Ирина Новогран
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт развивающей
предметно – пространственной среды разновозрастной
группы № 4
Подготовили воспитатели:
Соколова Н. В.
Новогран И. В.
Список группы
В состав группы входят 27 детей.
Из них: 15 мальчиков, 12 девочек
«Развивающая предметно - пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учта особенностей и коррекции недостатков их развития».
Публикация «Паспорт развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
• охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
• построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей.
• создать условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также оказать содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
• открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществлять им поддержку по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
• создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
На протяжении процесса взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно- пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Развивающая предметно – пространственная среда дошкольной образовательной организации
Определение содержания компонентов РППС для дошкольной организации базируется на деятельностном подходе. Преемственность этапов развития деятельности должна быть обеспечена в образовательной программе с учетом специфики воспитательно-образовательных задач в каждой возрастной группе дошкольной организации. ФГОС ДО обозначает требования к общеобразовательной программе, условиям ее реализации и результатам. Одним из условий реализации общеобразовательной программы в организации выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих функций:
• Реализация различных образовательных программ, с учетом применения инклюзивного образования, а также национально- культурных, климатических и других условий;
• Организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
• Реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом индивидуальных особенностей детей. РППС состоит из характеристик, необходимых для выполнения требований ФГОС ДО в целом, и организации РППС, в частности. Полноценное и одновременное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду ДОО с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО в лице педагога с семьей воспитанника для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях. Например, совместные игровые мероприятия, организованные в рамках общеобразовательной программы (обмен опытом семейного воспитания, проектная деятельность, участие в различных конкурсах, фестивалях, ярмарках и др.). Стоит отметить, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОО и в условиях семьи должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка. В том числе, организация РППС таким образом позволит содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО.
Формирование предметного содержания РППС ДОО
Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач. Функциональный модуль – это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря по видам детской деятельности для организации пространства, для решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы ДОО.
Каждый функциональный модуль охватывает все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников;
Художественно – эстетическое развитие
- Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы. Направление подразумевает формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру природы.
- Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира. Направление определяет формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру (уважению к людям, отношение к человеческим взаимоотношениям, труду взрослых и пр.).
- Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства. Данное направлений связано с формированием и развитием интереса к содержанию художественных произведений, понимания его выразительных средств, а также зарождению оценочных суждений, которое может найти свое выражение в музыкальной, театрализованной и других видах деятельности.
- Художественная деятельность (изобразительная деятельность, лепка, аппликация, конструирование из различных материалов и др.). В данном направлении основой является развитие эстетического восприятия, эстетического чувства и творчества дошкольников.
Функциональный модуль «Музыка» и «Театр»
Назначение функционального модуля:
• Приобщение к художественно-эстетической культуре посредством музыкального искусства;
• Воспитание интереса и любви к музыке, обогащая впечатления дошкольников при знакомстве с различными музыкальными произведениями;
• Формирование и активизация сенсорных способностей, чувства ритма, ладовысотного слуха, певческого голоса и выразительности движений;
• Приобщение к различным видам музыкальной культуры, знакомство и первичными элементами нотной грамотности.
№ п/п Наименование Кол-во
1. Теневой театр 1
2. Театр би-ба-бо 1
3. Пальчиковый театр 1
4. Театр Бумажный 1
5. Театр масок 1
6. Барабан с палочками 1
7. Картотека театрализованных игр 1
8. Бубен маленький 4
9. Музыкальный центр 1
10. Комплект компакт – дисков со звуком природы 2
11. Комплект компакт – дисков с детскими песнями 6
Функциональный модуль «Изобразительная деятельность»
Назначение функционального модуля
• Развитие художественного восприятия дошкольников к различным видам искусств;
• Развитие детского творчества;
• Развитие продуктивной деятельности детей – аппликация, рисование, лепка, художественное конструирование, труд.
№ п/п Наименование Кол-во
12. Для рисования
13. «Дымковская барыня» 1шт.
14. «Дымковский козлик» 1шт.
15. «Зоопарк из пластилина» (М. 2013)
16. «История русской живописи» 2книги
17. Альбом для рисования 10 шт.
18. Альбом по аппликации 1шт.
19. Атрибуты для нетрадиционного рисования: пипетки – 10шт, ватные палочки – 1уп, губки – 10шт.
20. Банки для промывания ворса кисти от краски на каждого ребенка
21. Бумага цветная 10уп.
22. Гуашь (12 цветов) 1 набор на каждого ребенка.
23. Дидактическая игра «Резиночки» 1шт.
24. Дидактическая игра «Сказочная гусеница»
25. Дидактическая игра «Узнай контур несуществующего животного»
26. Дидактическая игра «Что перепутал художник»
27. Дидактическая игра «Чудо узоры» 1шт.
28. Для аппликации
29. Для лепки
30. Доски для лепки На каждого ребенка
31. Карандаши восковые масляные 7уп.
32. Карандаши восковые толстые 5уп.
33. Картон цветной 10уп.
34. Клей канцелярский 12шт.
35. Книга «Волшебные буквы»
36. Книга для изучения цветов «Цвета. Подвижные картинки»
37. Краски «гуашь» 12цв. 10уп.
38. Краски «Акварель» 12уп.
39. Круглые кисти 20 шт.
40. Лото «Разноцветные гномы»
41. Лото «Цвет и норма»
42. Матрёшки 2шт.
43. Набор цветных карандашей (24 цвета) 10
44. Набор штампиков для нетрадиционного рисования 1компл.
45. Наглядные пособия «Русская матрёшка», «Золотая хохлома», «Филимоновские свистульки», «Синие цветы гжели», «Каргопольские потешки», «Дымковская игрушка», «Весёлый городец».
46. Настольная игра «Лёля и Серёжа в мире цвета» 1уп.
47. Ножницы с тупыми концами На каждого ребенка
48. Палитры 8шт.
49. Пластилин (12 цветов) 15
50. Подносы, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем На каждого ребенка
51. Подставки для кистей На каждого ребенка
52. Развивающая игра «Предметы и контуры»
53. Раскраски детские 10шт.
54. Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании в аппликации (1515) На каждого ребенка
55. Стеки разной формы на каждого ребенка
56. Т. Сержантова «365 моделей оригами» (М,1999)
57. Трафареты для рисования 12шт.
58. Фломастеры 10
59. Кисти для клея На каждого ребенка
Познавательное развитие
- Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания. Направление обеспечивает формирование представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, а также навыков культуры поведения в природе.
- Знакомство с социальным миром. Данное направление связано с формированием у дошкольника представления о себе как представителе человеческого рода, людях и их разнообразной деятельности, а также на основе познания развитие творческой и свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважением к людям.
- Развитие элементарных математических представлений. Целью направления является интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности, творческого и 40 вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Функциональный модуль «ФЭМП»
№ п/п Наименование Кол-во
60. Занимательный кубик 1
61. Кубики 4уп.
62. Лото «Учись считать»
63. Мозаика (цветная, мелкая) 2шт.
64. Наглядный материал 8 наборов
65. Развивающая игра «Учимся сравнивать», «Геометрические фигуры», «Мои первые цифры».
66. Разрезные картинки «Сложи узор» 5
67. Счеты настольные 5
68. Танграм 1
69. Шахматы 1
70. Шашки 1
Функциональный модуль «Познавательно-исследовательская деятельность»
№п/п Наименования Кол - во
71. Воронки для эксперементирования 3
72. Глобус 1
73. Картотека «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
74. Картотека «Занимательные опыты и эксперименты»
75. Коллекция ракушек, камней, виды круп 1
76. Компас 1
77. Лупа 1
78. Мерный стакан 1
79. Микроскоп 1
80. Развивающая игра «Ассоциации»
81. Ситечко для эксперементирования 2
82. Трубочки, ложки пластиковые, перчатки, перышки
83. Часы песочные 1
Функциональный модуль «ФЦКМ»
№п/п Наименование Кол - во
84. Дидактическая игра «Деревья» 1
85. Дидактические игры: «Насекомые», «Как устроен человек», «Съедобные грибы», «Птицы»
86. Доска знаний 1
87. Зоологическое лото 4
88. Иллюстрированные книги, атласы, альбомы, плакаты
89. Календарь погоды 1
90. Картинки «Времена года» 10
91. Картотека картинок «Весна»
92. Картотека картинок «Животные наших лесов» 2
93. Картотека картинок «Зима – весна», «Осень – зима» 1
94. Картотека картинок по экологии 1
95. Картотека предметных картинок 5
96. Лото «Наблюдательность» 1
97. Лото «Собираем урожай», «Кто живёт в Австралии» 2
98. Макет «Ферма», «Подводный мир», «Дерево сезонов» 3
99. Набор кубиков с цифрами, с буквами
100. Наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр 3
101. Паспорт комнатных растений 1
102. Развивающая игра «Четыре сезона» 1
103. Развивающая игра : «Как зовут тебя деревце» 1
104. Развивающий плакат – игра «Во саду ли в огороде» 1
105. Раздаточные карточки: безопасность на дороге, птицы России, дикие животные, времена года, одежда, посуда, насекомые
106. Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных)
Физическое развитие
-Приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности. Направление подразумевает развитие у дошкольников таких физических качеств как гибкость, выносливость, быстрота, равновесие и пр., способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, координации движения, развитию крупной и мелкой моторики.
-Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Данное направление обеспечивает формирование и развитие у дошкольников способности контролировать свои движения в двигательной сфере.
-Становление ценностей здорового образа жизни. Направление связано с формированием у дошкольников мирровозрения здорового образа жизни и привитие культуры личной гигиены (режим дня, питание, уход за телом, отдых и пр.).
Назначение функционального модуля
• Способствование правильному формированию опорно-двигательного аппарата;
• Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• Создание основы для становления ценностей здорового образа жизни;
• Ознакомление и формирование представлений о различных видах спорта и спортивных состязаний.
Функциональный модуль «Физкультура»
№ п/п Наименование Кол-во
107. Канат 1
108. Картотека дыхательной гимнастики 1
109. Картотека пальчиковой гимнастики 2
110. Картотека подвижных игр
111. Кегли 14шт.
112. Коврик массажный 1шт.
113. Коврик массажный со следочками 1шт.
114. Кольцеброс напольный 2шт.
115. Кубики мягкие 12шт.
116. Кубики пластмассовые 50шт.
117. Мячи разные 9шт.
118. Обруч большой 3шт.
119. Обруч малый 5шт.
120. Палка гимнастическая 15шт.
121. Скакалка детская 3шт.
122. Флажки 4шт.
Речевое развитие
- Развитие словаря. Данное направление работы связано с освоением значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, непосредственно в которой происходит общение.
- Развитие связной речи. Направление по развитию диалогической (разговорной) и монологической (рассказывание) речи у дошкольников.
- Воспитание звуковой культуры. Цель направления – формирование правильного произношения звуков путём развития восприятия звуков родной речи и произношения.
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Направление данной образовательной области обеспечивает раскрытие творческого характера речи, раскрытие перед детьми различных явлений и отношений в области лексики для подготовки к обучению грамоте.
- Формирование грамматического строя речи. В процессе формирования грамматического строя речи у дошкольников закладывается умение оперировать лексическими единицами, обеспечивается выбор языковых средств для общения.
- Воспитание любви и интереса к художественному слову. Основой данного направления являются привитие навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты, обучение сочетанию слушания с другими видами деятельности, формирование умения видения образа за текстом и речевая передача в беседе.
Функциональный модуль «Художественная литература»
№ п/п Наименование Кол-во
123. Александрова З. Стихи 1
124. Барто А. Л. Стихи 3
125. Берестов В. Стихи 1
126. Бианки В. В. Теремок. Сказки из леса. Сказки малышам. По 1 каждого наименования
127. Благинина Е. Стихи 1
128. Графические материалы для закрепления букв русского алфавита, звукового анализа и синтеза.
129. Драгунский В. Рассказы 1
130. Игры для совершенствования навыков языкового анализа
131. Картотека «Грамматические сказки» 1
132. Картотека картинок по сказкам 3
133. Картотеки игр по обогащению словаря, для совершенствования грамматического строя речи, развития фонематического слуха; дыхания; воздушной струи; артикуляционной моторики. Картотеки словесных, пальчиковых игр.
134. Лото «Звонкий – глухой», «Противоположности» 1
135. Мамин-Сибиряк Д. Н. Сказка про храброго зайца. 2
136. Маршак С. Я. Сказка о глупом мышонке. Сказка об умном мышонке. Усатый-полосатый. По 3 каждого наименования
137. Носов Н. Н. Приключения Незнайки и его друзей. 1
138. Познавательная литература 11
139. Пособия и демонстрационные материалы по подготовке детей к обучению грамоте
140. Пришвин М. Рассказы. 2
141. Пушкин А. С. Ветер по морю гуляет. Сказка о рыбаке и рыбке По 2 каждого наименования
142. Русские народные сказки: Петушок в окошке. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Мужик и медведь. Лисичка-сестричка и серый волк. Маша и медведь. Зимовье зверей. и др. По 1 каждого наименования
143. Сказки, рассказы зарубежных авторов
144. Сутеев В. Под грибом. Раз, два – дружно. Мешок яблок. По 2 каждого наименования
145. Толстой Л. Н. Рассказы 1
146. Толстой Л. Н. Три медведя 3
147. Хрестоматия: для детей старшего дошкольного возраста. Ильчук Н. П., Гербова В. В. и др. 1
148. Читаем малышам. Хрестоматия русского фольклора. 1
149. Чуковский К. И. Бармалей. Тараканище. Краденое солнце. Цыплёнок. Муха-цокотуха. Мойдодыр. По 3 каждого наименования
150. Энциклопедия 2
Социально – коммуникативное развитие
-Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей. Данное направление связано непосредственно с ведущей деятельностью детей дошкольного возраста – игровой деятельностью, а также приобщением к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
-Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основными целями данного направления являются формирование у дошкольников основ собственной безопасности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Здесь основной акцент педагогической работы ставится на формировании и усвоении дошкольниками знаний о безопасном поведении и развитии способности предвидеть опасность в различных меняющихся ситуациях.
-Развитие трудовой деятельности. Трудовое воспитание дошкольников подразумевает формирование нравственных представлений о труде и получение практического опыта трудовой деятельности.
-Патриотическое воспитание. Основной целью патриотического воспитания дошкольников является воспитание духовно-нравственной личности: формирование патриотических чувств, любви к Отечеству, своему народу.
Функциональный модуль «Игровая деятельность»
Назначение функционального модуля
• Организация пространства для различных, в основном свободных, видов деятельности детей;
• Включение в систему общественных отношений, усвоение детьми норм человеческого общежития;
• Формирование и коррекция индивидуального развития детей;
• Создание условий для гармоничного развития детей.
