Папки-передвижки

План работы по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»

Татьяна
План работы по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Темочки:

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Актуальность темы:

Я решила выбрать эту тему в связи с тем, что в наше время наблюдается процесс упрощения богатого русского языка, исчезают его красота, образность. Моя работа по самообразованию была нацелена на то, чтобы дети приучались к народной культуре, красоте русского слова.

В. А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «…добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает устное народное творчество.

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по овладению детьми родным языком через произведения русского фольклора.

Задачи:

1. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.

2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

4. Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.

Методы и приё мы:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: беседы, рассказ, чтение, заучивание.

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, пальчиковые игры.

Формы работы :

- Заучивание потешек, закличек, пестушек, колыбельных;

- Использование пословиц, загадок, поговорок;

- Чтение художественной литературы;

- Использование пальчиковых игр;

- Применение игрушек и изделия народных промыслов;

- Представление кукольного театра;

- Разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

- Рассказ о народных обычаях и традициях;

- Рассматривание иллюстраций о русском быте;

- Беседы, вопросы, разъяснения.

Перспективное планирование работы на 2024 – 2025 учебный год

Месяц

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

-Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

-Создание картотеки потешек для работы с детьми.

- Показ кукольного театра по сказке «Колобок».

-Разучивание и проговаривание потешек.

-Применение потешек в режимных моментах.

Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

Беседа «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» -

октябрь

-Создание картотеки загадок.

Изучение темы: «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.

1. Загадки об осени, овощах и фруктах, грибах, хлебе.

2. Пословицы и поговорки об осени и осенних явлениях.

-Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

-Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской культуры»

ноябрь

-Изучение темы: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам»

-Обустройство уголка ряженья с русскими национальными костюмами.

-Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

1. Чтение русских народных сказок «Теремок», «Колобок», украинской народной сказки «Рукавичка».

2. Загадки о домашних, диких животных. 3. Театрализованная деятельность по русской народной сказке «Колобок»

-Настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы)

- «Роль родителей в возрождении русских традиций»- консультация

декабрь

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми».

-Хороводы, народные подвижные игры. - Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

.Русские народные потешки о зиме и зимних явлениях. Разучивание потешек «Белым снегом замело…», «Уж ты, зимушка-зима…».

Конкурс на лучшую книжку-малышку «Потешки, песенки».

январь

Знакомство с закличками.

1. Русские народные песенки, загадки о зиме и зимних явлениях.

2. Знакомство с закличками. Разучивание заклички «Морозушка – Мороз…»

-Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек)

«Пришла Коляда» - разучивание колядок.

-«Рождественские посиделки» -(творческий вечер с участием родителей)

Памятка для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

февраль

-Изучение темы:

«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

- Разучивание песен и стихов про Масленицу.

-Знакомство с пословицами и поговорками.

Развлечение «Широкая Масленица»

Мастер – класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»

март

-Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

-Создание театрального уголка в группе (настольный (конусный, пальчиковый театры)

-Знакомство с закличками, потешками о солнце, о ранней весне.

-Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

- Драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок.

- Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

апрель

-Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам и потешкам.

-Разучивание пестушки: «На зеленом на лугу…», заклички «Весна, весна красная…»

-Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

-Консультация: «Почитай мне сказку, мама»

-Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

май

«Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Самоанализ плана самообразования»

-Игры-драматизации по знакомым сказкам.

Разучивание заклички «Солнышко покажись!», «Сей, сей горох…»

Инсценировка р. н. сказки «Теремок»

-Консультация:

«Как организовать домашний театр».

Изучение методической литературы (сентябрь-май) :

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М. : Академия, 2000.

2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М. : Учпедгиз, 1957.

3. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

4. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М. : Просвещение, 1985.

5. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

6. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

7. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

8. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

9. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

План по нравственному воспитанию через использование устного народного творчества для детей старшего дошкольного возраста Сентябрь. Календарно – обрядовые праздники: Осень, осень, в гости просим» (беседа). Цель: закрепить представление детей об осеннем времени.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
Опубликовано: 11 сентября 2024 в 21:07
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна (УИ 2640445) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД