Коршунова Елена
Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Весна, ледоход, наводнение»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной ситуации в старшей группе.
Тип ОС: «открытие нового знания»
Тема: «Весна, ледоход, наводнение»
Цель: Формирование представлений у детей о ледоходе, наводнении.
Задачи:
Образовательные:
- дать знания что такое «ледоход, наводнение» и как вести себя в это время у речек, водоёмов;
- уточнить знания детей о весне, признаках весны,
Развивающие:
-развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
Темочки:
- Безопасность на водоемах весной, паводок
- Весна. ВСЕ материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ледоход
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
-развивать целеустремлённость, умение преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели;
-продолжать развивать связную речь детей, обогащать активный словарь;
- развивать мелкую моторику рук, умение соотносить слово с движением.
Воспитательные:
-воспитывать интерес и любовь к родной природе;
-воспитывать желание помогать окружающим;
-воспитывать в детях уверенность в себе, бережное отношение к природе, к окружающим.
Раздаточный материал:
1) На каждого ребенка: губка, цветная бумага, деревянная палочка, ножницы
2) Билеты…
Демонстрационный материал:
1) презентация «Ледоход, наводнение»
2) картинки в конвертах по теме занятия.
3)метки на стульях –
4) письмо в бутылке
Оборудование:
-группа, оформленная как весенний лес
-аудио запись: «Времена года»
- интерактивная доска
- столы, стулья
- лодка
Предварительная работа: знакомство с понятиями «ледоход», «наводненеи» с помощью сказок, рассказов, наблюдения в природе; рассматривание предметных картинок с изображением ледохода и наводнения; чтение рассказов В. Бианки, Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»
Структура:
1. Новое знание – дать знания детям о ледоходе и наводнении
2. Индивидуальные затруднения ребенка на занятии состоят в том, что он не может дать точное название явлениям с водой весной
3. Причина затруднения героя – незнание способа высказать своё желание.
4. Причина затруднения детей – невозможность дать точное название
5. Цель деятельности детей (на этапе введения в игровую ситуацию – помочь Зайцу в лесу).
6. Цель деятельности детей (на этапе ОНЗ) – запомнить названия.
7. Результат – оказание помощи Зайцу и его друзьям.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Введение в ситуацию (3-5 минут)
Цель: создание интересной мотивации к деятельности
Требования:
Ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
Обращение к личному опыту детей;
Создание условий для возникновения у воспитанников потребности включения в деятельность.
Воспитатель вводит под музыку детей в группу.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, подойдите к ним, поздоровайтесь, скажите, как вас зовут, или просто улыбнитесь нашим гостям, друг другу и подарите всем хорошее настроение.
Воспитатель:
- А теперь, ребята, давайте подойдем ко мне и присядем на ковер.
Ой, ребята, смотрите, что это?
Воспитатель находит бутылку, в ней записка с размытыми буквами, вместе с детьми пытаются прочитать: «Весна…вода….помогите…Заяц»
В: «Как вы думаете, что произошло?»
Дети: Весной в лесу много воды.
В: Почему весной много воды?
Д: Тает снег в лесу.
В: Все это правильно, возможно Заяц пострадал от того, что в лесу стало много воды. Вы хотите помочь Зайцу?
Д: Да
В: Как мы сможем помочь Зайцу?
Д: Приехать и забрать его.
В: Как нам добраться до Зайца, где он живет?
Д: В лесу, в сказке
В: Как мы попадем в сказочный лес?
Д: На ковре самолете, на сером волке, сказать волшебные слова.
В: Но кругом вода и Я предлагаю начать наше путешествие на пароходе.
2. Актуализация (4-5 минут)
В: А вот и наш пароход, поднимаемся на палубу
Главный человек на пароходе – кто? (капитан)
В: Капитан отдает приказ, мы с вами заходим в каюты, это комнаты на корабле.
В каждой каюте по два пассажира.
Что нужно сделать, чтобы попасть на корабль?
Д: купить билет.
В: Правильно, а чтобы купить билет у меня, нужно будет назвать признак весны, ведь мы отправляемся в весенний лес и должны все знать.
Дети встают друг за другом, каждый называет по одному признаку весны и получает билет на пароход, занимает место.
В: Я буду помощником капитана, проходите, пожалуйста, капитан дает гудок «У-у-у», все вместе у-у-у.
В: Мы отчалили, посмотрите в иллюминатор (это окна на пароходе).
