Елена Исмукова
Консультация для воспитателей и родителей «Влияние музыки на здоровье человека и использование музыкотерапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей и родителей «Влияние музыки на здоровье человека. Использование музыкоперапии».
«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.» (В. М. Бехтерев)
Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Влияние музыки на здоровье человека и использование музыкотерапии“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Темочки
Эмоциональная сфера ребенка не может гармонично сформироваться сама по себе, а нуждается в мудрой и бережной помощи взрослых.
Одним из методов, что даст возможность педагогам эффективно корректировать эмоциональное развитие ребенка и учить его эмоциональной саморегуляции, является музыкотерапия.
В современном мире детская психика подвергается воздействию непрерывно растущего информационного потока, страдает от ухудшения экологии и других негативных внешних факторов. В результате появляются проблемы в развитии эмоциональной сферы детей, самыми распространенными из которых являются физическое и эмоциональное напряжение. Оно проявляется в раздражительности, агрессии и т. п. и является препятствием для гармоничного и эффективного развития личности ребенка.
Лечебно-оздоровительные свойства музыки напрямую связаны с частотой звуковых колебаний и их влиянием на физиологические и психические процессы в организме.
Физики, изучающие наш мир на квантовом уровне, все больше убеждаются в том, что материальный мир, который включает и наши человеческие тела, – это вибрация на разном уровне. Музыка – это тоже вибрация, причем, определенным образом упорядоченная. Поэтому совершенно нет ничего странного в том, что музыкальная вибрация вступает во взаимодействие с вибрацией нашего организма.
Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения, наряду с диетой, запахами и смехом. Заметили, что музыка каким-то образом влияет на человека и пифагорейцы. Они пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. И свои занятия математикой они проводили под музыку, так как заметили, что с ней обучение идет эффективнее. В III в. до н. э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.
При помощи музыки можно моделировать эмоции, помочь сбалансировать психо-эмоциональное состояние и поведение ребенка. Этот метод восстановления, сбережения здоровья и оптимизации поведения с помощью различных музыкальных средств называется МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ.
Как работает музыкотерапия?
Установлено, что прослушивание или исполнение музыки создает связи между левым и правым полушариями головного мозга.
При этом музыка воспринимается двумя полушариями одновременно: правое ощущает тембр и мелодию, а левое – ритм.
Именно ритм оказывает на организм человека наиболее сильное воздействие.
Но не всякий ритм оказывает благотворное влияние на здоровье, а только такой: от 2,2 до 4 колебаний в секунду – ритм в этом диапазоне идеально совпадает со здоровой частотой сердцебиения и дыхания человека.
Слушая такую музыку, жидкие среды организма мгновенно подстраиваются под нее, и в результате клетки принимают те самые частоты, которые наиболее для них благоприятны.
Остается выяснить какая музыка, в каком количестве и качестве является тем самым музыкальным лекарством для ребенка?
Музыкальная терапия использует музыку как важный фактор психоэмоционального воздействия на детей. Издавна известно, что настроение и эмоциональное состояние можно синхронизировать с музыкой. Например, марш благодаря своему четкому ритму имеет свойство бодрить и мобилизовать человека, зато текучая, равномерная, тихая колыбельная успокаивает, навевает сон.
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня и должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, и настроения детей,но не более 10-15 мин единовременно.
В утреннее время в процессе приёма детей можно включить классическую музыку или детские весёлые песенки. Такой приятный утренний настрой положительно воздействует не только на детей, но и на родителей.
Кабалевский Д. «Клоуны»,
Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»
Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик»
Шопен Ф. «Вальсы»
Штраус И. «Вальсы»
Детские песни:
«Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский)
«Бу-ра-ти-но» (Ю. Энтин, А. Рыбников)
«Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский)
«Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский)
«Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский)
«Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев)
Утренняя гимнастика в дошкольном учреждении обязательно должна проводиться под музыкальное сопровождение. Это может быть маршевая музыка, ритмичная, веселая, которая настраивает на выполнение движений в определенном ритме.
На занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.
«Танец маленьких утят» (французская народная песня)
«Если нравится тебе,то делай так» Игра
«Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» Ю. Энтин, М. Минков
«Два веселых гуся» Р. н. п.
На занятиях, особенно художественно-эстетического цикла, также часто используется музыка. Она настраивает детей на восприятие художественного произведения, способствует развитию воображения детей, и в целом создает благоприятный эмоциональный фон.
