Приложение МААМ

Экспериментальная деятельность старших дошкольников «Великий воздух-невидимка»

Наталия Заикина
Экспериментальная деятельность старших дошкольников «Великий воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы

Великий невидимка - воздух

Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Задачи занятия:

• способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

• развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

Публикация «Экспериментальная деятельность старших дошкольников „Великий воздух-невидимка“» размещена в разделах

• закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;

• развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;

• воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Ход занятия

- У нас с вами сегодня будет необычное занятие.

Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками.

– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он не видимый и все же

Без него мы жить не можем. Он прозрачный невидимка

Легкий и бесцветный газ

Невесомою косынкой

Он окутывает нас

– Что это?

– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.

Воспитатель показывает картинку

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух. Мы с вами живем на дне целого океана воздуха и каждый день купаемся в нем даже не замечая этого. Этот океан такой огромный! Он без берегов и воды. По нему словно серебристые «рыбы» проплывают самолеты. Это воздушный океан, который окружает нас повсюду, но мы его не видим. Поэтому мы можем назвать его как? (невидимый, невидимка)

– Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. Как же можно увидеть воздух и доказать, что он вокруг нас? Для этого мы проведем опыты, используя разные предметы. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

Опыт 1. «Воздух - невидимка»

- Ребята, положите ладошку на грудь и почувствуйте, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это входит и выходит воздух, которым мы дышим.

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает использованный воздух (углекислый газ)

А сейчас ладошками зажмите рот и нос, (посчитать вслух, сколько времени (в условных единицах) они могут не дышать).

Человек может без еды прожить несколько дней, без воды, а без воздуха – НЕТ!

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

Дышат люди, дышат звери, птицы, все вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ.

Почему мы не задыхаемся? К счастью углекислый газ необходим растениям. Все они забирают его, а возвращают кислород.

Воздух никто не видит, поэтому его и называют «невидимка».

Вывод: Человеку необходим воздух, что бы жить.

Опыт 2.

Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они? (пустые, мятые, тонкие) Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не сдулся. Какой он стал? (толстый, надутый, упругий) Почему он стал таким? Что заполнило пакет? Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели его.

Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. Внутри, каких предметов есть воздух? (надувные игрушки, колеса машин, воздушные шары, мыльные пузыри)

Вывод: Воздух бесцветный, прозрачный (через него всё видно).

Может приобретать любую форму.

Опыт 3.

– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?

- Я возьму горошины и опущу в воду. Что вы видите? (из горошин идут пузырьки). Давайте оживим горошины. Что нам может помочь? (воздух) Для этого нам нужно подуть в трубочку. Что происходит? Появились пузырьки – это воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться.

А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

Вывод: Воздух находится везде.

Опыт 4. Воздух занимает место

На столе емкость с водой и пустая банка. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? Можно ли это доказать?

Опустим водолаза в воду. Возьмем банку – как вы думаете, она пустая или нет? А давайте проверим (накрываем банкой водолаза).

- Что произошло с водолазом?

- В банке есть вода? Почему? Банка же опущена в воду (т. к. в банке был воздух). Поднимаем банку, водолаз сухой. Чудеса.

А теперь слегка наклоните банку и немножко выньте из воды. Что появилось? (пузыри) Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки и заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.

Вывод: Воздух имеет место

Опыт 5. Воздух невидим, а может он имеет запах?

Посмотрите, что вы видите в этих баночках? (ничего - там воздух) Да, действительно там воздух, но не простой, а с запахом, который был в баночках. Откройте и угадайте, какой запах распространяет воздух.

Вывод: не имеет запаха, распространяет и переносит др. запахи.

Итак, что мы с вами узнали о воздухе?

Воздух повсюду.

• Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.

• Легче воды.

Опыт 6. Сколько весит воздух? Попробуем взвесить воздух.

Взвесить шарик без воздуха. Надуть и снова взвесить. Шарик наполненный воздухом весит больше, чем шарик б/воздуха.

Вывод: Воздух имеет вес.

Опыт 7. Воздух имеет силу?

Может ли шарик толкнуть металлическую машинку?

Вывод: Воздух имеет силу.

– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).

Дыхательная гимнастика

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

(медленный вдох-выдох на 4 сек)

Подыши одной ноздрей

Подуши другой ноздрей

И к тебе придет покой.

(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

Глубокий вдох – руки вверх,

Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

– Что в нашей жизни загрязняет воздух? Ответы детей

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

Опыт 8.

– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Шарик, одетый на пустую бутылку, надувается, при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся.

Вывод: Теплый воздух поднимается вверх.

– А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание)

Опыт 9. «Как обнаружить воздух» (веер)

Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

Вывод: Ветер – это движение воздуха

Может быть сильным - слабым, холодным – теплым - горячим)

Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в современном мире? (вентилятор, кондиционер).

Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)

–Так что такое ветер? (движение воздуха)

Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать, как плывут облака, колышутся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)

– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух?

Опыт 10. .

Можно ли хорошо чувствовать себя без воздуха? Для дыхания нам нужен кислород. Воздух состоит из кислорода (мы им дышим). И из углекислого газа (мы его выдыхаем). Кислород нужен не только для дыхания. Зажжём на блюдце свечу, горит? Накройте ее стаканом. Раз, два, три – погасла! А почему?

Вывод: Нет воздуха, а точнее кислорода, а без него нет огня.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Что вы сегодня узнали о воздухе?

Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.

Воздух невидим, прозрачен.

Воздух может двигаться.

Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.

Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни

Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей)

Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с ним. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям.

Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Экспериментальная деятельность по интеллектуальному развитию дошкольников Сообщение на педагогическом совете по теме: «Экспериментальная деятельность, направленная на интеллектуальное развитие дошкольников». (Март.

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Опытно-экспериментальная деятельность включает в себя все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость.

Отчёт по самообразованию на тему «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»Отчёт по самообразованию на тему «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников» МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» Отчёт по самообразованию на тему «Опытно-экспериментальная деятельность.

Открытое занятие «Невидимка-воздух»Открытое занятие «Невидимка-воздух» ема:"Невидимка-воздух" Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздух. Программные задачи: Формировать.

Проект «Воздух невидимка»Проект «Воздух невидимка» Отчет по проекту в средней группе «Воздух невидимка» Тип проекта - познавательно - экспериментальный По числу участников – групповой По.

Опытно-экспериментальная деятельность «Воздух-невидимка» Цель проекта: Раскрыть понятие "воздух", его свойства (прозрачен. невидим,не имеет запаха,роль воздуха в жизни человека, растений, животных.

Конспект занятия «Воздух невидимка»Конспект занятия «Воздух невидимка» Цель: Развивать у детей представления о свойствах воздуха, путём экспериментирования. Интеграция образовательных областей: познавательное,.

Сценарий праздника для старших дошкольников «Не забудем их подвиг великий» Сценарий праздника для старших дошкольников «Не забудем их подвиг великий» Автор: воспитатель первой квалификационной категории Неретина.

Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Тёплый воздух надувает шарик»Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Тёплый воздух надувает шарик» Цели: - формировать у детей интерес к исследовательской деятельности; - закреплять и обобщать знания о свойствах воздуха; - развивать.

Фотоотчёт «Экспериментальная деятельность дошкольников»Фотоотчёт «Экспериментальная деятельность дошкольников» Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного Стандарта дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность старших дошкольников «Великий воздух-невидимка»
Опубликовано: 6 декабря 2017 в 18:17
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментальная деятельность старших дошкольников «Великий воздух-невидимка»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Заикина (УИ 58277) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД