Ильина Анна
Влияние типа нервной деятельности детей на их взаимоотношения со взрослыми
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние типа нервной деятельности детей на их взаимоотношения со взрослыми»
Цели:
-углубить знания воспитателей об особенностях типов темперамента;
-развивать умение анализировать и систематизировать педагогические воздействия в зависимости от типа темперамента ребенка;
-отработка полученных знаний в практической деятельности.
Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения.
Темочки:
Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению о другими психическими особенностями человека. Они не являются абсолютно неизменными. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных
процессов возбуждения и торможения и их сочетаниях.
Темпераменты: меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик.
Как надо вести себя с детьми с различными темпераментами?
Даже считая то, что темперамент лишь сравним с гранитом, пытаться все-таки отшлифовать его своими методами
Воспитания, используя их в качестве резца, которым пользует скульптор.
Учитывать все минусы и плюсы темперамента ребенка.
Пытаться минусы свести хотя бы до нуля.
Не подавлять, а управлять любым из типов темпераментов ребенка.
Воспитывая, не пытаться превратить холерика в флегматика, а флегматика — в сангвиника, короче говоря, придать ребенку черты чужого ему темперамента, которые навряд ли поддадутся скрещиванию с чертами его подлинного Я.
He быть жокеем темперамента ребенка, не укрощать его, как зверя в клетке, даже в угоду этикету.
Как не надо вести себя с детьми с различными темпераментами?
Пытаться подавить особенности темперамента ребенка.
Стараться изменить врожденный темперамент на более угодный Вам и превратить холерика в сангвиника, сангвиника — в флегматика и меланхолика или наоборот.
Выпячивать все минусы ребенка, особенно при посторонних людях.
Ругать ребенка, постоянно раздражаясь оттого, что не таким, как Вам хотелось бы, он уродился
Стремиться укротить и обуздать не укрощающийся темперамент малыша.
Как надо правильно воспитывать детей в зависимости от особенностей темперамента ребенка?
Учитывая то, что нервная система у детей пластична, мы можем так отшлифовать особенности темперамента ребенка, завуалировать все недостатки, что основная роль достанется невольно лишь только сильным из его сторон.
Итак, как лучше воспитывать сангвиника?
Стремиться выработать у него устойчивые интересы
Учить терпению, упорству, тому, что надо доводить любое дело до конца.
Как можно больше поощрять за нравственность в его поступках.
Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий
Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником как легкомыслия, так и непостоянства данного ребенка.
Как лучше воспитывать меланхолика?
Не надо требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо. Приказы замедляют его деятельность.
Стараться поддержать его, одобрить, быть с ним поласковее и помягче.
Нацеливать его лишь на посильные задания и помогать их вовремя исполнить.
Учить, как надо преодолевать застенчивость и робость, искореняя неуверенность в себе.
Поддерживать его самостоятельность.
Воспитывать в нем инициативность, общительность, доверчивость и смелость.
Учить бесстрашию и помогать избавиться от страха.
Ни в коем случае, даже из благих побуждений, не запугивать его.
Стараться вызвать больше положительных эмоций, используя их для специальной ретушевки отрицательных.
Учитывать, что впечатлительность, ранимость, высокая чувствительность ребенка — кривое зеркало всех Ваших воспитательных воздействий и может исказить конечный результат, поэтому, воспитывая меланхолика, Вам надо принять тактику жонглера. Однако помните, что вышеперечисленные свойства — залог отзывчивости, преданности и жалеющей всех доброты, а эти качества — предтеча благородства и порядочности человека.
Как лучше воспитывать флегматика?
Пытаться выработать любознательность и сделать его инициативным.
Учить, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и как распределить рационально время, чтоб не попасть в цейтнот.
Не раздражаться черепашьим темпам, а ускорять их, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.
Учить полнее выражать эмоции и чувства: как радоваться, горевать, жалеть кого-то и быть добрым.
Старался привить навыки общения и развивать его коммуникабельность.
Играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость и поощрять, когда он выполняет правила игры.
Любыми способами пробуждать сообразительность и воображение ребенка.
Следить за тем, чтобы он меньше был инертным, вялым, все время тормошить его, иначе вялость может превратиться в леность, а ровность чувств — в их нищенскую скудость.
Как лучше воспитывать холерика?
Замедлить темп его кружения по жизни, расставив на пути различные шлагбаумы и непредвиденные остановки.
Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
Учить обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил.
Воспитывать настойчивость и сдержанность, как надо обладать собой, чтобы не вспылить.
В зачатке погашать любую агрессивность.
Необходимо подбирать такие игры, где укрепились бы процессы торможения и не было бы перевозбуждения со стороны нервной системы : спокойные, в которых все зависит от внимания и нужен только минимум эмоций.
Не забывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность и задевает самолюбие людей.
Холерика необходимо учить вежливости и требовать, чтобы таким он стал. Да, да, не уговаривать, а требовать.
Холерика не стоит уговаривать, он реагирует обычно только лишь на требования родителей.
Литература:
1. Р. С. Немов «Общие основы психологии», Москва, 1994
2. Е. Н. Рогов «Психология человека», Москва, 1999
3. Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин «100 экзаменационных ответов по психологии», Ростов-на-Дону, 2000
4. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 2000.
5. Краткий словарь системы психологических понятий /К. К. Платонов - М. Высшая школа 1994.
6. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента, М., 2001
7. Немов Р. С. Психология (в трех книгах, книга 1, М., 1998.
8. Психология индивидуальных различий /под ред. Ю. Б. Гиппенрейдера, В. Я. Романова - М. изд-во МГУ, 2002
9. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002
10. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. -Ростов н/Д,2004
11. Хобсон К. Ф. Мир входящему: развитие ребёнка и его отношений с окружающими. - М. : Центр общечеловеческих ценностей; 1992
12. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. – М., 1995
13. Томас А., Чесс С. Значение темперамента для психологической практики // Детство идеальное и настоящее /Под ред. Е. Р. Слободской. – Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1994
14. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. 1999
15. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М. : Владос, 2003
16. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М. : Книголюб, 2003
17. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М. : Владос, 1996
18. Разживина Л. Азбука настроений. // Обруч. 2002
19. Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа практического психолога: Учебное информационно-методическое пособие по курсу / Авт. -сост. А. М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001
20. Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. -М. ,2000