Папки-передвижки

План работы по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»

Татьяна
План работы по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

Публикация «План работы по теме „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Актуальность темы:

Я решила выбрать эту тему в связи с тем, что в наше время наблюдается процесс упрощения богатого русского языка, исчезают его красота, образность. Моя работа по самообразованию была нацелена на то, чтобы дети приучались к народной культуре, красоте русского слова.

В. А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «…добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает устное народное творчество.

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по овладению детьми родным языком через произведения русского фольклора.

Задачи:

1. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.

2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

4. Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.

Методы и приё мы:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: беседы, рассказ, чтение, заучивание.

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, пальчиковые игры.

Формы работы :

- Заучивание потешек, закличек, пестушек, колыбельных;

- Использование пословиц, загадок, поговорок;

- Чтение художественной литературы;

- Использование пальчиковых игр;

- Применение игрушек и изделия народных промыслов;

- Представление кукольного театра;

- Разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

- Рассказ о народных обычаях и традициях;

- Рассматривание иллюстраций о русском быте;

- Беседы, вопросы, разъяснения.

Перспективное планирование работы на 2024 – 2025 учебный год

Месяц

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

-Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

-Создание картотеки потешек для работы с детьми.

- Показ кукольного театра по сказке «Колобок».

-Разучивание и проговаривание потешек.

-Применение потешек в режимных моментах.

Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

Беседа «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» -

октябрь

-Создание картотеки загадок.

Изучение темы: «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.

1. Загадки об осени, овощах и фруктах, грибах, хлебе.

2. Пословицы и поговорки об осени и осенних явлениях.

-Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

-Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской культуры»

ноябрь

-Изучение темы: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам»

-Обустройство уголка ряженья с русскими национальными костюмами.

-Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

1. Чтение русских народных сказок «Теремок», «Колобок», украинской народной сказки «Рукавичка».

2. Загадки о домашних, диких животных. 3. Театрализованная деятельность по русской народной сказке «Колобок»

-Настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы)

- «Роль родителей в возрождении русских традиций»- консультация

декабрь

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми».

-Хороводы, народные подвижные игры. - Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

.Русские народные потешки о зиме и зимних явлениях. Разучивание потешек «Белым снегом замело…», «Уж ты, зимушка-зима…».

Конкурс на лучшую книжку-малышку «Потешки, песенки».

январь

Знакомство с закличками.

1. Русские народные песенки, загадки о зиме и зимних явлениях.

2. Знакомство с закличками. Разучивание заклички «Морозушка – Мороз…»

-Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек)

«Пришла Коляда» - разучивание колядок.

-«Рождественские посиделки» -(творческий вечер с участием родителей)

Памятка для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

февраль

-Изучение темы:

«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

- Разучивание песен и стихов про Масленицу.

-Знакомство с пословицами и поговорками.

Развлечение «Широкая Масленица»

Мастер – класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»

март

-Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

-Создание театрального уголка в группе (настольный (конусный, пальчиковый театры)

-Знакомство с закличками, потешками о солнце, о ранней весне.

-Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

- Драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок.

- Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

апрель

-Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам и потешкам.

-Разучивание пестушки: «На зеленом на лугу…», заклички «Весна, весна красная…»

-Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

-Консультация: «Почитай мне сказку, мама»

-Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

май

«Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Самоанализ плана самообразования»

-Игры-драматизации по знакомым сказкам.

Разучивание заклички «Солнышко покажись!», «Сей, сей горох…»

Инсценировка р. н. сказки «Теремок»

-Консультация:

«Как организовать домашний театр».

Изучение методической литературы (сентябрь-май) :

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М. : Академия, 2000.

2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М. : Учпедгиз, 1957.

3. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

4. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М. : Просвещение, 1985.

5. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

6. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

7. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

8. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

9. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
Опубликовано: 11 сентября 2024 в 21:07
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна (УИ 2640445) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД