно начинать движение после вступления;
4. Ритмично под музыку двигаться;
5. Легко бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;
6. Двигаться по кругу, взявшись за руки;
7. Двигаться парами;
8. Выполнять образные движения: «зайчики прыгают», «птички летают», «машина едет».
К концу 2 и 3 года обучения дети должны овладеть
следующими навыками движения:
1. Ходить легко, ритмично;
2. Бегать быстро, с высоким подъемом ног;
3. Собираться в круг в играх, хороводах;
4. Легко прыгать на двух ногах, притопывать;
5. Подводить детей к выполнению галопа.
6. Передавать игровые образы;
7. Исполнять приставной шаг;
8. Двигаться в парах, соблюдая расстояние;
9. Хорошо делать подскоки;
10. Овладеть шагом польки;
11. Уверенно двигаться боковым галопом.
делать быстро перестроения: из линии круг, из
круга врассыпную и т. д.
Методы выявления достигнутых результатов:
1. Показ движений ребенком по просьбе педагога.
2. Открытый урок.
3. Праздник.
4. Игра.
Рекомендации по безопасности занятий ритмической пластикой в дошкольном образовательном учреждении
Для успешного решения воспитательно-образовательных задач важное значение имеет создание педагогически продуманных условий, таких как: определение содержания и объема знаний, подбор оборудования, организация спортивного зала, продолжительность занятий с учетом его содержания и возраста детей. Организация занятий по ритмопластике требует строгого соблюдения правил техники безопасности.
1. Требования к организации занятий дошкольников.
- Любая деятельность детей в спортивном зале может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны педагога.
- В спортивном зале должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:
а) все оборудование: гимнастическая стенка, спортивные комплексы, должны быть надежно закреплены. Всевозможные пособия и предметы должны размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;
б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.
- Помещение, в котором организуются занятия, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.
- Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2 – 2,5 кг. (для детей старшего дошкольного возраста)
- Категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему угрозу инфицирования (уборка зала и т. п.)
2. Требования к оборудованию и материалам
- Оборудование, которым пользуются дети должно соответствовать их возрастным показателям.
- В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.
- Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте.
3. Требования к методике руководства спортивной деятельностью детей в детском саду.
- Обучая детей различным приемам выполнения движений, педагог должен обеспечить правильный показ движений.
- При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры.
- Не допускать нахождения детей в зале без присмотра педагога, следить за организованным входом и выходом детей.
- При проведении занятия следить, чтобы в поле зрения находились все дети.
- При выполнении упражнений с предметами следить за
достаточным интервалом и дистанцией между детьми.
- Педагог осуществляет постоянный контроль за сохранением правильной осанки детей во время занятия.
- При проведении занятия педагог должен следить за состоянием детей, не допуская их переутомления.
4. Врачебный контроль
- Врачебный контроль осуществляется медицинским персоналом детского сада. Основная задача заключается в содействии укреплению здоровья детей, совершенствованию физического и нервно-психического развития.
- Медицинский контроль включает:
а) врачебное обследование, оценку состояния здоровья, физического развития детей в процессе занятий;
б) медико-педагогические наблюдения, контроль за содержанием, методикой проведения занятий ритмопластикой, соответствия возрастным особенностям детей;
в) санитарный надзор за местом проведения занятий, за гигиеническим состоянием оборудования, инвентаря, а также одежды и обуви детей;
г) санитарно-просветительную работу среди персонала и родителей дошкольного учреждения.
- Врачебное обследование и оценка состояния здоровья детей осуществляется врачом при ежегодных медицинских осмотрах.
ДИАГНОСТИКА
Для отслеживания динамики развития музыкально-ритмических способностей предлагается диагностика, в которой выделены следующие параметры:
• Чувство ритма – умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок произведений, чередование сильных и слабых долей такта, акценты в требуемом темпе.
• Артистизм – исполнение любого произведения красиво, свободно, в соответствии с характером произведения (со старшей группы, в средней – эмоциональность.
• Гибкость – показатель пластичности тела, придаёт танцу выразительность, способствует тем самым созданию сценического образа.
• Координация – умение согласовывать движения различными частями тела под музыку.
• Растяжка – эластичность мышц, что обеспечивает широту и свободу движений.
• Ориентация в пространстве – умение ощущать своё тело в различных ракурсах пространства, свободно ориентироваться на сцене.
Данную диагностику желательно провести на первых этапах занятий.
Для определения уровня развития музыкально-ритмических способностей можно использовать трехбалльную систему, где
3–это показатель высокого уровня развития;
2–средний уровень развития;
1 – низкий уровень.
Музыкальные сопровождение:
1. «Веселые путешественники».
Музыка М. Старокадомского.
2. «Любитель – рыболов».
Музыка М. Старокадомского.
3. Мелодия из к/ф «Шербургские зонтики».
Музыка М. Леграна.
4. «Песенка Чебурашки».
Музыка В. Шаинского.
5. «Плюшевый медвежонок».
Музыка В. Кривцова.
6. «Куклы – неваляшки».
Музыка З. Левиной.
7. «Разноцветная игра».
Музыка Б. Савельева.
8. «Кузнечик».
Музыка В. Шаинского.
9. «Белочка».
Музыка В. Шаинского.
10. «Едем к бабушке в деревню»
Грузинская песня.
11. «Птички и ворона».
Музыка А. Кравцович.
12. «Белые кораблики».
Музыка В. Шаинского.
13. «Марш».
Музыка Г. Свиридова.
14. «Цыплята».
Азербайджанская народная песня.
15. «Чунга – чанга».
Музыка В. Шаинского.
16. «Красная шапочка».
Музыка А. Рыбникова.
17. «Марш суворовцев».
Музыка В. Шаинского.
18. «Расплата».
Литовская народная мелодия.
19. «Танец кукол и мишки».
Музыка Д. Кабалевского.
20. «Добрый жук».
Музыка М. Спадавеккиа.
Используемая литература
1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. – СПб. : ЛОИРО, 2000.
2. Ветлугина М. А. Музыкальное развитие ребенка. – М. : Просвещение, 1967.
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. – М. : ТОО «ТП», 1998.
4. Вест Клер. Источник энергии. – М. : ТОО «ТП», 1998.
5. Далькроз Э. Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6-я лекция. СПб – 1922.
6. Запорожец А. В. развитие произвольных движений. – М., 1960.
7. Ильина Г. А. особенности развития музыкального ритма у детей / / Вопросы психологии. – 1961. - №1 – С. 119 – 132.
8. Кречмер Ф. Строение тела и характер. – М., 1995.
9. Кручинин В. А. Ритмика в специальной школе: Метод. Рекомендации. – Педагогическое общество РСФСР, Горьковское отделение, 1990.
10. Лисицкая Т. Пластика, ритм. – М. : физкультура и спорт, 1985.
11. Лифиц И. В. Ритмика: Учебное пособие. – М. : Академия, 1999.
12. Ротэрс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. – М. : Просвещение, 1989.