Мельникова Валентина Александровна
«Вместе мы одна семья». Долгосрочный проект в старшей группе и первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Вместе мы одна семья»
Долгосрочный проект
в старшей группе и 1 младшей группе.
Воспитатель
МБДОУ №13 «Колобок»
Валентина Александровна
Мельникова
2024год
Паспорт проекта.
Тип проекта: социально-коммуникативный, познавательно-творческий, практико- ориентированный
Вид проекта : долгосрочный (с 01.01.2024 г. по 31.12.2024г.)
Участники: дети старшей группы и 1 младшей группы ДОУ, родители воспитанников, воспитатель.
Характеристика проекта.
Проблема: утрата семейной функции, значимых культурных и жизненных ценностей, недостаток знаний у дошкольников о своей семье, разобщенность между семьей и детским садом.
Актуальность: семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста
направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы традиции в семье, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов
семьи, зависит многое. Под руководством родителей, ребенок приобретает свой жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в
обществе.
Закон РФ «Об образовании» провозгласил, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Одним из основных принципов ФГОС ДО является сотрудничество ДОУ с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья-источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Мы,
взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи,
воспитывать у них любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель: создать условия для формирования представлений о семье и семейных ценностях всех участников проекта через организацию разных видов деятельности и сотрудничество с социальными партнерами.
Задачи:
• Организовать взаимодействие с семьями воспитанников, способствующее укреплению детско-родительских отношений; развитие активной позиции родителей в жизни детского сада.
• Создать условия для повышения активности и развития творческих способностей педагогов, формирование и совершенствование профессиональных умений в процессе совместной деятельности взрослых и детей.
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
Предполагаемый результат: у детей обогатились представления о семье, сформированы понятия о семейных ценностях и уважении ко всем членам семьи; родители принимают активное участие в жизни групп и ДОУ, у педагогов повысился уровень профессиональной компетентности и творческой активности.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
• Определение проблемы;
• Постановка целей и задач;
• Составление плана мероприятий по реализации проекта;
• Подбор наглядно-иллюстративного материала;
• Подбор художественной литературы в рамках проекта;
• Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр;
• Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
• Подборка стихов о маме и папе, о бабушке и дедушке;
• Подбор материала для продуктивной деятельности.
2 этап – основной:
Совместная деятельность детей и воспитателя:
Познавательное развитие
• Беседа «Мама, папа покормите птиц зимой»; «23 февраля- День Защитника Отечества»; «8 Марта - женский день»; «Масленица»; «Беседа о папе»; «Дед Мороз и Снегурочка».
• НОД ознакомление с окружающим миром «Зимующие птицы»; «Моя семья»;
• Наблюдение «Жизнь птиц зимой»;
• Просмотр сказки: «Серая шейка»; «Мама для Мамонтенка»; «Ишь ты, Масленица!»; «Осторожно обезьянки»
• Просмотр презентации: «Зимующие птицы»; «Семья»; «Широкая Масленица»;
• Показ настольного театра «Курочка ряба»; кукольного театра «Колобок»; теневого театра «Репка».
Речевое развитие:
• НОД «Как папа делает кормушку»;
• НОД «Моя семья»;
• НОД «Волшебное слово;
• Заучивание потешки «Ладушки – ладушки»; «Семья»;
• НОД «Курочка ряба»;
• Интегрированное занятия: «Открытка для папы»;
• НОД «Колобок»;
• Интегрированное занятие: «Мамин день».
Чтение художественной литературы:
• А. Барто «Как Вовка бабушек выручил. Как Вовка стал старшим братом».
Художественно-эстетическое развитие
• Рассматривание картины «Беседы по искусству».
Рисование:
• НОД с использованием ИКТ «Моя счастливая семья»;
• НОД рисование ватными палочками «Подарок для бабушки»;
• НОД рисование ватными палочками «Платье для мамы».
Лепка:
• НОД (пластилинография) «Снегирь на ветке рябины»;
• НОД (пластилинография) «Домик»;
• НОД по лепке: «Угощение для бабушки и дедушки».
Аппликация:
• Создание плаката «Покормите птиц зимой!»;
• НОД «Птицы на дереве»;
• НОД «Поздравительная открытка к 23 февраля»;
• НОД «Сердце на ладони»;
• НОД «Русская красавица»;
• НОД с использованием нетрадиционной техники «Весеннее дерево».
Ручной труд:
• НОД Альбом для малышей «Зимующие птицы».
Конструирование:
• НОД «Дом для нашей семьи».
ФЭМП:
• НОД «Порядковый счет в пределах 10. Ориентирование на плоскости».
Дидактические игры:
• «Зимующие птицы»;
• «Кто лишний»;
• «Птичье лото»
• «Сладкое, кислое, горькое, солёное?»;
• «Семейное дерево»;
• «Что можно купить за деньги и что нельзя?»;
• «Ласковые словечки»;
• «Чья мама?»;
• «Дружная семейка»;
• «Репка»;
• «Подбери пару варежке»;
• «Подбери по силуэтам»;
• «Что в мешке у Деда Мороза?».
Пальчиковая гимнастика:
• «Бабушка кисель варила».
Сюжетно ролевая игра:
• «Моя семья»;
• «Готовим семейный обед».
Утренники и развлечения:
• Спортивно игровой праздник, посвященный Дню Защитника Отечества с участием родителей «Тяжело в учении – легко в бою!»;
• Утренник, посвящённый 8 Марта «Праздник в Простоквашино»;
• Развлечение «Масленица»;
• Утренник «До свидания, детский сад!»;
• Развлечение «День защитника детей».
Работа с родителями:
• Создание уголка «Семья- дар»;
• Информация в родительском уголке «2024 – Год Семьи»;
• Буклеты «Семейные традиции»; «Как приобщить детей к нравственно- патриотическому воспитанию?»; «Семейные ценности в современном обществе»;
• Советы «Научите детей делать добро»;
• Изготовление и вывешивание кормушек для птиц «День добрых дел»;
• Фотовыставка «Лучше папа друга нет»; «Мы – мамины помощники»; «Дедушка и бабушка мои лучшее друзья!»;
• Консультация «Самое важное в жизни ребенка – это семья»; «День отца»; «День Матери»;
• Папка – передвижка: «Что такое авторитет родителкй?»;
• Выставка семейных поделок «Золотые руки наших мам»; «Мастерская Деда Мороза»;
• Создание видеофильмов «Дружим с книгой всей семьёй»: Сказка «Царевна – лягушка»; «Наша дружная семья»; «Вместе с папой!»; «Тепло сердец для милых мам»; «Новогодние семейные традиции»;
• Конкурс семейных рисунков «Здоровый образ жизни нашей семьи»;
• Акция «Мы Россия, Мы Вместе!»;
• Мастер-класса для родителей «Шляпа цилиндр»; «Новогодняя игрушка»;
• Стенгазета ко дню отца: «Вместе с папой»; ко Дню Матери: «Мама-главное слово в каждой судьбе».
Работа с педагогами:
• Мастер-класс «Семейное дерево».
3 этап – заключительный:
• Презентация о проделанной работе.
Заключение:
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе. Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей. Повышению психолого-педагогической культуры родителей. Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности. Оснащению предметно – развивающей среды в группе. Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.