№ п/п Наименование Кол-во
151. Автомобили (крупных размеров) 4
152. Автомобили мелкие (легковые, гоночные, грузовички и др.) 12
153. Весы 1
154. дикие животные 5
155. динозавры 5
156. домашние животные 8
157. Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты
158. Каска 2
159. Касса детская 2
160. Качель для кукол 1
161. Коврик - трансформер (мягкий пластик) "Животные" 1 на группу
162. Коляска для кукол, складная 2
163. Конструкторы
164. Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество 4 –6 на группу
165. Крупный строительный набор
166. Куклы (средние) 5 разные
167. Кукольный дом для кукол 1
168. Модуль – основа для игры «Кухня»
169. Модуль – основа для игры «Парикмахер»
170. Набор «Доктор» 3
171. Набор для игры в магазин (муляжи овощей, фруктов, бакалеи) 4
172. Набор дорожных знаков и светофор, для мелкого транспорта 2
173. Набор железной дороги
174. Набор игрушечных инструментов 1
175. Набор кухонной посуды (средний) 2
176. Набор медицинских принадлежностей 2
177. Набор парикмахера 2
178. Набор чайной посуды (мелкий) 2
179. Набор чайной посуды (средний) 2
180. Набор: военная техника 1
181. Наборы масок (сказочные персонажи) 3-4
182. Наборы мелких фигурок (5-7 см.) :
183. Объемные или силуэтные деревья на подставках, мелкие (для ландшафтных макетов)
184. Раскраски 3шт.
185. солдатики
186. Строительный материал
187. Телефон игровой 2
188. Ходунки для кукол 1
189. Швейная детская машинка 1
Модуль патриотического воспитания
№ п/п Наименование Кол-во
190. Азбука для маленьких ярославцев 1
191. Альбом для рассматривания «Моя Родина. Мой город,» 1
192. Книга «Ярославль» 1
193. Народные игрушки: матрёшки, дымковская барышня
194. Учебник для малышей «Моя Родина – Россия» 1
195. Художественная литература о Родине Исаковский М. «Родина» 1
196. Энциклопедия детского фольклора 1
Функциональный модуль по ОБЖ
№ п/п Наименование Кол-во
197. Комплект карточек по БЖ 1
198. Наглядный материал: Съедобно-несъедобно. Опасно-безопасно. Наши поступки. 4
199. Настольная игра «Внимание! Дорога!», «Путешествие пешехода», «Умный светофор» 1
200. Настольная игра по ППД 1
Функциональный модуль «Эмоциональное развитие»
№п/п Наименование Кол-во
201. Демонстрационный материал «Чувства, эмоции» 1
202. Картотека «Мир эмоций» 1
203. Картотека дидактических игр на развитие эмоциональной сферы 1
204. Картотека упражнений на формирование знаний об эмоциях 1
205. Книга «Правила поведения для воспитанных детей» 1
206. Наглядное пособие «Эмоции» 1
Функциональный модуль «Трудовое воспитание»
№ п/п Наименование Кол-во
207. Детский набор для уборки: совок, метёлка 1
208. Лопаты детские 8
209. Пылесос для девочек 1
210. Фартуки 3
Общие компоненты
№ п/п Наименование Кол-во
211. Аптечка 1
212. Банкетка для групповой раздевалки 3
213. Двугнёздная мойка для мытья детской столовой посуды 1
214. Доска настенная 1
215. Информационный уголок для родителей 1
216. Книжный шкаф 1
217. Кровать для отдыха детей 15
218. Кровать для отдыха детей 15
219. Модульный стеллаж для хранения игрушек 1
220. Модульный стеллаж для хранения метод. литературы 1
221. Рабочий стол педагога 1
222. Скамья детская 1
223. Стенды для выставки творческих работ детей: большой и малый 2
224. Стол для образовательной деятельности детей 12
225. Стол для раздачи пищи 1
226. Столик маленький 1
227. Стул для работы педагога 1
228. Стулья детские (соотв. возрасту) 27
229. Табурет детский 4
230. Термометр 1
231. Хозяйственный шкаф 1
232. Шкаф – сушка для посуды 1
233. Шкаф для хранений методической литературы и дидактического материала 4
234. Шкаф для хранения детской одежды и обуви 25
Подготовили педагоги: Новогран И. В. и Соколова Н. В.