Ирина Ищенко
Внедрение информационных технологий в систему работы учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из целей совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. Утверждение К. Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение.
Публикация «Внедрение информационных технологий в систему работы учителя-логопеда» размещена в разделах
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.
Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.
Все чаще и чаще поднимается вопрос о проблемах внедрения компьютерных средств обучения в процесс коррекции нарушений и общего развития аномальных детей. Это открывает новые, эффективные варианты обучения.
В современных сложных социально – экономических условиях развития Республики, перед педагогами стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы.
Ежегодно увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи, которые при поступлении в специальное образовательное учреждение имеют крайне низкий уровень речевого развития, сочетанность речевых нарушений: алалии и дизартрии, ринолалии и алалии, и с различными психопатологическими симптомокомплексами, часто осложняющиеся хроническими и соматическими заболеваниями.
Вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи. (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Г. В. Чиркина и др.). Кроме того, у детей с ТНР имеются нарушения в актах физиологического и речевого дыхания (Волкова Л. С., Селиверстов В. И., Ипполитова А. Г, Репина З. А., Хватцев М. Е., слоговой структуры слов (Четверушкина Н. С., Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С., что затрудняет процесс школьного обучения детей.
Я работаю в специальной школе, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие интеллектуальные проблемы: проблемы в развитии восприятия, внимания, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития, несформированность пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У этих ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность, повышенный тонус организма.
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой. Более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио и видеотехнику, компьютеры) для работы с информацией.
Основная задача коррекционной работы учителя-логопеда : овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе. Для решения этой задачи в своей практике я широко использую информационно-развивающие технологии. Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Организация образовательной деятельности детей с нарушениями речи требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку умственно отсталых школьников. Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация. Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. А такое дополнение занятий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.
Для умственно отсталого ребенка младшего школьного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.
Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
Компьютерные технологии способствуют коррекции речевых и личностных нарушений с опорой на компенсаторные возможности и минимум на 2-3 вида анализаторов ребенка, что повлечет за собой формирование новых нейронных связей в коре головного мозга. В минимальные сроки коррекционной работы решаются максимально возможные задачи при одновременно усложняющемся их уровне.
Компьютерные средства позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивацию, активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и детей. В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная ёмкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объёме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных с помощью программы Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, сократить время на преодоление речевых нарушений.
Таким образом, осуществляется системное коррекционное воздействие на речевое развитие ребенка, имеющего недоразвитие речи. С помощью разработанных компьютерных игр и упражнений у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь. У детей значительно сокращаются сроки по овладению полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для детей и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы с ИКТ высока, является спланированной, продуманной системой по коррекции и предупреждению речевых нарушений.
Нельзя забывать, что мероприятия с использованием компьютерных технологий нужно проводить с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребё нка:
- использование новых моделей компьютера;
- работа с компьютером не более 2х раз в неделю;
- проведение гимнастики для глаз;
- работа за компьютером не более 5-7 мин.
Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление воспитанников, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно. Экран притягивает внимание, которого логопед порой не может добиться при фронтальной работе с детьми.
Остановимся несколько подробнее на мультимедийной презентации Power Point - самом популярном из всех видов применения ИКТ.
Этот вид презентаций отличается простотой использования и легкостью видоизменения содержания, основных параметров и настроек.
Презентация – это:
• обучающая электронная звуковая книга с красивыми картинками;
• отличное пособие для воспитателей, учителей-логопедов, родителей, позволяющее рассказать ребенку об окружающем мире так, как они сами его видят, не выходя из дома;
• удобный и эффективный способ предоставить ребенку информацию об окружающем его мире.
Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.
Мною были разработаны презентации :
Звуки [б], [б '], буква Бб
Звуки [г], [г '], буква Гг
Звуки [в], [в '], буква Вв
Звуки [д], [д '], буква Дд
Звуки [т], [т '], буква Тт
Звуки [н], [н '], буква Нн
Звуки [х], [х '], буква Хх
Звук и буква С
П о автоматизации звуков: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р;
дифференциации Ш-Ж, С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ц-С, Ц-Т;
по лексическим темам:
«Времена года»
«Домашние животные»
«Город, в котором я живу»
«Транспорт»
«Ягоды»
«Насекомые»
«Грибы»
А также презентации на развитие у детей звуко-буквенного анализа, памяти, внимания, мышления: «Найди отличия», «Прочти по первым буквам», «Буквы заблудились», «Отгадай загадки» и др.
Также использую электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике :
- электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);
- программно-дидактический комплекс «Мерсибо Плюс (вер. 2)»
- DVD, CD диски и аудиокассеты («Интерактивная программа речевого развития» (Центр раннего развития «Умница». Авторы дисков: Л. Меркушкина, Г. Маниченко, «Логопедические упражнения», «Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», озвученные призентации об окружающем мире «Вундеркинд с пеленок», «Голоса птиц и зверей» и др.);
- специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Несерьезные уроки», «Домашний логопед», развивающие игры серии «Баба Яга учится читать», «Лунтик учит буквы», «Лунтик. Русский язык», игры – раскраски и др.).
Для проведения занятий также использую логопедические распевки, интерактивные игры, он-лайн. На портале Мерсибо современные дидактические пособия значительно облегчают подбор материала для занятий. А в играх с интерактивными героями дети с удовольствием отрабатывают новые навыки!
Конструктор картинок, содержащий более 500 тематических изображений, позволяет мне самостоятельно составлять необходимые пособия за считанные минуты с учетом индивидуальных особенностей ребенка или группы. Сохраняя пособия в кабинете специалиста, я могу использовать их снова и снова. На Мерсибо я использую развивающие игры для решения большинства учебных задач: развития речи, памяти, внимания, обучения чтению и развития моторики.
Компьютерные технологии помогают мне участвовать в вебинарах для детских специалистов, где обсуждаются самые актуальные вопросы из области логопедии, детской психологии, педагогики, посещать мастер-классы, где своим опытом делятся логопеды и дефектологи, с большим стажем работы и интересной практикой, получить ответы от ведущих специалистов в области ИКТ в логопедии.
Особую актуальность в современных условиях имеет педагогическое просвещение родителей. Непрерывную связь с родителями детей, имеющих нарушения речи, осуществляю с помощью традиционных и нетрадиционных форм работы. Именно с помощью ИКТ качественнее и легче реализуется задача – повышения педагогической компетенции родителей, а также предоставляется возможность стать активными участниками коррекционно-развивающего процесса. Для родителей логопедических групп активно использую ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото- и видео - материалами.
Официальный сайт школы – как одна из форм работы с родителями. Наличие у школы-интерната официального сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни школы, класса, проводимых мероприятиях, новостях. Это могут быть различные статьи-консультации, советы, рекомендации родителям.
Внедрение информационно-компьютерных технологий помогают современному логопеду в его работе в следующем :
Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, кабинета (сканирование, интернет, принтер, презентация).
Подбор дополнительного познавательного материала.
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
Оформление документации, отчётов.
Создание презентаций в программе Рower Рoint.
В результате работы по внедрению информационных технологий отмечено преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:
ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;
Обеспечивает наглядность, которая способствует лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка;
Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы, работу транспорта
и т. д.);
Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
Компьютерные технологии помогают в коррекционном процессе учителя-логопеда при ведении документации. Работа в Microsoft Works (например, с таблицами в Office Excel, со списками, отчетами в Microsoft Word) предоставляет возможности:
создание базы данных по итогам диагностики;
проведение мониторинга работы;
отслеживание динамики работы;
составление графиков и диаграмм;
планирование, конспекты занятий, паспорт кабинета. [/b]
Вся документация логопеда в электронном виде очень удобна в использовании.
Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять учителя-логопеда, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Литература
1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е. В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. -1998.-№1 с. 47-55.
3. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы// дефектология. 1994. - №5.
4. Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). – М., 1951.
5. Левина Е. В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях. // Логопед. -2011.-№3.
6. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодолении речевых нарушений у дошкольников. Спб. : Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 191с.
7. Пангина Н. С. Компьютерные игры в обучении детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Качество дошкольного образования: проблемы и перспективы: Сб. науч. ст. по мат-лам науч. -практ. Конференции / Под ред. Н. В. Микляевой. М., 2006.
8. Репина З. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения // Вопросы гуманитарных наук. 2004, №5(14, стр. 283-285.
9. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушениями в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы // Дефектология. 1997.-№2. С. 41-44.
Интернет ресурсы
1. https://metodisty.ru/m/groups/view/ikt_v_logopedii
2. https://nsportal.ru/ikt-v-logopedicheskoi-rabote-s-detmi
3. https://festival.1september.ru/articles/596534/
4. https://logoportal.ru/ikt-v-rabote-logopeda/.html
5. https://www.tc-sfera.ru/posts/ispolzovanie-informacionno-kommunikacionnyh-tehnologiy-v-rabote-uchitelya-logopeda-doshkolnogo
6. https://pedsovet.su/load/317-1-0-13744
7. https://www.logoped.ru/pomalv01.htm
8. https://zor2009.ucoz.ru/load/polozhenie_o_pg_quotikt_v_logopedicheskoj_rabotequot/1-1-0-4
9. https://atena.ucoz.ru/publ/48-1-0-409
10. https://chastykms.ucoz.ru/load/1-1-0-79
11. https://consul.apkpro.ru/consul/26-ict-edu/71--5.html
12. https://edu.k26.ru/~wiki/index.php?title
13. https://ipk.68edu.ru/forum/viewtopic.php?p=855&sid=7f2bbed5a066364c3896064151beea6d