Гузяль Мунировна Назырова
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду
▼ Скачать + Заказать документы
Информатизация образования, основанная на использовании средств новых информационно-коммуникативных технологий, направлена на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. При таком подходе знакомство с информационно - коммуникативными технологиями и их применение в учебной деятельности не могут быть уделом только старшеклассников. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что возраст, с которого дети начинают знакомство с компьютером, неуклонно снижается, и наилучшие результаты достигаются там, где внедрение компьютеров представляет собой целостный и непрерывный процесс, пронизывающий всю систему школьного образования [Босова Л. Л. ].
Публикация «Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения различных задач становятся сейчас необходимыми каждому человеку. Сегодняшнее время предъявляет качественно новые требования и к преподаванию информатики в начальной школе - первом звене непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Успешность решения этой задачи связана с обновлением научной, методической и материальной базы обучения на всех уровнях образования, начиная с дошкольного. Новые информационно - коммуникативные технологии в образовании в органическом сочетании с традиционными методами повышают качество обучения, способствуя развитию ребенка как творческой личности. Каждому школьнику необходимо освоить в процессе непрерывного образования не только традиционные, но и новейшие технические средства для осуществления своей деятельности.
Использование младшим школьником в своей деятельности компьютера оказывает существенное влияние на различные стороны его развития. Возникает целый ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютеров: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игры - воображения и т. д. Проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие, памяти. Это характеризует одно из главных психологических позитивных последствий компьютеризации - возможность постоянного расширения горизонтов личности.
Компьютер как интеллектуальное средство обучения принципиально отличается от книги. Книга - бесценное средство накопления знаний, но не оперирования ими. Человек оперировал знаниями во все века, а сейчас надо понять, что компьютер - среда не только для накопления знаний, но и для оперирования ими и обмена знаниями с другими людьми.
Овладение основами компьютерных знаний благотворно влияет на формирование личности учащегося и придает ему более высокий социальный статус. Младшие школьники активно обсуждают новые компьютерные программы и игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. При этом обогащается их словарь, они легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Это способствует развитию речи, значительно повышает уровень осознанности действий. Но самое главное состоит в том, что существенно возрастает самооценка ребенка. Среди друзей он с достоинством рассказывает обо всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышение собственного престижа. Успехи в овладении компьютером позволяют учащимся повысить свой рейтинг и даже выходить в лидеры. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для нормального развития личности.
Преподавание информатики в начальной школе еще не имеет традиций, деятельность учителя сложна и интересна. Он должен пробудить в детях желание экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках. Пути достижения данного результата многочисленны, и учитель не должен поддаваться соблазну вести детей к заранее выбранному им самим решению. По мнению С. Г. Дебердеевой, ученики работают хорошо, если над ними не висит угроза быть раскритикованными за ошибки. Иногда ошибки оказываются ценнее единственно верного решения, потому что дают материал для размышления о более интересных задачах. Под грамотным руководством дети учатся сравнивать, анализировать, обобщать и искать оптимальные пути решения задачи. Самое трудное для учителя - почувствовать, когда нужно протянуть руку: с одной стороны, нельзя лишать ребенка удовольствия справиться с проблемами в одиночку, с другой - нельзя допускать, чтобы он потерял веру в себя.
Компьютер - очень мощное средство обучения, и это его свойство имеет один существенный аспект: при применении компьютера для обучения скорость формирования компетенций у учеников одного класса могут различаться почти на порядок [Дебердеева С. Г. ].
Как правило, в младших классах наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в его первой части, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение [Босова Л. Л].
Способы организации уроков информатики и некоторые аспекты методики оценки знаний младших школьников имеют непосредственное отношение к курсу «Введение в информатику» на основе программно – методического комплекса «Информатика в играх и задачах».
Специфика программы «Введение в информатику» для начальной школы заключается в том, что главной целью курса является изучение учащимися основ использования информационно - коммуникативных технологий с целью развития их мышления и творческих способностей.
