Фролова Виолетта
Конспект НОД по речевому развитию и обучению грамоте «В поисках Букваря» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД речевое развитие по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
"В поисках Букваря"
Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, сформированные на занятиях по обучению грамоте.
Программное содержание :
Закрепить умения детей определять гласные и согласные буквы, слова и предложения;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию и обучению грамоте „В поисках Букваря“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Закрепить умение определять звук в слове и составлять слова из полученных звуков;
Закрепить умения обобщать слова;
Закрепить умения согласовывать числительные с существительными;
Закрепить умения детей читать по первым буквам;
Развивать внимание, память, мышление;
Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга;
Воспитывать умение внимательно слушать и понимать устную речь.
Методические приемы:
показ, вопросы, объяснение, игра.
Оборудование:
ленточки атласные 2х цветов по количеству детей; карточки с цифрами от 1 до 8 с буквами в 2х экземплярах; письмо4 конверты с заданиями; части ключа; настоящий ключик; буквы; карточки обозначающие красные и согласные буквы (красные и синие, квадраты (слово, прямоугольники (предложения) по количеству детей; ноутбук с картинками для согласования числительных с существительными; дидактическая игра "прочитай по первым буквам".
Ход занятия.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие "Солнышко"
Солнышко, солнышко, в небе свети!
(дети тянутся руками верх, встают на ноги)
Яркие лучики нам протяни.
(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)
Ручки мы вложим в ладоши твои.
(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)
Нас покружи, оторвав от земли.
(Кружатся парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)
Там все мы встанем дружно в кружок
(образовывают круг)
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко снами по кругу идет.
(Идут по кругу)
Хлопают радостно наши ладошки,
(хлопают в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки.
(Идут быстрым шагом)
Солнышко скрылось, ушло на покой
(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)
Мы же на место сядем с тобой
(тихо, спокойно садятся на свои места)
Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно и что там написано? А сначала мы разделимся на 2 компании с помощью ленточек.
Ленточку скорей бери
И компанию собери
Чтобы узнать от кого письмо нужно разложить буквы в соответствии с числами от 1 до 8 и у вас получится слово.
(дети берут квадратики, объединяются, получают буквы и составляют слово по карточкам "Буратино").
Воспитатель: от кого же письмо?
Дети: от Буратино
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, что он нам написал?
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я научился читать и хотел вам послать умную книгу, чтобы вы тоже научились читать перед школой. Но теперь её похитил Карабас - Барабас. Он спрятал её в комнате и запер дверь на ключ. А ключ заколдовал. Его вы можете расколдовать, если справитесь со всеми заданиями, которые он для вас приготовил». Я думаю, нет я уверена, что мы справимся со всеми заданиями!
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: А сейчас закрываем глаза, ляжем на ковер
(звучит релаксирующая музыка)
"Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Потянуться! Улыбнуться!
В стране Грамматики проснуться"
Мы оказались с вами в необычном месте, где повсюду ждут коварство и хитрости злого Карабаса-Барабаса, давайте сделаем разминку, чтобы мы с легкостью выполнили все задания:
Утром присев
На зеленом пригорке,
Учат сороки скороговорки
Картошка, картонка,
Карета, картуз,
Карниз, карамель,
Карандаш, карапуз!
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько здесь конвертов с заданиями, с какого начнем конверта?
Конверт №1 Задание "Звук и слово"
Ребята сейчас мы с вами выполним задание, которое для нас приготовил коварный Карабас. Но теперь нам вновь необходимо разделиться на 2 группы. Я буду читать стишки, в которых один звук будет звучать громче и чаще другого. Вы его находите среди других звуков, и составляете слово. Догадайтесь, какое слово получилось:
А-а-а папа Карло мастерит малыша (А)
Зо-зо-зо – Буратино повезло (З)
В букваре у Буратино : брюки, булки и ботинок (Б)
У-У-У встретил он в лесу лису Алису (У)
Ик – ик–ик – потерялся ключик (К)
А – А - А – удивится папа (А)
Воспитатель: какое слово у вас получилось? (Азбука)
Итак, с этим заданием вы справились и получаете первую часть ключа!
Конверт №2 Задание "Будь внимателен!"
Воспитатель: следующее задание, называется "Будь внимателен!" Давайте вспомним с вами на какие две группы делятся буквы нашего алфавита?
Дети: гласные и согласные.
Воспитатель: буквы соединяются, получается.
