Татьяна Архипова
Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творчества детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творчества детей»
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте
каждый ребенок представляет собой маленького исследователя с радостью и удивлением
открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем
Публикация «Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творчества детей» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка,
реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и
практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте.
Формирование творческой личности – одна из важных задач дошкольной педагогики.
Каждый ребенок, начиная с 2 – 3 лет и до подросткового возраста, с упоением рисует.
Потребность в развитии заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий
мир, они изучают его. Дети рисуют все, что видят, знают и слышат.
Изобразительная деятельность – одно из первых наиболее доступных средств
самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской
психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения деятельности, в
рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой
сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка
сюжеты.
При создании образа на бумаге, в лепке у ребенка активизируются все психические
процессы: память, внимание, воображение, восприятие. А также мыслительные операции:
анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом
деятельности для дошкольника. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое
впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет
неоценимое значение для всестороннего развития детей, его самовыражения. В. С. Мухина
отмечает, что «…изобразительная деятельность, оказывает специфическое влияние на
развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть,
позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по – своему и лишьпозже – по
принятым изобразительным законам»
Актуальность данной статьи в том, что именно изобразительная продуктивная
деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является
наиболее благоприятной для творческого развития способности детей, так как в ней
особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Уникальная техника изображения – это новое направление в искусстве, которое помогает
развить ребенка всесторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми
способствует развитию детской художественной одаренности.
Поэтому целью работы в данном направлении считаю развитие творческих способностей
детей дошкольного возраста через освоение нетрадиционных техник рисования.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. Изучить нетрадиционные техники рисования
2. Развить творческие способности детей с использованием нетрадиционных техник
рисования.
Любая работа требует реализации нескольких этапов:
1. Перед каждым занятием проводятся беседы и подготовка рук к работе с помощью
пальчиковых игр. Первое время дети хотели рисовать только карандашами, восковыми
мелками или красками, но я предложила им представить, что все исчезло и нам можно
попробовать что- то новое, необычное, интересное. После рассказа о новых техниках
ребята с удовольствием согласились и начали творить.
2. Но втором этапе идет принцип усложнения. Предлагается использовать несколько техник
одновременно. Например, взять любой бросовой материал и ватные палочки.
3. На третьем этапе мы обобщаем все, что узнали. Предоставляем детям свободно выбрать
ту технику рисования, которая понравилась больше всего. Кто- то может предложить свои
элементы работы.
По мнению Л. В. Петухова «Использование в рисовании нетрадиционных техник и
постепенное их освоение детьми, поможет в решении ряда вопросов: овладение
графическими, техническими навыками и умениями, развитие цветового восприятия,
представления, композиционных умений и эмоционально – художественного восприятия,
творческого воображения, повышению интеллектуальной активности».
Детство можно рассмотреть как период становления физиологических и психических
функций. И рисование здесь выступает как один их путей выполнения программы
совершенствования организма.
Большинство специалистов и психологов сводятся к мнению, что детское рисование –
один из видов аналитико – систематического мышления.
Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи
рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей «вне
времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а
обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты, отражая и упорядочивая
свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, ребенку
рисовать так же необходимо, как и разговаривать. Ведь не случайно Л. С. Выготский
называл рисование «графической речью».
Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже «каракули» содержат для
маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Из всех видов
деятельности детское рисование изучено наиболее полно. Рисование развивает мышление,
воображение, моторику, дети овладевают различными техниками, учатся работать с
разными цветами, смешивают и получают новые цвета, экспериментируют благодаря
использованию нетрадиционных методов рисования. Ребенок может использовать и
изучать свойства разных материалов; может открыть в будущем новую технику рисования
или новый вид живописи.
На сегодняшний день существуют множество различных вариантов нетрадиционного
рисования, их уникальность в том, что они позволяют детям быстро добиться желаемого
итога своей творческой работы. Ребенку гораздо интересней творить своими руками,
создавать изображение отпечатком ладошки, ставить на бумаге кляксы и получать
необычный рисунок.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению
самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя
разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать,
самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ
получился выразительным.
Таким образом, делая вывод, можно сказать, что работа в таком направлении
способствует развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления и
разностороннему развитию детей.
Нами было замечено, что новые подходы раскрепощают ребенка, он уже не боится, что у
него что-то не получится, немного техники и пятно на листе превратится в зайчика,
смешного человечка и так далее.
Каждый из методов – это небольшая игра, которая доставляет детям радость,
положительные эмоции, а эмоции, как известно, это процесс и результат практической
деятельности.