Ирина Колесова
Конспект НОД по познавательному развитию «Весна-красна» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
на тему «Весна красна»
Составила Колесова Ирина Анатольевна
воспитатель ГБДОУ д/с №92
Калининского района г. СПб
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Весна-красна“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: сформировать и обобщить представления детей о весне как о времени года : сезонных изменениях, погодных условиях, изменениях в растительном и животном мире.
Задачи
Обучающие: расширить знания детей о природе весной, закрепить название месяцев и их характерные признаки, учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие : развивать любознательность, мыслительную деятельность, слуховое внимание, умение делать выводы, активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные: воспитывать умение слушать товарищей, формировать эмоциональное отношение к красоте весенней природы и всему прекрасному.
Образовательная область: познание.
Предварительна работа: наблюдение за весенними природными изменениями на прогулке, рассматривание книг, иллюстраций по теме. Чтение рассказов В. Бианки, М. Пришвина, А. Плещеева, Ф. Тютчева.
Активизация словаря: пробуждение, сокодвижение, цветень.
Демонстрационный материал: иллюстрации и картинки с весенней тематикой по месяцам, картинки и иллюстрации животных и птиц весной, весенних цветов, насекомых.
Дети сидят за столами, на доске прикреплены иллюстрации на тему «Весна»
Воспитатель: Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение.
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (ответы детей, если затрудняются - весной)
Воспитатель: Правильно, все эти явления бывают, когда к нам приходит долгожданная весна. Природа начинает пробуждаться, все в ней начинает постепенно меняться. Скажите мне пожалуйста, а какие весенние месяцы знаете? (ответы детей, если затрудняются – март, апрель, май).
Воспитатель:Сейчас я буду загадывать вам загадки о каждом месяце весны, а вы будете внимательно слушать, и говорить мне правильный ответ.
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад –
Заглянул к нам месяц. (Март.)
(показывает картинки с изображением ранней весны)
Март - первый месяц весны. В народе его называют «парник», «капель». Солнце первым начинает бороться с зимой. Снег становится серым и рыхлым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестят на солнышке,и капают от его яркого солнца. Как еще называют месяц март? - «Утром весны» и «солнечником». Почему?
(ответы детей, если затрудняются - солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы).
Ребята, есть такая поговорка - «То снегом сеет, то солнцем греет»? Как вы понимаете?
(ответы детей, если затрудняются - март - месяц переменчивый. Еще могутбыть последние зимние метели, по ночам бывает холодно. Деревья после метели стоят белые, а потом подуют теплые ветры - и начинается оттепель).
Что происходит в марте месяце с лесными обитателями?
(ответы детей, если затрудняются - медведь все еще спит; лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают; барсук прячется в норе, а заяц - под кустами.)
Как ведут себя птицы в марте? Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. К концу марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму прогоняет», «Если грач на горе, то весна во дворе».
(показать картинки с изображением птиц весной)
Физминутка
Улыбаются все люди – весна, весна, весна!
(поднимают руки над головой и ритмично хлопают)
Она везде, она повсюду – красна, красна, красна.
(делают ритмичные повороты туловища)
По лугу, лесу и поляне – идет, идет, идет!
(ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться – зовет, зовет, зовет.
(взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно звенит, звенит, звенит.
(ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит!
(потирают ладони)
Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.
(делаю из пальцев бутон)
И все живое сразу слышит весенний этот зов!
(ритмично сжимают и разжимают пальцы)
Молодцы, немножко передохнули, и продолжим дальше!
Воспитатель: слушайте ребятки, следующую загадку:
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель –
В гости к нам пришел. (Апрель.)
Апрель - средний месяц весны. В народе его называют «месяце живой воды». Почему? Потому что повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи.
В деревьях начинается сокодвижение, согретые весенним солнышком, поднимаются они (соки дерева) от корней к набухающим почкам.
Какие цветы расцветают в апреле?
(ответы детей, если затрудняются - мать-и-мачеха, подснежники, медуница, одуванчики)
Показывает картинки цветов
Воспитатель:А, что же делают в апреле лесные обитатели? В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Вылезает из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы. В апреле начинается прилё т птиц: возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки. А снегири и свиристели улетают на север. А какие насекомые появляются в этом месяце, ребята? (ответы детей) В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые.
(показывает картинки с изображением животных, птиц и насекомых)
Воспитатель: Ребятки настало время для последней загадки!
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят,
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?. (Май.)
Воспитатель: Май! Вот когда в лесу начинается месяц песен и плясок! Солнышко полностью победило холод! И наступает самый долгожданный месяц весны! Отчего наш месяц май прозывают «месяц ай!»? Оттого, что он - и теплый, и холодный. Днем солнышко, а ночью бывает ай! - какой морозец.
Поговорим с вами о погоде в мае. Снег уже давно сошел, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверка молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга. Про месяц май ещё говорят - «цветень». Как вы думаете почему его в народе так называют?
(ответы детей, если затрудняются - в мае распускаются в лесу ландыши, медуницы, мать-и-мачеха. Расцветают деревья и кустарники : тополь, сосна, черемуха, сирень. Цветут плодовые деревья - яблони, вишни, сливы.)
Воспитатель:Как еще называют май? Его называют песенником. А почему, как вы думаете?
(ответы детей, если затрудняются - прилетели к нам птицы и поют-заливаются
Воспитатель: Самый лучший певец - соловей. Кукует в лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, громко квакают лягушки, их называют болотными певцами. Вот такой он, месяц май!
Мы с вами сегодня поговорили о весне. А, сейчас, чтобы закрепить наши знания, мы с вами поиграем!
Вам нужно подобрать к названному слову как можно больше описаний:
Весна (какая) – долгожданная, теплая, солнечная…
Солнце весной (какое) – теплое, яркое, ласковое, весеннее ….
Небо весной (какое) – светлое, ясное, голубое, чистое, безоблачное …
Снег весной (какой) – темный, талый, липкий, рыхлый, серый …
Ветер весной (какой) – весенний, теплый, свежий …
Ручьи (какие) – быстрые,чистые, звонкие, прозрачные …
Птицы весной (какие) - звонкие, голосистые…
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня на нашем занятии вы узнали много нового, познавательного и интересного. Спасибо за то, что внимательно слушали.