Дети сидят на стульях
В: Посмотрите, ребята, направо, вдалеке виднеется лес и полянка, значит мы приближаемся. Не забудьте обуть резиновые сапоги, аккуратно спускаемся по трапу (ребристая доска). Идем осторожно, перешагиваем «поваленное дерево». Ноги поднимаем выше, ступаем с камешка на камень.
3. Затруднение в ситуации (3 мин)
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования:
Создание ситуации затруднения в групповой деятельности;
Самостоятельная фиксация затруднения в речи;
Выявление и фиксирование в речи причины затруднения.
Все выходят из парохода, вокруг вода, зайчики вдалеке на полянках, на речке куски льда, слышится треск.
В: Ребята, а что это трещит на речке?
Д: Лед
В: Почему?
Д: Наступила весна, стало тепло и лед начал таять, ломаться
В: Ребята, а как это природное явление называется? У кого нам спросить?
Д: Зайца, прочитать в книге, посмотреть в интернете, спросить у взрослых.
В: Хорошо, но мы, ребята, сегодня в сказочном лесу и нам поможет наш друг Компьюша, давайте обратимся к нему.
4. Открытие нового знания (5 мин)
Цель: формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.
Требования:
Организация подводящего или побуждающего диалога с целью открытия нового знания;
Фиксация нового знания в речи;
Создание ситуации успеха.
Далее идет просмотр презентации «Ледоход, наводнение»
5. Введение нового знания в систему знаний
Цель: формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач
Требования:
Соответствие используемых игр и упражнений общей сюжетной линии;
Выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным;
Индивидуальные затруднения в играх
Ситуация успеха в совместной деятельности.
В: А теперь проверим, внимательно ли вы, ребята, слушали Компьюшу. Предлагаю разделиться на 2 команды и выполнить задание: одна команда в правильном порядке раскладывает картинки, а другая собирает пазл.
Готовы? Теперь поменяйтесь местами и проверьте правильность выполнения задания. Все верно? Тогда назовите мне теперь природные явления, которые были в заданиях.
Д: пазл – ледоход, картинки - наводнение.
В: Вот теперь мы знаем о ледоходе и наводнении все и знаем, как себя правильно вести. Так как же нам зайчикам помочь, как добраться до них по речке, надо поторопиться, ведь вода прибывает быстро.
Д: на лодке, доплыть, на пароходе.
В: Давайте поищем, может в сказочном лесу кто-то оставил лодку? Вот она, ребята, смотрите, садимся в нее и плывем спасать зайчиков!
Напоминаю правила поведения в лодке: распределяемся парами, одной рукой держимся за соседа, другой за борт лодки, берем каждый по одному зайчику и только со своей стороны.
Плывут на лодке, огибая льдины.
В: Вот мы и спасли всех зайчиков, но что же с ними делать дальше, ведь мы уедем, а им жить в лесу, вдруг вода опять начнет прибывать? Как нам поступить?
Д: забрать их с собой, сделать домик повыше, сделать лодочки.
В: Мы же с вами помогали зайчикам на лодке, давайте и им сделаем лодочки-кораблики.
Далее ребята подходят вместе с зайчиками к столам, где уже подготовлены все материалы для создания корабликов и приступают к работе.
В: Вот наши кораблики готовы, давайте посадим на них зайчиков и спустим на воду.
В: Теперь мы можем быть спокойны за наших новых друзей, а нам пора возвращаться домой, садимся на корабль, который помчится быстрее, ведь теперь мы знаем дорогу.
6. Итог
Цель: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволяли ее достичь.
Требования:
Организация анализа детской цели;
Фиксация детьми достижения «детской цели»;
Фиксация нового знания или способа действия в речи;
Определение выполнения взрослой цели;
Создание ситуации успеха в совместной деятельности, удовлетворение от хорошо сделанного дела.
Дети и воспитатель выходят из парохода, присаживаются на ковер.
В: Ребята, расскажите нашим гостям, где мы с вами побывали?
Д: в сказочном весеннем лесу
В: Зачем мы решили туда поехать?
Д: чтобы помочь зайцам, спасти их от наводнения
В: Вы смогли им помочь?
Д: да
В: Чему вы там научились?
Д: узнали, что такое ледоход и наводнение и как вести себя на реке
В: Вам было трудно?
Д: да/нет
В: Вам понравилось наше путешествие?
Д: да/нет
В: Я рада, что вы теперь знаете, что такое ледоход и наводнение и сможете рассказать об этом своим друзьям и родственникам.