Юлия Горелова
В воспитании кроется тайна усовершенствования человеческой природы!
▼ Скачать + Заказать документы
Я хочу представить вашему вниманию статью по теме: «В воспитании кроется тайна усовершенствования человеческой природы!»
Как известно это высказывание принадлежит великому немецкому философу Иммануилу Канту, и оно являлось основной педагогической идеей в его философских произведениях.
«Воспитывать, – по И. Канту, – значит воспитывать личность, существо, которое свободно действует, может оберегать себя и стать членом общества, которое имеет внутреннюю ценность в своих собственных глазах».
Публикация «В воспитании кроется тайна усовершенствования человеческой природы!» размещена в разделах
И. Кант считал воспитание двигателем культурного прогресса, определяющей силой в отношении нравственности как отдельной личности, так и общества в целом.
И. Кант выделил следующие задачи воспитания :
1. Уход.
2. Дисциплинирование, т. е. укрощение дикости.
3. Культивирование, т. е. передача знаний, умений и навыков.
4. Цивилизирование, т. е. сообщение знания света, необходимого в светском обществе.
5. Нравственное воспитание, т. е. создание такого настроения, под влиянием которого избирались бы лишь добрые цели.
6. Религиозное воспитание.
Таким образом, гуманистические идеи И. Канта оказали огромное влияние не только на немецкую классическую мысль, но и на последующее развитие всей духовной жизни человечества.
В настоящее время, нам педагогам, предъявляется новое требование – сделать последующие поколения способными проверять свои шансы и риск новых жизненных форм нравственным разумом и руководствоваться такими универсальными принципами, как справедливость и человеческое достоинство. При этом акцент делается на сформированности таких личностных качеств воспитанников, как самостоятельность и независимость (автономность) в решении собственных проблем на нравственной основе.
Учитывая эти факторы, можно утверждать, что обращение к И. Канту не утратило своего значения.
В русском языке слово воспитание без приставки «вос» звучит так – питание (объяснять его значение не надо – оно и так понятно). Приставка «вос» резко меняет его значение. Каждая мать кормит (питает) своего ребенка и считает это своим долгом, но не каждая мать воспитывает, и не каждая считает это своей прямой обязанностью. Некоторые считают, что без питания ребенок не выживет, а без воспитания выживет. Воспитание питает душу, сердце ребенка, его сознание, способствует росту лучших человеческих качеств и формированию внутреннего мира человека. Человек, не напитанный с раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, будет представлять собой в зрелом возрасте нечто опасное для общества. Но уже сейчас мы это «опасное» видим гораздо раньше – в подростковом возрасте, а может, и еще ранее.
Какова же истинная цель воспитания? Отвечая на этот вопрос можно смело использовать высказывание Канта: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы».
Гораздо раньше об этом же говорил Демокрит: «Природа и воспитание подобны. А именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу». В древности, когда народ был неграмотным, детям пели и сказывали былины, в которых герои, богатыри были примером и идеалом. Трудно было достичь их уровня, но к этому стремились как к чему-то реальному. Примеры великих подвижников, святых вдохновляли людей на преодоление трудностей, подвиги самоотвержения, победы над собой. Прекрасной музыкой, искусством воспитывали в Древней Греции, на примерах великих героев и богов воспитывали в Индии, и таких примеров много. Природа, Искусство, Светочи мира – вот кладовые, из которых можно бесконечно черпать пищу для воспитания.
Уже говорилось: чтобы воспитывать, надо самому чувствовать и верить в то, что несешь ребенку, быть живым соучастником этого процесса. Ведь воспитание – это не передача информации для запоминания, а передача своих чувств и энергии сердцу ребенка.
Постепенно, понемногу я пытаюсь находить в жизни красивое, благородное, прекрасное, окружаю этим детей и сама стараюсь видеть в жизни красоту, совершенство, радость и вдохновение. Радость неизменно сопутствует красоте и всему прекрасному. Постепенно, мы все больше и больше замечаем, слышим, понимаем то, что кроется в той необыкновенной «пище», которой питаем детей, радуемся своим открытиям и достижениям. Так шаг за шагом, будучи последовательны и постоянны, не сворачивая с пути, мы приходим к истинным ценностям и настоящим свершениям.
Дошкольное воспитание можно сравнить с весной года, когда вспахивается и удобряется почва, а затем в нее сеют зерна. Мы знаем, что время это пропустить нельзя, иначе откуда же быть урожаю? И зерно должно быть отменным. Также и в воспитании : нельзя пропустить время посева, надо напитать детское сознание лучшими зернами прекрасного и человеческого. А что может быть важнее этого? Ведь будущее страны, ее благосостояние и благополучие определяют сегодняшние дети!
В профессиональном плане педагогической деятельностью я занимаюсь только три с половиной года, но как воспитатель-мама, я состоялась гораздо раньше, когда у меня появился мой ребенок. Пусть ему сейчас шесть лет, но я считаю, что воспитание началось на несколько месяцев раньше до его рождения. Когда я читала ему книжки, и мы вместе слушали приятные музыкальные композиции. Конечно, как мама и как воспитатель в детском в саду я раскрываю природные способности, развиваю логику детей, учу преодолевать трудности, идти к поставленной цели, стараюсь развивать их во всех образовательных областях, которые соответствуют сегодняшним стандартам образования. И для меня важно делать это качественно. Для этого я постоянно занимаюсь саморазвитием, совершенствованием, мне интересно быть разносторонней личностью. Это необходимо, так как к каждому ребенку нужен определенный подход. Мое педагогическое кредо: «Каждый ребенок уникален, моя цель – выявить его талант и развивать его». Воспитатель – это пример, друг, поддержка, наставник и учитель, вдохновитель, олицетворение любви и добра. На всем этом и основывается формирование и совершенствование человеческой природы.