Дарья Козлова
Влияние мультипликации на развитие личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – значимый период личностного развития. Мультипликация как вид современного искусства в детстве очень востребован. Искусство как составляющее пространства культуры позволяет человеку раскрывать себя, воплощать во внешних формах свою внутреннюю сущность, обогащать окружающий мир результатами своей творческой деятельности. Любой вид искусства - это сфера формирования культуры личности и область освоения культурного наследия во всех формах его проявления: национального, регионального, общечеловеческого, исторического.
Публикация «Влияние мультипликации на развитие личности дошкольника» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Детство - это период, в который активно формируется личность человека, а значит и будущее мира. Ребенок активно развивается, поэтому в основе воспитания, образования и обучения должен стоять вектор развития. При этом необходимо, чтобы развитие было всесторонним и полимодальным, т. е. реализующим интеллектуальную и эмоциональную, физическую и духовную, ассоциативно-образную и художественную, нравственную и патриотическую формы становления личности. Важно отметить, что любое искусство ориентировано в будущее.
В основе восприятия и создания произведений искусства лежит потребность человека выявить свои глубинные личностные смыслы в чувственной форме, характер и степень развитости эстетического чувства и художественный вкус.
Мультипликация или анимация - это вид современного искусства. Анимация производное от латинского "anima" - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашей стране первая студия мультипликации - «Союзмультфильм» появилась в 1936 г. и создавала замечательные, добрые, несущие созидательные идеи мультфильмы-сказки для детей.
Сказка по своей природе метафорична, она заставляет задуматься. Цепляясь за метафоры, ребенок достраивает свой мир, а для этого необходимо включить определенную часть мозга. Кроме того, сказка дает ребенку ответы на многие вопросы. Как и в большой литературе, например, в книгах Достоевского или Гоголя возникает целое образное пространство, получается, что писатель пишет только половину книги - остальное читатель додумывает сам, и в результате такого соавторства - развивается.
Почти каждый отечественный мультфильм – это маленькая притча, где далеко не все лежит на поверхности. Многое остается как бы за кадром, заставляет задуматься, посмотреть иначе на себя и свои поступки. Здесь все события происходят в светлом, понимающем мире, несут в себе заряд тепла, любви, позитивной энергии. Каждый персонаж индивидуален и неповторим. Даже злые герои часто становятся добрее, потому что добро, участие, понимание, сопереживание - великая сила, способная и самого злого превратить в симпатичное и дружелюбное существо.
Известно, что с распадом СССР, в мультипликации настал кризис. В силу экономических обстоятельств мультфильмы просто перестали сниматься, а когда открылся «железный занавес» в страну хлынул огромный поток зарубежной мультипликации разного качества. Наши мультфильмы подменили зарубежными аналогами, в основном американского производства, чьи культурные ценности не соответствуют русскому национальному самосознанию. Замещение отечественных мультфильмов западными аналогами привело к разрушению естественного механизма национальной самоидентификации. Наиболее уязвимой частью населения в этом плане являются дети, родившееся в постсоветский период, которые растут и развиваются в принципиально новом информационном пространстве.
Проводимые наблюдения, интервью, анализ публикаций позволяет утверждать, что дети, воспитанные на американских мультфильмах, компьютерных играх, стремительно теряют связь с историей своей страны, своих предков. Это подрывает преемственность в сфере культурных и нравственных ценностей, понижает порог сопротивляемости инородной культуре.
Современные психологи стали бить тревогу, по поводу того, какой негатив несут западные мультфильмы и как отрицательно это отражается на развитии всех сторон личности ребёнка. Они обеспокоены обилием на экране сцен жестокости, убийств и насилия. Можно привести много примеров того, что большинство западных мультфильмов : отупляют, развращают, развивают чувство агрессии в детях, подают им пример искаженных ценностей.
Трудно не согласиться с тем, что мультфильмы оказывают огромное влияние на детей. У малышей еще нет жизненного опыта и необходимых знаний, весь мир они познают через зрительные образы и ощущения. И мультфильмы, языком этих самых зрительных образов, ярких и запоминающихся, усиленных музыкальным сопровождением, могут донести до детского сознания множество информации. Малыш, как губка, впитывает то, что видит по телевизору. Он еще не умеет отличить вымысел от реальности. Для него все герои абсолютно живые и настоящие. И именно их он будет копировать в своем поведении, интонациях, играх.
Проанализировав современную мультипликацию, были выявлены следующие её особенности: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического; добрых и злых сил; анимизм (одушевление неодушевленных предметов, наделение животных и растений человеческими способностями).
У дошкольника чрезвычайно развито подражание, поскольку в этом периоде через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. В связи с этим дошкольники подражают поведению героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем поведение героев мультфильма воспринимается как правильное и естественное. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок учится позитивно воспринимать себя, справляться со страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, повышают осведомленность дошкольников, развивают его воображение, формируют мировоззрение, особенно влияют на его мышление.
Исследователи Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, А. Н. Леонтьев и др. выделяют несколько видов мышления и сходятся на том, что основная особенность умственного развития ребёнка дошкольного возраста – преобладание образных форм познания. Если до трёх лет у малыша преобладает наглядно-действенное мышление, то после трёх лет, оно постепенно сменяется наглядно-образным мышлением. Именно в этот сензитивный период, дети наиболее восприимчивы к визуальным образам и это именно тот момент, когда у ребёнка активно развиваются все сферы деятельности: творческая, эстетическая, речемыслительная, а в процессе социализации ребёнок приобщается к социокультуре своего народа, у него закладываются духовные ценности и мотивы, которые в дальнейшем будут определять усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения и его национальное самосознание. Поэтому очень важно, чтобы в этот период дошкольника окружали добрые мультфильмы, которые имеют и воспитательное значение, которые учат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным, любить родителей и бабушку с дедушкой, покажут выход из многих непростых ситуаций, избавят от детских страхов. В таких мультфильмах маленький зритель найдет еще одно подтверждение того, что зло будет наказано, а добро всегда восторжествует. А яркие, образные и доступные, они близки сказке, игре и живому общению.
Мультипликация представляет собой не только сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства, но также является сложным процессом воздействия на личность ребёнка в целом и не может быть объяснен исключительным действием какого-то одного психологического фактора. Совокупность этих факторов может стать сильнейшим рычагом воздействия на ребёнка, который можно применить в воспитании и образовании дошкольников.