Анна Плюснина
Творческий проект «В мире музыкальных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 202 «Золушка» города Буденновска Буденновского района»
Творческий проект музыкального руководителя
Плюсниной Анны Сергеевны
на тему: «В мире музыкальных инструментов»
2019г.
Публикация «Творческий проект „В мире музыкальных инструментов“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные инструменты. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Актуальность.
Пожалуй, невозможно найти такого человека, который никогда не слышал звучания симфонического оркестра. Но каждый ли может отчетливо себе представить тембр отдельного инструмента, входящего в состав оркестра, знает его название? Можно ли воспитать культуру слушания музыки без информации об инструментах, без знания специфики симфонического оркестра, без представления о его составе, группах инструментов? Музыкальная педагогика давно ответила на этот вопрос. Вот почему ознакомление детей с инструментами симфонического оркестра входит в любую программу по музыкальному воспитанию, как одна из важных задач.
Так для себя я определила тему своего краткосрочного проекта :
«В мире музыкальных инструментов».
Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в раннем детстве.
Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем - почти волшебник.
Маленькие дети, когда видят тот или иной музыкальный инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, раскрыть наполненную чем-то изнутри погремушку - стремятся найти источник звука. Важно вовремя удовлетворить любопытство ребенка и на волне возникшего интереса дать почувствовать, что музыкальные инструменты обладают не только своим неповторимым голосом, но и уникальной историей происхождения.
Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.
Новизна: Проект обеспечивает выстраивание партнерских отношений между детьми, родителями социальными партнерами, за счет проведения занятий и мероприятий.
Цель проекта : развитие творческого потенциала детей через ознакомление с музыкальными инструментами в партнёрском сотрудничестве взрослых и детей.
Задачи проекта :
- расширить представления детей о музыкальных инструментах : инструменты симфонического оркестра, народные инструменты.
-Научить изготавливать инструменты своими руками (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения);
- развивать у детей музыкальный слух, желание слушать разно жанровую музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов;
- обогатить речь детей словами, связанными со строением музыкальных инструментов и мира музыки в целом;
- развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
- активизировать творческий потенциал родителей в совместной деятельности с детьми при реализации проекта.
- формировать навыки совместной деятельности в коллективе (дети, родители, педагоги) над созданием продуктов проекта - музыкальной библиотеки.
Тип проекта : творческий, познавательный
Вид проекта : групповой
Время реализации: краткосрочный (4 недели)
Участники проекта : воспитатели групп, родители, музыкальный руководитель, дети 4-7 лет
обеспечение проекта
Материально-техническое:
• Музыкальный центр;
• Детские музыкальные инструменты;
• Наборы для опытов: 1. стаканчики (пластмассовый, деревянный, металлический и стеклянный, ложечка; 2. детская гитара и линейка; 3. фантики, камушки, монетки, бусы.
Формы реализации проекта :
1. Музыкальная гостинная
2. Слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»
3. Творческая мастерская.
Этапы реализации проекта :
1 – организационно-подготовительный
2 – основной (практическая реализация проекта)
3 – заключительный
1 этап – организационно-подготовительный
Подбор методической литературы, изучение материалов интернет-ресурсов по теме проекта; Создание презентаций
Сбор бросового материала для изготовления музыкальных инструментов.
Информирование родителей по теме проекта : оформление наглядной информации «Мастер-класс» по изготовлению музыкальных инструментов.
2 этап – основной (практический)
На музыкальных занятиях дети музицируют и импровизируют на инструментах-самоделках и таким образом знакомятся с деревянными, шуршащими, стеклянными звуками. При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:
Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.
Импровизация звуковых картин на заданную тему.
Звуковая иллюстрация стихов.
Сказки-шумелки
Музыкальные загадки и игры
Цикл музыкальных занятий
3 этап- заключительный
Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ
Выставка музыкальных инструментов
Цель этого проекта - показать детям, что музыка - это целый весёлый и удивительный мир. И наша задача, взрослых, - дать детям возможность войти в этот волшебный мир.
Проект будет реализовываться: через систему групповых и игровых занятий с детьми, просмотр слайд-презентаций и фрагментов концертов симфонической музыки в записи, слушание классической музыки в исполнении разных инструментов в НОД и свободное время, рассматривание иллюстраций с изображением инструментов разных групп : ударных, клавишных, духовых, струнных,
Через сказки, игры, творческие гостиные, музыкальные праздники представления. Дети научатся творчески, и мыслить, а также получат представления о многообразии мира музыкальных инструментов.
Для успешной реализации проекта, я использовала программно-методический комплекс «Мир музыки» Г. П. Сергеевой.
Методический комплекс «Мир музыки» включает в себя цифровые образовательные ресурсы с наиболее значимыми направлениями музыкальной культуры :
-фольклор (вокальные и инструментальные образцы,
-музыку религиозной традиции,
-шедевры русских и зарубежных композиторов –классиков,
-произведения современной (академической и популярной) музыки.
Такое богатое содержание программы определяет процесс постижения детьми духовно-нравственной сущности музыки как части окружающей их жизни, многообразие форм и технологий (включая информационные) приобщения их к искусству.
Основные особенности программы:
-программа адресована для практического применения на музыкальных занятиях в ДОУ,
-содержание программы направлено на формирование музыкальной культуры дошкольников,
-программа раскрывает основные закономерности музыкального искусства на основе использования разнообразных видов музыкально-практической деятельности детей,
-комплекс направлен на положительную мотивацию обучения,
-программа снабжена методическими рекомендациями для педагогов и рассчитана на использование интерактивной доски.
Программа предусматривает вариативное использование всех ее разделов, таких как:
-изучаем,
-читаем,
-поем,
-слушаем.
Программу можно активно использовать при фронтальной и индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста.
В заключительном этапе проекта «В мире музыкальных инструментов» я получила следующие результаты:
№ Вид деятельности Проведенная работа
1 Изучение методической литературы по теме Познакомилась с методической литературой: - И. Льговская «Организация и содержание музыкально- игровых досугов детей старшего дошкольного возраста» - З. Н. Бугаева «Музыкальные занятия в детском саду» познакомилась с опытом работы, представленном на страницах Интернета изучила статьи в журналах «Музыкальный руководитель» : -В. Симукова «Инструменты Симфонического оркестра» - Л. Меркулова «Путешествие в митры музыкальных инструментов»
2 Составление плана работы на учебный год. Определены цели и задачи. Составлен план работы.
3 Создание условий для работы с детьми. Оформлен и пополнен музыкально дидактический материала. Оформлялся музыкальный зал в соответствии с темой проводимых мероприятий. Оформлен музыкальный уголок в группе, изготовлен дидактический материал.
4 Работа с педагогами Проведены консультации на тему:- «Оформление и содержание музыкальных уголков в группах» - «Звуковая среда». Осуществлялось тесное сотрудничество воспитателя Юмашевой Л. К. с музыкальным руководителем Зоря Н. В. :подготовка к занятиям, концертным программам, оформлением выставки музыкальных инструментов, развлечениям. Рекомендован и дан для прослушивания в группе музыкально - дидактический материал, музыкальные произведения.
Работа с детьми проведены музыкальные занятия с использованием различных форм знакомства с музыкальными инструментами :
-Слушали аудио записи на СД диске «Рассказы Чивостика о группах музыкальных инструментов симфонического оркестра и их звучанием»;
-Знакомились с устройством музыкальных инструментов : фортепиано. скрипкой, гитарой, барабаном, колокольчиками, металлофоном, флейтой. - слушали «живое» исполнение музыкальных произведений на музыкальных инструментах : фортепиано, гитара. - играли в музыкально- дидактические игры на развитие тембрового слуха; определения характера и настроения музыки; на развитие слухового внимания и музыкальной памяти; на развитие творческих способностей. Дети были вовлечены в изобразительную деятельность: рисовали рисунки по данной теме. Дети играли в музыкально - дидактические игры, организовывали концерты в группе в свободное от занятий время. С детьми готовились музыкальные номера, которые включались в праздничные утренники.
Работа с родителями проведены консультации для родителей на темы:
-«Развитие музыкальности у детей»
-«Учимся слушать музыку»
- «Как слушать музыку с ребенком»
Родители рисовали рисунки с изображением музыкальных инструментов. Подобрали истории и легенды о происхождении музыкальных инструментов. Родители помогали в изготовлении музыкально- дидактических пособий для игр детей в группе.
Индивидуальная работа С детьми разучивались стихи. Готовили детей к открытым мероприятиям:
- «В мире музыкальных инструментов» - «Расскажем малышам о музыкальных инструментах»
- «Выпускной бал» (дети исполняли музыкально ритмическую композицию с детскими музыкальными инструментами «Оркестр»)
Полученные результаты по итогам реализации проекта у всех участников :
Педагоги:
- повышение педагогической компетентности по вопросу обучения детей игры на музыкальных инструментах в свободное от занятий время;
- обогащение предметно - развивающей среды атрибутами, музыкально дидактическими играми, видеоматериалом;
Воспитанники:
- готовность детей к использованию в самостоятельной деятельности игра на музыкальных инструментах;
- сформируются представления о многих музыкальных инструментах их звучании, и происхождении;
Родители:
- изменение отношений родителей к данной проблеме;
- удовлетворенность родителей знаниями и практическими умениями воспитанников в игре на музыкальных инструментах.
В результате реализации проекта сформированы представления о многих музыкальных инструментах их звучании, и происхождении.
Повышена активность родителей: 80% родителей принимают активное участие в воспитательно-образовательной деятельности по музыкально-эстетическому развитию дошкольников.
Итог: Интерес и увлеченность детей в изучении данной темы наблюдался высокий. Музыкальный и познавательный материал подбирался в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Участие детей 100%, каждый ребенок, в зависимости от индивидуальных склонностей и интересов задействован в той или иной деятельности, пассивных и ничего не делающих детей не было. Для некоторых детей работа и изучение данной темы позволило расширить свое представление о музыкальных инструментах, что помогло им сделать выбор музыкального инструмента, на котором они хотели бы заниматься при поступлении в детскую музыкальную школу. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.
