Анна Горохова
Конспект образовательной ситуации «Золотое веретено» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной ситуации «Золотое веретено»
Задача: познакомить с женским народным ремеслом прядения и орудиями труда (прялкой, веретеном); учить работать в парах; расширять словарный запас новыми словами; развивать интерес к старине, бережное отношение к старинным вещам.
Материал: прялка, веретено, пряжа, нитки.
Словарная работа: прялка, веретено, пряжа, клубок, рукодельница.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Предварительная работа: чтение сказок «Морозко», «Хаврошечка», рассматривание альбома «Женские ремёсла».
Ход ситуации.
Хозяйка (воспитатель) сидит у прялки с веретеном и напевает.
Веретено, веретено!
Жжужит т кружит оно.
Нитку сучит,
Об пол стучит.
Хозяйка. Здравствуйте, ребятушки, проходите, рассаживайтесь поудобнее. Посидим рядком, да поговорим рядком.
- Посмотрите вокруг, обратите внимание на выставку женского рукоделия.
- Ребята, как вы думаете, чем любит заниматься бабушка Арина? (Шить, вязать, прясть).
Бабушка Арина (взрослый). Этому ремеслу – прясть – меня научила моя бабушка. Давным – давно прядению обучали вообще всех девочек, чтобы они, когда вырастут, были хорошими хозяйками и мастерицами. Крестьянские девочки были помощницами своим мамам по хозяйству, поэтому они должны были многое уметь, их учили прясть с 5 – 6 лет. Первую прялку, небольшую и нарядную, по обычаю делал или покупал дочери отец. как только у маленькой пряхи дело шло на лад, мать сжигала спряденную ею нитку и, смешав пепел с водой, давала девочке выть, веря, что теперь она непременно станет искусной мастерицей.
Показ прялки и рассказ о назначении её деталей.
_ У прялки есть донце – на него садилась мастерица «чтобы работа не убежала», «зеркало» - к нему привязывали кудель (пучок льна или пеньки, сверток избитой шерсти, готовый для пряжи.
- Попробуйте присесть за прялку и воспроизвести движения пряхи.
- Получив от матери задание, девочки – подростки и молодые незамужние девушки с прялками, куделью и веретенами собирались в какой – нибудь избе на беседы посиделки, при свете лучин за работой коротая зимние вечера. А чтобы было веселее работать, напевали.
Уж ты, прялица, кокорица моя,
Пойду вынесу на улицу тебя,
Буду прясть да попрядовать.
На подруженек поглядовать!
Золотая моя прялица,
Я пряду, а нитка тянется,
Я пряду, а нитка тянется,
Мне работа эта нравится.
Напряду я много пряженьки
Мне с бабусей на варежки.
Я бабусю свою слушаю:
Пирожки, оладьи кушаю.
- Поработав, девочки затевали игры. Давайте и мы с вами поиграем.
Игра «Золотые воротца»
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
Правила:
Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются).
Остановившегося, перед «воротами», считают пойманным.
Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком.
Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.
«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать, и тот встает за спину одного из участников «ворот». Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива.
- А теперь ответьте мне на вопросы.
- У кого есть варежки, шапочки, шарфики, носочки, которые связала вам мама или бабушка?
- Того, кто занимается рукоделием, называют? (рукодельница) - Напрядёт пряха много пряжи на веретено, а потом перематывает в клубок.
- Помогите смотать пряжу в моток (дети сматывают нитки в клубок).
- Затем из клубочков начинают вязать красивые и тёплые вещи на зиму. У вас есть куколки, которые сделали наши мамы. Давайте для куколок сделаем подарок – сплетём пояски.
Дети пробуют из двух нитей сплести поясок (один держит нить, другой плетёт).
- Очень красивые пояски получились для куколок. Они будут так рады получить эти подарки от настоящих рукодедьниц.
- А я вам тоже приготовила подарок – прялку в уголок девочкам и книжку «Золотое веретено» для всех.