Основными целями развития учащихся в рамках курса являются:
• формирование коммуникативных способностей;
• развитие познавательной активности;
• формирование навыков самостоятельного использования компьютера в качестве инструмента познавательной деятельности;
• формирование логического и аналитического мышления.
Основными целями обучения школьников являются:
• приобретение ими основных навыков правильной постановки и анализа предметных задач;
• получение основных навыков алгоритмизации;
• освоение практических навыков работы на компьютере;
• формирование основных элементов информационной культуры.
Основными целями воспитания являются:
• формирование эмоционально – положительного отношения к компьютерам;
• понимание информационной природы процессов, протекающих, в технике, природе;
• развитие самостоятельности и способности к самоорганизации;
• формирование навыков работы в коллективе [Дебердеева С. Г. ].
Сделана попытка развивать информационную и интеллектуальную деятельность ребенка с еще более раннего возраста с целью формирования компетенций: распознавать составные элементы окружающего мира, поиска необходимой информации, комбинировать факты и законы в зависимости от цели. Ребенок с первых шагов в школе (а лучше еще до школы) должен овладеть не только знаниями, но и правилами ориентации в информационном пространстве.
Многие современные специалисты в самых разных областях деятельности либо связаны с развитием информационно - коммуникативных технологий, либо активно их используют. В таком же возрасте следует начинать изучение информатики, и какие именно разделы этой широчайшей предметной области нужно осваивать в первую очередь, чтобы в конечном итоге добиться того уверенного владения средствами информационно – коммуникативных технологий, которое повышает ценность практически любого специалиста?
Практика показывает, что простейшие навыки работы на компьютере человек может без особых проблем приобрести в любом возрасте. К тому же качество результата при использовании компьютера для создания документов, графических изображений, мультимедийной продукции определяется не только и не столько знаниями и навыками из области информатики, сколько другими специальными знаниями. Например, качество текстов, создаваемых на компьютере, главным образом зависит от литературных способностей человека, знания языка и т. п.
Напротив, попытки применения компьютера для решения более сложных задач связаны с использованием логически компьютерных средств - таких, как табличные процессоры, базы данных, встроенные средства программирования и многие другие, и требуют специальных знаний и умений из области информатики. Кроме того, особой проблемой на этом уровне использования компьютера может стать адекватная оценка человеком возможностей автоматизации и информатизации своей деятельности и постановка корректной задачи перед специалистами в области информационных технологий.
Эффективному решению этих проблем способствует понимание логики работы компьютеров, логики оперирования информационными моделями : однозначными описаниями предметов, действий и рассуждений. При создании таких моделей потребуется умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные и причинно- следственные связи.
Поскольку эти умения являются также и общими учебными, то следует отметить, что при изучении курса «Информатика в играх и задачах» ученики лучше успевают и по другим дисциплинам.
С другой стороны, эти умения относятся к понятию «логическое мышление». Психологи утверждают, что для развития логического мышления природой отведены определенные возрастные рамки, примерно соответствующие по срокам обучению в начальной школе. Умение нажимать на клавиши клавиатуры может быть освоено и позже, а опоздание с развитием логического мышления может стать опозданием навсегда.
Таким образом, внедрение информационно - коммуникативных технологий в образовательную среду позволяет развивать информационную и интеллектуальную деятельность ребенка с еще более раннего возраста с целью формирования способностей познавать составные элементы окружающего мира, навыков поиска необходимой информации, умений комбинировать факты и законы в зависимости от целей. Ребенок с первых шагов в школе должен овладеть не только знаниями, но и правилами ориентации в информационном пространстве.
Литература:
1. Босова Л. Л. Журнал «Информатика и образование», №1- 2002, с. 86-87
2. Дебердеева С. Г. Журнал «Информатика и образование», № 10- 2003, с. 80, с. 83
3. Босова Л. Л. Журнал «Информатика и образование», №3- 2000, с. 85