Анжела Капустина
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Электричество и электроприборы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы
«Электричество и электроприборы»
Цель: познакомить детей с причиной возникновения и проявления статистического электричества
Образовательные задачи:
Обучающие:
Расширить знания о предметах быта используемых для освещения в давние времена, об электричестве и электроприборах
Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы „Электричество и электроприборы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Развивающие:
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при обращении с электричеством;
Воспитывать умение работать в коллективе.
Интеграция ОО: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Ожидаемый результат: повышение интереса к окружающим предметам в быту и использовании полученных знаний в повседневной жизни.
Методические приё мы: художественное слово (загадки, наглядность, экспериментирование,наблюдения.
Материал и оборудование: Воздушные шары по количеству детей, шерстяные тряпочки по количеству детей, пластмассовые трубочки по количеству детей, тарелочки, мелкие кусочки бумаги, будильник с батарейкой, ноутбук, проектор, разрезная картинка с изображением электрической лампочки, эмблемы.
Предварительная работа: подготовка презентации, заучивание загадок с детьми,
Ход совместной деятельности
Организационный момент (эмоциональный настрой) :
дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки со словами:
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель:
Дорогие ребята! Я рада вас всех видеть здоровыми и веселыми. Сегодня нас ждет небольшое путешествие, в котором мы узнаем много интересного. А для начала…
(проблемная ситуация) обратите внимание, что лежит на столе? Похоже, это разрезанные части картинки. Возьмите каждый по одной части, попробуйте вместе собрать общую картинку (дети собирают).
-Что получилось? (электрическая лампочка).
Воспитатель: Скажите, а для чего нам нужна электрическая лампочка? А всегда ли люди использовали для освещения лампочки? (ответы детей).
Погружение в проблему:
Воспитатель:
-Ребята, электричество было не всегда! Предлагаю вам сесть на стульчики, окунуться в прошлое и проследить, как люди освещали свои жилища в разное время. (Презентация)
Сейчас я расскажу вам чем освещались дома, дворцы давным-давно, когда электричества ещё не было. Избы освещали лучинками - тонкими деревянными щепками, которые вставляли в специальные приспособления, светцы. Светцы можно было переносить в нужное место.
Светло, ребята, было от лучины в доме? Светло было только рядом с лучиной. Вечерами пряли пряжу, вязали, вышивали. Лучины прогорали быстро, и их постоянно приходилось менять, а чтобы не загорелась на полу лучина, под светцы ставили емкость с водой. (Слайд 2)
Ребята, а как вы думаете, удобное было это освещение? (ответы детей).
А большие дворцы освещали обыкновенными факелами. Позже люди замечали, что если обмакнуть в масло кусочек верёвки, то она горит долго. Так появились масленые светильники, но масло разливалось, и начинался пожар. (Слайд 3) Тогда придумали свечку. Пожаров стало меньше, но света от свечки не много. (Слайд 4)
Потом появились керосиновые лампы, которые больше походили на нашу современную лампу. Они заливались керосином, но тоже не сильно освещали дома, надо было постоянно покупать керосин и доливать в лампу. (Слайд 5) Люди долго думали, как улучшить освещение своих домов, и наконец, придумали электричество. Теперь наши дома, д/с, улицы, школы, больницы освещает электрическая лампочка. Самая удобная и надёжная. (Слайд 6)
Вот мы с вами окунулись в прошлое и узнали, как появилась лампочка.
- А теперь послушайте мою загадку:
Вижу розетку вверху на стене,
И интересно становится мне,
Что за таинственный зверь там сидит,
Нашим приборам работать велит? (Электричество)
Воспитатель: Дети, скажите! Если керосиновая лампа работает с помощью керосина, масляная с помощью масла, лучина горит с помощью огня, то с помощью чего работает электрическая лампочка? (ответы)
Воспитатель: Учёные установили, что электричество – это поток мельчайших заряженных частиц – электронов. Каждый электрон несёт небольшой заряд энергии. Когда таких электронов накапливается очень много, заряд становится большим и возникает электрическое напряжение. (Слайд 7)
Посмотрите на картинку. (Слайд 8) Это – гидроэлектростанция. Под большим напором вода поступает в турбину, где с помощью генератора вырабатывается электричество Оно подаётся в специальные подстанции, а от них ток по проводам бежит к нам домой, в больницы, на заводы и туда, где люди не могут обойтись без электричества.
Воспитатель: На что похож электрический ток?
Ответы детей: на прутики, ниточки.
Воспитатель: Электрический ток похож на реку. Только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие частицы-электроны, которые в целом образуют ток.
Воспитатель: Давайте представим, что мы маленькие электрончики. Вставайте друг за другом.
Физкультминутка «Провода»
Дети вместе с воспитателем встают друг за другом. В ходе движения проговаривают стихотворение:
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали как волы
Электрические приборы
Ну ка ток замри и пылесос включи…. и т. п. (фен,утюг) (Имитируют движения с электоприборами)
Воспитатель: Скажите, а для чего люди ещё используют электричество, кроме освещения помещении?
Предполагаемый ответ детей: для пользования электроприборами.
Воспитатель: Какие электроприборы вы знаете?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, давайте проверим всели электроприборы мы с вами назвали. Работа у экрана проектора (Слайд 9)
Воспитатель: А кто знает загадки о электроприборах?
Дети по очереди загадывают загадки.
1. Пыль увижу – заворчу,
Заверчу и проглочу! (Пылесос)
2. В неё сначала бельё загружай,
Насыпь порошок и в розетку включай,
Программу для стирки задать не забудь,
А после ты можешь пойти отдохнуть. (Стиральная машина)
3. Помялось платье? Ничего!
Разглажу я сейчас его,
Работать мне, не привыкать…
Готово! Можно надевать. (Утюг)
4. Живут там разные продукты,
Котлеты, овощи и фрукты.
Сметана, сливки и колбасы,
Сосиски, молоко и мясо. (Холодильник)
5. Он может волосы сушить
И аккуратно уложить.
В этом маленьком предмете
Поселился теплый ветер (Фен)
6. Он мгновенно без проблем
Нам собьет для торта крем (Миксер)
7. Есть у нас в квартире
Волшебное окно
Что происходит в мире
Покажет нам оно (Телевизор)
Воспитатель: Дети, а как вы думаете электричество полезно?
Ответы детей:
Воспитатель: Электричество приносит пользу, так как облегчает труд человека, но вместе с тем электричество опасно – это каждый должен знать! Ребята, вы знаете правила пользования электричеством?
Ответы детей: с помощью слайда 10
Воспитатель: Ребята, кроме всего этого еще есть не опасное электричество, и живет везде, и если его поймать можно, с ним поиграть. Я предлагаю вам заняться экспериментированием, стать юными исследователями и научится ловить электричество. Чтобы всем было понятно, что мы исследователи давайте наденем эмблемы.
Опыт 1. Воздушные шарики по количеству детей, тарелочки с мелкими кусочками бумаги.
Воспитатель: Возьмём с вами воздушные шары и потрём о свои волосы. Прислоним к стене той стороной, которой натирали. Что произошло? Дети:
Воспитатель: Почему они прилипли к шарику?
Ответ детей: мы зарядили его от себя.
Вывод: человек является проводником, а мы наэлектризовали шарик с помощью трения.
Опыт 2. Пластмассовые палочки по количеству детей, мелкие кусочки бумаги, шерстяная тряпочка.
Воспитатель: Теперь возьмите палочку и натрите его шерстяной тряпочкой. Поднесите к бумаге и прикоснитесь. Что произошло?
Ответ детей: бумага прилипла.
Воспитатель: Как палочка стала электрической? (её натерли шерстяной тряпочкой)
Вывод: палочка наэлектризовалась, и мелкие кусочки бумаги прилипли к ней.
Опыт 3. Будильник без батарейки.
Воспитатель: Что у меня в руках? Почему он не ходит? Вставляем батарейку, что произошло?
Вывод: Электричество живет в батарейке.
Воспитатель и дети: Давайте вспомним опыты, что делали в 1-2-3? Какие выводы?
Электричество живёт в волосах, в одежде, в батарейке. Бывает опасное и неопасное. Опасное живёт в проводах, неопасное в волосах, в одежде, в батарейке.
Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам занятие? Что понравилось больше всего?
Ответы детей