Светлана Деревова
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
«Таланты детей находятся на их кончиках пальцев»
М. Монтессори
Маленький ребёнок. … Как он познаёт окружающий мир? Каждый из нас был маленьким и уже, наверное, забыл, как хотелось потрогать всё новое, прикоснуться, облизать, прикусить – то есть изучить предмет со всех сторон. Формирование восприятия мира и, как следствие, развитие речи идёт через ощущения руки. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
Темочки:
Доказано, что одним из показателей нормального психологического и нервно–психологического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками ножницами.
В своей работе я уделяю большое внимание развитию мелкой моторики. Ежедневно за 3-5 минут приема пищи, вместе с ребятишками мы играем в пальчиковые игры со словами. Например: «Вышли пальчики гулять», «Моя семья», «Две лягушки», «Снегирек». Такие игры развивают внимание, речь и согласованные движения обеих рук. Так же провожу игры с различными предметами и материалами. Такие как: «Спрячь в ладошке», «Бумажные снежки», «Перебери крупу» и т. д. Еще мной ведется нетрадиционная техника рисования – рисование пальчиками, ладошками, штампиками.
Провожу с детьми самомассаж. Это один из видов пассивной гимнастики. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев одной руки, затем другой. Затем растираем ладонь одной руки большим пальцем другой руки.
Для снижения тонуса и уменьшения напряжённости мышц периодически провожу криомассаж. Для его проведения готовлю две ёмкости. В одну наливаю тёплую воду (ближе к горячей, в другую кладу ледяные кубики («конфетки»). Сначала малышу предлагаю пошебуршать «конфетками» затем опустить ручки в воду. «Потрогаем «конфетки» – они холодные, потрогаем водичку – она горячая» и т. п. Затем руки хорошо встряхиваем и вытираем полотенцем. Вся процедура длится не более 7 минут, а ощупывание кубиков от 5 до 30 секунд.
Использую комплексы специальных упражнений:
«Пила» – левая рука ладонью вверх лежит на столе, а ребром правой руки имитируем движение пилы по всей поверхности ладони в направлении вверх–вниз; то же левой рукой.
«Утюжок» – и. п. – то же. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки по левой ладони, разминая её. Затем то же самое делаем рукой.
Использую различные упражнения на развитие тактильных ощущений : «Пальчиковый (сухой) бассейн», «Волшебный мешочек»
Играю с детьми в пальчиковые игры, в ходе которых так же активизируется мелкая моторика рук детей. Лепим из пластилина, из солёного теста. Изделия из солёного теста можно украшать различными мелкими предметами.
Сейчас в продаже есть множество игр, целенаправленно развивающих соответствующие навыки. Но можно и самим придумать массу интересных игр и занятий, которые способствуют развитию навыков мелкой моторики. Я же использую в работе подручные средства. Например, интересные игры можно придумать с обыкновенными скрепками и прищепками. Предлагаю детям упражнения «Солнышко улыбается» – на предварительно нарисованный и вырезанный круг в виде солнышка дети по окружности прикрепляют скрепки или прищепки – это лучики солнышка.
Дети любят упражнение «Веселая резиночка» (диаметр резиночки 4–5 см). Пальцы вставляем в резиночку и движениями всех пальцев нужно передвинуть на 360о сначала в одну, а затем в другую сторону. Заданий может быть множество, с каждым разом они усложняются.
Игра «Сюрприз».
В фольге завёрнуты игрушки – надо их развернуть, стараясь не порвать обёртку. Можно завернуть в фольгу грецкие орехи. Дети, разворачивая их, в одну тарелку кладут орешки, а в другую обёртки.
Выкладывание из ценников на липкой основе дорожки; используя решётки для раковины, которые состоят из множества ячеек. Ребёнок указательным и средним пальцами, как ножками, ходит по этим клеткам.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребё нку:
Во–первых, развивают мелкую моторику руки и уже подготавливают её к овладению письмом.
Во–вторых. Формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте.
В–третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование вызывает радостное настроение, позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Ребятам очень нравится, они с большим удовольствием принимают участие в играх.
При проведении игр и упражнение соблюдаю следующие принципы:
• Систематичность проведения;
• Последовательность – сначала на левой руке, потом на правой, при успешном проведении на обеих одновременно;
• Переход от простого к сложному;
• Движения должны быть различными – на растяжение, сжатие, расслабление;
• Тренировка всех пальцев, включая безымянный и мизинец. В противном случае можно получить противоположный результат – увеличение тонуса мышц пальцев.
• Очень важны желания ребёнка заниматься, эмоциональный настрой, интерес к происходящему.
В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, поэтому, чем больше мастерства в детской руке, тем выше развитие ребёнка.
Родителям я советую, дома каждый день заниматься с детьми различными играми, рисовать, лепить и. т. И скоро они заметят, что движения их малыша с каждым разом станут все более плавными, четкими и скоординированными
Итак, задача взрослых – помочь ребёнку начать полноценно использовать возможность движения рук. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться познавательных способностей ребёнка. Не стоит забывать и о том, что уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей дальнейшей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Автор статьи:
Деревова Светлана Николаевна
МАДОУ «Буратино» г. Когалым