Самыми часто употребляемыми из интегрированных методов музыкотерапии считают :
• рисование под музыку;
• музыкально-подвижные игры;
• пантомима;
• пластическая драматизация под музыку;
• музыкальная цветотерапия;
• придумывание детьми сказок во время и после слушания музыки,сказкотерапия.
Глюк К. «Мелодия»
Григ Э. «Песня Сольвейг»
Дебюсси К. «Лунный свет»
Римский-Корсаков Н. «Море»
Сен-Санс К. «Лебедь»
Чайковский П. И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»
Подобные комплексные формы творчества привлекают к творческому процессу все органы и системы восприятия ребенка.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон лучше использовать мелодичную классическую или современную релаксирующую музыку. Хочется особо отметить,что музыка звучит так же 10-15 мин,только на засыпание. Если оставить на весь сон час, то ребенок проснется не отдохнувшим,т. к. мозг весь сон «слушал» музыку-работал.
Классическая музыка малышам Диск
Оркестр под управлением Поля Мориа
Пробуждение после дневного сна: тихая, нежная, легкая, радостная музыка (короткая пьеса или фрагмент музыкального произведения используется в течение одного месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания на знакомую мелодию) помогает малышам переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
Боккерини Л.»Менуэт»
Григ Э. «Утро»
Лютневая музыка ХYII века
Мендельсон Ф. «Песня без слов»
Моцарт В.»Сонаты»
Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Психогимнастические этюды.
В лесу. (Элементы музыкального моделирования и кинезитерапии)
Переживание эмоционального состояния. (тревожная музыка) Мы заблудились в лесу, кругом высокие деревья, колючие кусты, пни. Мы идем, высоко поднимая ноги, перешагивая высокую траву, кочки.
Этап выхода из сложной ситуации, успокоения. (радостная музыка) Но вот мы видим впереди солнечную полянку. На ней мягкая зеленая травка, посередине чистое озеро. В траве растут цветы необычайной красоты, на деревьях сидят птицы, в траве стрекочут кузнечики. Ребенок садится на пол, и смотрит вокруг.
Эмоциональное расслабление. (спокойная музыка для релаксации) В озере тихо плещется вода, слышно как где-то журчит ручеек, щебечут птички, жужжат пчелки. Нас обдувает легкий теплый ветерок. Ребенок лежит на полу в удобной позе с закрытыми глазами.
Пчелка в цветке (Кинезитерапия)
Пчелка летает по полянке. (Римский-Корсаков «Полет шмеля») Садится то на один цветок, то на другой. Ребенок имитирует полет пчелы, машет крылышками, садится на цветы (на диван, кресло, стул) Но вот пчелка налеталась, устала и уснула на красивом цветке. Наступила ночь. (Брамс «Колыбельная») Накидываем на ребенка плотный платок. Наступило утро, взошло солнышко, пчелка проснулась и снова полетела с цветка на цветок. (Платок убираем, музыку меняем)
Тонирование.
Предложите ребенку пропеть звук «м-м-м», по времени столько, сколько сможет протянуть. Упражнение способствует снятию стресса и расслаблению.
Протянуть звук «а-а-а» -помогает быстро расслабиться.
Протянуть звук «и-и-и» -за несколько минуть стимулирует работоспособность мозга, активизирует работу всех систем организма. Эти упражнения также способствуют развитию речевого дыхания и будет полезно для развития речи.
Если рассматривать, как музыкальные инструменты влияют на мозг, то считается, что скрипка и фортепиано лучше успокаивают. Музыка, исполняемая на кларнете, влияет преимущественно на кровообращение, нормализует сердечно-сосудистую систему. Разные музыкальные стили также влияют по-разному на наш мозг. Например, джаз и блюз могут тонизировать, но могут настраивать на романтический лад. Рок и металл одних вдохновляют, а других способны вогнать в депрессию.
Чтобы нейтрализовать у ребенка такие чувства как неуверенность, тревога, страх предложите ему послушать произведения Рубинштейна, Шопена, вальсы Штрауса. Успокоиться поможет музыка Бетховена, Брамса, Шуберта. Чтобы снять напряжение в отношениях послушайте Баха. Повысить настроение поможет музыка Чайковского или Бетховена. А музыка Хачатуряна, Листа, Моцарта способствует поднятию жизненного тонуса. Для концентрации внимания используйте произведения Мендельсона, Дебюсси, Чайковского. Слушайте музыку вместе с ребенком, она поможет и вам улучшить свое эмоциональное состояние.