Тюрина Юлия Александровна
Познавательно-исследовательская деятельность и её влияние на развитие личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире очень актуальна проблема развития творческой, самобытной, уникальной личности способной самостоятельно пополнять свои знания.
Путей развития потенциала личности существует много, например, в детском саду этого можно достичь через познавательно - исследовательскую деятельность, так как – этот вид деятельности направлен на получение новых и объективных знаний дошкольниками.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность и её влияние на развитие личности ребенка» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Все исследователи выделяют основную особенность познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Познавательно – исследовательская деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества. Чем разнообразней и интересней поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее развивается ребенок.
Процесс познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребенка проходит в несколько этапов:
1.Первый этап характеризуется проявлением любопытства;
2. Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности;
3. Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение;
4.Четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя разные (приобретенные) способы действий, ребенок начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он получает удовлетворение, в результате чего потребности становятся «ненасыщенными»;
5.Пятый этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический.
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность
Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем - в школьные годы.