Татьяна
План работы по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Темочки:
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Планы
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Темочки
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Актуальность темы:
Я решила выбрать эту тему в связи с тем, что в наше время наблюдается процесс упрощения богатого русского языка, исчезают его красота, образность. Моя работа по самообразованию была нацелена на то, чтобы дети приучались к народной культуре, красоте русского слова.
В. А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «…добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает устное народное творчество.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по овладению детьми родным языком через произведения русского фольклора.
Задачи:
1. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.
2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
4. Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.
Методы и приё мы:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: беседы, рассказ, чтение, заучивание.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, пальчиковые игры.
Формы работы :
- Заучивание потешек, закличек, пестушек, колыбельных;
- Использование пословиц, загадок, поговорок;
- Чтение художественной литературы;
- Использование пальчиковых игр;
- Применение игрушек и изделия народных промыслов;
- Представление кукольного театра;
- Разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
- Рассказ о народных обычаях и традициях;
- Рассматривание иллюстраций о русском быте;
- Беседы, вопросы, разъяснения.
Перспективное планирование работы на 2024 – 2025 учебный год
Месяц
Самореализация
Работа с детьми
Работа с родителями
сентябрь
-Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»
-Создание картотеки потешек для работы с детьми.
- Показ кукольного театра по сказке «Колобок».
-Разучивание и проговаривание потешек.
-Применение потешек в режимных моментах.
Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».
Беседа «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» -
октябрь
-Создание картотеки загадок.
Изучение темы: «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.
1. Загадки об осени, овощах и фруктах, грибах, хлебе.
2. Пословицы и поговорки об осени и осенних явлениях.
-Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
-Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской культуры»
ноябрь
-Изучение темы: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам»
-Обустройство уголка ряженья с русскими национальными костюмами.
-Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.
1. Чтение русских народных сказок «Теремок», «Колобок», украинской народной сказки «Рукавичка».
2. Загадки о домашних, диких животных. 3. Театрализованная деятельность по русской народной сказке «Колобок»
-Настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы)
- «Роль родителей в возрождении русских традиций»- консультация
декабрь
Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми».
-Хороводы, народные подвижные игры. - Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Заюшкина избушка».
.Русские народные потешки о зиме и зимних явлениях. Разучивание потешек «Белым снегом замело…», «Уж ты, зимушка-зима…».
Конкурс на лучшую книжку-малышку «Потешки, песенки».
январь
Знакомство с закличками.
1. Русские народные песенки, загадки о зиме и зимних явлениях.
2. Знакомство с закличками. Разучивание заклички «Морозушка – Мороз…»
-Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек)
«Пришла Коляда» - разучивание колядок.
-«Рождественские посиделки» -(творческий вечер с участием родителей)
Памятка для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»
февраль
-Изучение темы:
«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».
- Разучивание песен и стихов про Масленицу.
-Знакомство с пословицами и поговорками.
Развлечение «Широкая Масленица»
Мастер – класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»
март
-Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»
-Создание театрального уголка в группе (настольный (конусный, пальчиковый театры)
-Знакомство с закличками, потешками о солнце, о ранней весне.
-Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
- Драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок.
- Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»
апрель
-Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам и потешкам.
-Разучивание пестушки: «На зеленом на лугу…», заклички «Весна, весна красная…»
-Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»
-Консультация: «Почитай мне сказку, мама»
-Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
май
«Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Самоанализ плана самообразования»
-Игры-драматизации по знакомым сказкам.
Разучивание заклички «Солнышко покажись!», «Сей, сей горох…»
Инсценировка р. н. сказки «Теремок»
-Консультация:
«Как организовать домашний театр».
Изучение методической литературы (сентябрь-май) :
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М. : Академия, 2000.
2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М. : Учпедгиз, 1957.
3. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
4. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М. : Просвещение, 1985.
5. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
6. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
7. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
8. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
9. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.