Ольга Щенникова
Конспект НОД в средней группе «В мире пластмассы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Солнышко»» городского округа города Шарья Костромской
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром
ФИО педагога, должность: Щенникова Ольга Владимировна, воспитатель
Возрастная группа воспитанников : средняя
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: «В мире пластмассы»
Публикация «Конспект НОД в средней группе „В мире пластмассы“» размещена в разделах
Форма организации обучения детей: познавательно-исследовательская деятельность
Цель: ознакомление детей со свойствами предметов из пластмассы в процессе опытно- экспериментальной деятельности.
Задачи:
- формировать представления о свойствах пластмассы (гладкая, легкая, прозрачная - непрозрачная, небьющаяся, глухой звук, твердая-мягкая); обогащать словарный запас;
- способствовать получению информации о свойствах пластмассы путем экспериментирования;
-развивать у детей познавательный интерес; развивать речевую активность, умение делать выводы о свойствах пластмассы, находить предметы из пластмассы в окружающей обстановке;
- воспитывать бережное отношение к вещам.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации - познавательно-исследовательская, игровая, общение.
Форма организации детей: фронтальная
Материал и оборудование: демонстрационный материал: картинки – обозначения свойств, логопчелка, игровой коврик, предметы из разных материалов, емкость с водой; раздаточный материал: пластмассовые предметы на каждого (игрушки, пуговицы, прищепки, крышки, палочки для выявления звука) стакан прозрачный, стакан непрозрачный.
Планируемый результат: познакомятся со свойствами пластмассы путем экспериментирования.
Предварительная деятельность с воспитанниками: беседы о разных видах материалах (дерево, металл, стекло, дидактическая игра «Что из чего?», разгадывание загадок (дерево, стекло, металл, сравнение предметов.
Части НООД
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Способы и направления поддержки детской инициативы
1 часть – вводная
Цель: создание образовательной ситуации, мотивация детей на предстоящую деятельность
Создание образовательной ситуации
(звучит песня из мульфильма «Фиксики»)
- Ребята, Фиксики хотят сделать новый мультфильм, Дим Димыч загадал им загадку:
Такая разноцветная, с виду я приметная.
Легкая и тонкая, а на звук не звонкая.
Из меня предметов масса, а зовусь я …. (пластмасса)
- Конечно ребята - это пластмасса!
Ребята, что мы знаем о пластмассе? Скажите, какие предметы из пластмассы есть у вас дома?
Проявляют интерес, подходят, слушают
Дети сидят в кругу на ковре,
Высказываются
(ответы детей)
Создание ситуации, побуждающей детей проявить инициативу
Мотивация детей на предстоящую деятельность
- Ребята, а мы с вами можем помочь фиксикам?
Вступают в диалог, соглашаются
Поддержка стремления к проявлению отзывчивости
2 часть – основная
Цель: уточнение и закрепление знаний детей в процессе познавательно- исследовательской деятельности (экспериментирования)
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми
Давайте проведем эксперименты, запишем на видео и отправим фиксикам, согласны?
Соглашаются, принимают цель
Похвалить, отметить, что смогут помочь
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым
А вы знаете, что пластмасса – это материал, которого нет в природе. Ученые сумели создать такой материал, такую массу, которая может быть мягкой, (если ее нагреть) и принимать любую форму, а застывая, может быть твердой. Эту послушную массу и назвали пластмассой.
Давайте попробуем узнать все о пластмассе.
- Ребята, на столах у вас лежат предметы. Рассмотрите их и скажите, из чего они сделаны?
Чем они отличаются? Чем они похожи?
- Правильно. Если предметы сделаны из пластмассы, как мы их называем?
Правильно, все предметы – пластмассовые.
- Молодцы, ребята. А теперь потрогайте их и скажите, какая пластмасса на ощупь?
Пластмасса гладкая
А что произойдет, если сжать пластмассу в руке?
- Давайте попробуем сжать прищепку, стакан, крышку.
- Значит, пластмасса может быть и мягкой (гибкой) и твердой.
А вы замечали, что иногда от ваших игрушек могут отломиться куски?
Значит, пластмасса может быть хрупкой. Поэтому как нужно обращаться с игрушками?
