Зарифа Гулиева
Конспект занятия «В мире природы» на тему «Лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель:
Обобщение знаний детей об окружающем мире.
Задачи:
1. Обобщение знаний детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе
2. Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях
3. Закрепить правила поведения в природе
4. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой
5. Учить детей отвечать на вопросы развёрнутой фразой, используя доказательный стиль речи.
Публикация «Конспект занятия „В мире природы“ на тему „Лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Словарная работа: березняк, ельник, кедрач, мышкует
Оборудование:
Картинки «Что нельзя делать лесу», картинки диких животных, светофорчики разных цветов, карточки с дикими животными.
Цель:
Обобщить знания детей об окружающем мире.
Формирование и расширение представлений о жизни диких животных и птиц.
Задачи:
Образовательные:
-Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни животных и птиц.
-Сообщение новых факторов из жизни лосей.
Развивающие:
Развивать воображение, любознательность, память и мышление. Развивать связную речь. умение рассуждать, решать проблемную ситуацию.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе, птицах.
Методы и приемы:
Наглядный: Рассматривание.
Словесный: организационный момент, вопрос, ответ, индивидуальные ответы, рассказ ребёнка, загадки, пословицы, дидактические игры.
Метод проблемного обучения: вопрос, ответ, Дид Игра :«Что было бы, если бы»
Практический:
Игровой -создание игровой мотивации, дид игры.
Технологии:
Игровая, двигательная, здоровье сберегающая, личностно ориентированная
Предварительная работа:
Наблюдение за прилетающими птицами к кормушке.
Рассматривание иллюстраций зимующих птиц, диких животных; беседа о том, как они приспособились жить зимой.
Чтение рассказов заучивание загадок о животных, дидактические игры: «Чей хвост?», «Чьи детки?», «Четвертый лишний», пословицы.
Словарная работа:
Хищные, солонцы, мышкует, кормушки.
Ход НОД:
Ребята, я хочу пригласить Вас в интересное путешествие. Но сначала отгадайте загадку:
На столе передо мной
Закрутился шар земной:
Арктика, Экватор, Полюс,
Уместил всю землю - (глобус)
- Что такое глобус? (ответы детей)
- Глобус (уменьшенная модель планеты Земля)
- Посмотрите на эту разноцветную планету.
- А мы, ее жители как называемся?
- Земляне.
- Давайте рассмотрим глобус и вспомним, что обозначает
- Синий цвет на глобусе? (реки, моря, океаны).
- Желтым цветом? (горы, пустыни).
- Зеленым? (леса).
- Мы живем на планете Земля – очень щедрой и богатой животным и растительным миром. Природа нашей планеты создала все условия, чтобы мы жили и наслаждались красотой вокруг нас.
Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга и окружающий нас мир.
Спасибо скажем мы не раз
Всему живому вокруг нас!
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить!
- Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите? Для этого нам необходимо попасть в лес. Закройте глаза, покрепче возьмитесь за стульчики руками и скажите:
раз, два, три, стульчик меня в лес унеси.
Давайте повторим, правила поведения в лесу - "Что нельзя делать в лесу"
- Нельзя шуметь, бегать в лесу.
- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.
- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.
- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
- Нельзя разжигать костёр.
Стих.
Природу надо охранять
Зверей и птиц не обижать
В лесу костры не разжигать
С природой будем мы дружить
Живое на земле любить
«Что нельзя и что можно делать в лесу».
Я вас буду спрашивать, а вы будите поднимать за каждый правильный ответ карточку зелёного цвета, за каждый не правильный-красного цвета.
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да
- А что такое лес, вы знаете?
Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)
Загадка (Аслан)
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
Но зимние метели в меха его одели. (Дерево)
Игра: «Для чего нужно дерево?»
(в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева)
- это место для постройки гнезда;
- для насекомых это жилище где можно найти добычу.
- место для откладывания личинок;
- это столовая для животных, насекомых, птиц.
- листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса;
- выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха.
- являются жильём и убежищем для зверей и птиц.
Значение леса для человека?
- Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.
- для художника это объект для картин;
- для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть;
- дерево для горожанина - это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).
Леса бывают разные:
- Как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща)
Отгадайте и назовите по срезу дерева, и по её коре, что это за дерево?
- А где растут ели? (ельник, еловый лес)
- А где растут сосны? (сосновый бор, сосновый лес)
- Много дубов? (дубрава)
- А как называется лес, нашего края? (Тайга).
- Чем отличается сосна от ели? (полным ответом)
(Разные шишки, у сосны длинные иголки, а у ёлки короткие иголки.)
- Чем отличается береза от осины? (полным ответом)
(У березы ствол белый, лист острый, резной, а у осины ствол серый, лист у осины круглый похож на монетку.
Пословицы и поговорки.
1. Лес и вода — (родные брат и сестра.)
2. Враг леса тот, (кто лес не бережёт)
3. Лес-богатство и краса (береги свои леса)
4. Много леса не губи, мало леса береги, (нет леса, посади)
5. В лесу тень (весь день.)
6. Рощи да леса — (всему миру краса.)
7. Кто любит земле кланяться —(без добычи не останется.)
8. Не все стриги, (что растет.)
9. Возле леса жить — (голодному не быть.)
10. Сосна — дубу (сестра.)
Ребята, как вы думайте, о ком еще человек может позаботиться зимой?
- О птицах.
Не легко приходится зимующим птицам. Трудно из-под снега корм доставать. От голода птицы могут погибнуть. А как человек может помочь им? (кормушки, насыпать корм в одно и то же время)
Ребята а какой корм можно приготовить птицам? (хлебные крошки, зерно, сало, семечки)
- Назовите перелетных птиц.
(скворец, журавль, утки, лебеди, гуси, грачи, ласточки)
- Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае.
(голуби, вороны, воробьи, сороки, синицы, снегири)
- Что птицам страшнее голод или холод? Почему? (Голод страшнее, т. к когда они едят у них кровь циркулирует от этого им тепло)
- Кого называют лесным доктором? (дятла)
- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)
- Какая птица считается символом мудрости и познания? (сова)
- Белобокая птица. (Сорока)
- Красногрудая птица. (Снегирь)
Задаё м загадки:
1. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк)-Софья Р.
2. Рыжая кума всех провела (Лиса) – Р
3. Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал, а проснулся – стал реветь. Этот зверь лесной (медведь) –Вероник
4. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка) – Антон К.
Игра «Подбери признаки, подбери действия»
Посмотрите на картинки (волк, лиса, медведь, белка) и подберите слова, чтобы они отвечали на вопросы, какой? какая?
- «Подбери признаки»
-Медведь – огромный, сильный, большой, крупный, могучий, умный, ловкий, лохматый, дрессированный, бурый, белый, косолапый, неуклюжий.
- «Подбери действия»
- Медведь – (ходит, плавает, переваливается, рычит, ревёт, лакомится мёдом, бродит, лазает по деревьям, погружается в спячку, сосёт лапу.)
- Подбери признаки»
-Лиса – рыжая, большая, крупная, хитрая, изворотливая, голодная, пушистая, ловкая, острозубая, длиннохвостая.
- «Подбери действия»
- Лиса – (крадется, линяет, охотится, ныряет в сугроб, мышкует, укрывается хвостом, разгребает снег, добывает пищу, роет, бегает, пробирается.)
- «Подбери признаки»
-Белка - трудолюбивая, запасливая, ловкая, цепкая, проворная, незаметная, прыгучая, шустрая, резвая.
- «Подбери действия»
- Белка – (прыгает, перепрыгивает, скачет, разоряет гнезда, прячет орехи, закладывает грибы, грызет, шелушит шишки, прячется в дупле, цокает, соскакивает)
- Подбери признаки»
-Волк – большой, огромный, голодный, страшный, злой, сильный, опасный, хищный, зубастый, серый.
- «Подбери действия»
- Волк – (крадется, выслеживает, нападает, догоняет, воет, бродит, бегает, прячется, пробирается, рыщет, устраивает логово, приносит еду волчатам, съедает, зарывает, прячет еду).
Физ. минутка «Мы по лесу погуляли».
Мы по лесу погуляли
И немножечко устали.
Встанем, глубоко вздохнём
Руки дружно разведём.
Чудеса у нас на свете:
Стали маленькими дети,
А потом все дружно встали,
Великанами вдруг стали.
Дружно мы похлопаем! Тихонечко потопаем
Загадка:
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый … (лось)
Рассказ: Украшением лосей являются рога в форме лопаты с различным числом отходящих от краёв отростков. У лосей – мам (лосих) рогов нет.
Сохатые, так называют лосей, ежегодно в середине зимы сбрасывают старые рога. Весной отрастают новые рога. Лоси держаться небольшими стадами. Если очень холодно лоси зарываются в снег и видно только голову этим они спасаются от сильного мороза
Зимой лоси кормятся побегами молодых лиственных пород деревьев. В морозную зиму о лосях проявляют заботу егерь (человек, которые заботятся, охраняют лес).
С осени они заготавливают для них сено, вяжут веники из лиственных пород деревьев, строят специальные кормушки, солонцы.
у всех у них есть одна необыкновенная особенность - лоси едят соль. Безусловно, зачем лосям соль - Соль это витамины для животных, которые на долгое время сохранит их здоровье.
Вы знаете, многие животные на грани исчезновения, потому что
люди охотятся на них. Убивают их ради красивого меха и просто ради удовольствия. Как защитить вымирающих животных? И вот люди решили записать всех вымирающих животных в одну книгу, чтобы все знали о них, и издали закон об охране этих видов животных. И назвали ее Красная книга.
Игра «Что не так?»
Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верно фразу. Кто догадается, поднимайте руку, хором отвечать не надо!
У волка - лисята. Они живут в логове.
У медведя – зайчата, они живут в норе.
У белки – волчата, они живут в берлоге.
У ежика – бельчата, они живут в дупле.
У Зайца – медвежата, они живут в берлоге.
У лисы – волчата, они живут в дупле.
Игра :«Что было бы, если бы?»
- Ребята, представьте себе, что было бы, если бы заяц не поменял свою летнюю шубку на зимнюю?
(Его сразу бы заметили лиса и волк. Он бы замерз, зимняя шубка теплее, чем летняя.)
- А что было бы, если бы у ежа не было колючих иголок?
(Ему трудно было бы спасаться от врагов.)
- Что было бы, если бы медведь не засыпал на зиму?
(Остался бы голодный, нет ни ягод, ни меда. Бродил бы злой, нападал на людей.)
- Что было бы, если бы у белки не было такого пушистого хвоста?
(Она не смогла бы так ловко прыгать с ветки на ветку. Хвост у нее как руль.)
Игра «Кто лишний?» (работа в парах)
Перед вами картинки. Посмотрите внимательно и скажите, кто из них лишний и почему. Можете помочь друг другу.
- Лось, заяц, лиса
(Лось и заяц питаются травой и ветками, а лиса — мелкими животными.)
- Медведь, белка, ёж
(Медведь и ёж зимой спят, а белка — нет)
- Волк, заяц, белка
(Заяц и белка линяют с приходом зимы, а волк — нет.)
- Волк, лиса, медведь
(Медведь спит, а волк и лиса нет)
Давайте, дети,
К тому стремится,
Чтоб нас любили
И зверь и птицы.
И доверяли повсюду нам
Как самым верным
Своим друзьям!
РЕЛАКСАЦИЯ:
Ребята, вам было интересно на занятии?
Как вы думаете, мы выяснили, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля?
Как называется книга, куда занесены редкие виды животных?