Дети: слово
Воспитатель: слова соединяются, получается.
Дети: предложение
Воспитатель: каким цветом мы обозначаем гласные буквы, а каким цветом согласные? Итак, возьмите себе по две карточки синюю и красную. Когда я буду называть гласную букву - вы поднимаете красную карточку, когда согласную - синюю, когда говорю слово - квадрат, когда предложение - прямоугольник.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: будьте внимательны, я буду вас путать.
Воспитатель: и с этим заданием мы тоже справились! И, получаем еще одну часть ключа.
Конверт №3 Задание "Гимнастика"
Нам сейчас предстоит сложное задание, в котором должны трудиться наши глазки, поэтому мы с вами сделаем гимнастику для глаз.
В нашем садике, как в сказке (моргают глазками)
Все ребята лечат глазки.
На носу очки сидят вовсе не простые, (посмотреть на носик)
А волшебные очки, очень озорные!
Через них,смотря вокруг, (круговые движения)
Узнаешь, что это жук!
А вот сороконожка, гуляет по дорожке!
Там бабочка порхает, (посмотреть налево)
Цветочек расцветает, (посмотреть направо)
Плывут по небу облака, (посмотреть наверх)
Листва колышется слегка! (посмотреть вниз)
Воспитатель: получите еще одну часть ключика.
Конверт №4 Задание "Слово"
1. Как можно одним словом назвать следующие слова
Кот Базилио и лиса Алиса, Мальвина, Пьеро, Артемон (герои)
Угадайте про кого я говорю? (Хитрая, аферистка, обманщица)
А теперь дайте характеристику другим героям сами: Мальвина, Карабас – Барабас, Артемон, кот Базилио, Артемон.
Подберите слова, противоположные по смыслу: у Буратино был нос длинный, а у нас? Пьеро грустный, а вы, Буратино добрый, а Карабас Барабас? Артемон храбрый, а лиса Алиса?
Воспитатель: замечательно, получите еще одну часть ключика.
Конверт №5 Задание "Согласование числительных с существительными"
Задание на ноутбуке.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами немного посчитаем, смотрим в компьютер, называете что видите. Что появилось на экране? Сколько книг? А как мы скажем, если их будет 2? А пять? Итак.
Одна книга, две книги, пять книг.
Одна черепаха, две черепахи, пять черепах.
Одна монета, две монеты, пять монет.
Одна кукла, две куклы, пять кукол.
Один разбойник, два разбойника, пять разбойников.
Одна лягушка, две лягушки, пять лягушек.
Один друг, два друга, пять друзей.
Один ключик, два ключика, пять ключиков.
Воспитатель: и вот еще одна часть ключика у вас есть!
Воспитатель: пора немного разомнутся.
Физкультминутка:
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Конверт №6 Задание "Прочитай по первым буквам"
Воспитатель: ребята, сколько осталось у нас конвертов? Да, вот и последнее задание. Вам нужно разделиться на пары и составить слова по первым буквам картинки.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: ну что же, ребята, вот вы и заработали последний кусочек ключа. Составьте ключик, а теперь закрываем все глаза и произносим заклинание:
Потрудились мы как нужно,
Трудности прошли все дружно,
Стоит вместе нам сплотиться,
Может чудо получиться!
Воспитатель меняет на настоящий ключик.
Воспитатель: ключик есть, а азбуки так и нет, что же делать?
Дети: ответ
Воспитатель: вот вам задачка еще одна - найти замок, который сможет открыть наш ключик!
Дети ищут замок, находят - открывают, достают азбуку.
Воспитатель: вот ребята все мы и справились с заданиями, приготовленные Карабасом-Барабасом, расколдовали ключик, нашли азбуку, пора и в детский сад возвращаться.
А сейчас закрываем глаза, ляжем на ковер
(звучит релаксирующая музыка)
"Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Потянуться! Улыбнуться!
В детский сад пора вернуться"
3. ИТОГ:
Рефлексия. Ребята, давайте вспомним как мы с вами смогли достать азбуку? Какие задания выполняли? Какое задание было трудным? Какое легким? Какое интересным?
Кому мы сможем рассказать о путешествии? С кем поделиться знаниями? Все задания, которые мы выполняли останутся в нашей группе и вы в свободное время сможете их выполнить еще. В каком центре вы сможете найти все задания? В какой центр мы поставим нашу Азбуку?
Спасибо вам ребята, за увлекательное путешествие и за вашу помощь!