- Ребята, у вас два стаканчика. Скажите, из чего они сделаны? Чем они похожи? Чем же они отличаются?
Возьмите пуговицы и отпустите в каждый стакан. Что мы видим? В каком стакане видно пуговицу? Почему?
Что вы можете сказать о пластмассе?
Молодцы! Правильно, пластмасса может быть прозрачной, а может быть и непрозрачной.
- Ребята, возьмите палочку и постучите по стаканчику. Какой звук вы слышите? Звонкий или глухой?
- Правильно, значит у предметов из пластмассы звук не звонкий, как у стекла, а глухой.
А если я уроню пластмассовый предмет, он разобъется?
- Что можно сказать о пластмассе, какая она?
- Да, ребята, пластмасса прочнее стекла, она не бьется, поэтому из пластмассы делают много разных предметов – игрушки, линейки, разные стаканчики и тарелочки, которые удобно брать в дорогу, в поход. Они яркие, красивые, хорошо моются.
Давайте проверим, а правда ли, что пластмасса легкая? Отпустите предметы в воду. Утонули? Нет! Почему?
- Если не тонет, значит, пластмасса какая?
«Если предмет тонет, значит он тяжелый, а если не тонет, значит легкий»
- Что же мы узнали сегодня о пластмассе? Какая она? Давайте назовем все свойства пластмассы :
У меня в руке мяч: кому передаю, тот называет одно из свойств и передает дальше.
Слушают
Дети подходят к столам, надевают фартуки, закатывают рукава
Рассматривают, называют (из пластмассы)
По цвету, форме.
Все предметы – пластмассовые.
Трогают, рассуждают, думают, отвечают (гладкая, шершавая)
Экспериментируют, высказываются, делают вывод
Дети делают вывод о том, что некоторые предметы можно сжать в руках (крышка). И не все предметы из пластмассы можно сжать (прищепка, пуговица)
Вспоминают, отвечают (бережно)
рассматривают, думают, отвечают (прозрачный, непрозрачный)
Экспериментируют. Отвечают, делают вывод, проговаривают
Экспериментируют, предполагают какой звук слышно
Рассуждают, высказываются
Ответы детей.
Слушают
Дети кладут различные предметы из пластмассы в воду и наблюдают : тонет или нет.
Экспериментируют. Высказываются, делают вывод
(ответы детей)
Повторяют, проговаривают
Отправляются на ковер, в кругу передают мяч, называют свойства пластмассы (на ощупь - гладкая, шершавая, прозрачная и не прозрачная, легкая - не тонет, если уронить - не бьющаяся, но может быть и хрупкая, не звенит – звук глухой, мягкая - твердая)
Хвалим за активность, правильные ответы
Хвалим за правильный выбор и выполнение задания.
Правильно, молодцы
Обеспечить материалами каждого ребенка
Дать возможность высказаться каждому ребенку
Похвалить за правильный ответ
Поощрять активность стеснительных детей
Показывать доступные способы действия
(Если дети затрудняются ответить, воспитатель сам делает вывод о том, что пластмасса легкая)
Этап осуществления самостоятельной работы с детьми
- А теперь посмотрите вокруг, какие пластмассовые предметы находятся у нас в группе? (игра «Найди и расскажи»)
Дети самостоятельно находят в разных уголках предметы из пластмассы.
Рассказывают, какие они, что с ними можно делать
(машинки, куклы, пирамидки, посуда, кегли и. т. д.
Предоставление детям возможности самостоятельно найти предметы (педагог оказывает индивидуальную помощь при необходимости, хвалит за самостоятельность и правильное выполнение
3 часть - заключительная
Цель: подведение итогов, деятельности, педагогическая оценка результатов деятельности детей
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей
- Как вы думаете, мы помогли фиксикам?
Что узнали о пластмассе?
Вам интересно было? Расскажете папе, маме, что узнали о пластмассе?
Что вам больше всего понравилось?
Оценивают себя, высказываются, радуются результату
Хвалим за оказание помощи, за активность
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность
Давайте, отправимся в муз/зал и посмотрим что у нас получилось! А потом отправим фиксикам!
Отправляются смотреть фильм о пластмассе
Хвалим за умение договариваться