Приложение 1
Совместная образовательная деятельность с детьми
«Музыкальная лаборатория»
Музыкальный руководитель обращает внимание на лабораторию, но необычную, а музыкальную.
Музыкальный руководитель : Посмотрите, здесь есть столики для работы, различные сосуды, палочки, музыкальные инструменты. И мы сегодня попробуем поработать здесь.
- Что мы будем изучать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Их нельзя увидеть Не возьмешь их в руки,
Можно только слышать, Кто же это? (Звуки)
Музыкальный руководитель : Правильно! Давайте послушаем с вами самые красивые музыкальные звуки, сядем поудобнее, закроем глазки.
(Звучит отрывок «Вальса цветов» П. И. Чайковского)
Музыкальный руководитель : Ребята, расскажите, пожалуйста, какое настроение вызвали у вас эти музыкальные звуки?
(Радостное; грустное; удивительное.)
Наши звуки очень любят играть в прятки, особенно с детьми.
И сегодня мы попробуем отыскать эти звуки. А поможет нам моя музыкальная лаборатория, в которой я изучаю свойства звуков. Здесь у нас найдутся приборы – помощники (показывает детям приборы на столах).
Эксперимент 1: «Откуда рождается звук?» (педагогическая технология «Звук – волшебник», автор Т. Н. Девятова)
Задача: Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах звука. Материалы: детская гитара, линейки
Игра «Что звучит?»
Музыкальный руководитель предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц.
Дети отгадывают, что звучит. - Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук?
Детям предлагается изобразить голосом, как звенит комар? (З-з-з.)
Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.)
Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.
- Что произошло? Почему звук прекратился?
(Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна, когда она останавливается, звук тоже пропадает).
- Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)
- Ребята, мы сейчас извлекали звук у музыкального инструмента.
А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем.
Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется).
- Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой).
Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется.
Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание? (На волну)
Эксперимент 2: «Звуки разные нужны, звуки разные важны»
Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.
Материалы: стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный, карандаши. –Музыкальный руководитель : ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку.
Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал.
Послышался звук. Какой он, дети (пластмассовый).
Затем подошел к другому, постучал (деревянный).
К третьему (стеклянный). К четвертому (металлический).
Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся. (Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)
Игра «Раз, два, три, четыре, пять - звуки мы идем искать»
Пластиковый, деревянный, металлический и стеклянный. (Дети ходят по залу, отыскивают различные звуки, рассказывают о них)
Приложение 2
Образовательная деятельность «Наш оркестр».
Шумовые музыкальные инструменты
Цель: 1. Привлечь внимание детей к богатству и разнообразному миру звуков, издаваемых самодельными шумовыми музыкальными инструментами;
2. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобразительность в звукотворчестве;
3. Воспитывать интерес к разнообразным звукам окружающего мира. Материал: музыкальные инструменты : бубны, ложки, барабан, колокольчики, металлофоны, ксилофоны, перчаточная кукла Петрушка
Ход занятия:
Музыкальный руководитель : На витрине, в магазине – Необычные игрушки. Это что?
Металлофон, Ксилофон, вот погремушки, Бубны, треугольник, ложки
И свистульки, и гармошка. Ну, а где же продавец? Чьи это игрушки?
Может здесь он, в сундучке? Так и есть!
Вот он – Петрушка! Петрушка – Здравствуйте, ребята! Я – продавец Петрушка.
И на полке в магазине – все мои игрушки. Эти вот шуршат, звенят,
А еще стучат, гремят.
Громогласные такие Инструменты шумовые!
Много шума создавали – Шумовыми их назвали.
Проверить хотите? Возьмите, погремите!
(Дети играют на шумовых инструментах)
Петрушка: Стоп! Сказал мой барабан! Что за шум тут? Что за гам?
Со мной лучше поиграйте,
От музыки не отставайте.
Цель: Развитие звуковысотного слуха, музыкальной памяти, внимания.
Петрушка: А вот эти умеют петь,
А не только греметь и шуметь.
Металлофон и ксилофон – Инструменты музыкальные
В магазине моем – Гости не случайные.
Голосок их изменяется, По ступенькам поднимается.
То низко поют, а то высоко, Тяжело, как медведь,
То, как зайчик, легко.
Музыкальный руководитель : Ой, как интересно, ребята!
Шумовые – любят шуметь, музыкальные – любят петь.
А если вместе их собрать, то как должны мы их назвать?
Петрушка: Когда все вместе собираются, Они оркестром называются.
Музыкальный руководитель : А нам можно: их купить?
Петрушка: Музыкантом надо быть : Слушать внимательно, звуки любить
И музыкальные, и шумовые.
И научить их в оркестре дружить.
Тот, кто станет музыкантом,
Подтвердит свои таланты,
И получит инструмент.
Музыкальный руководитель : Хороший дал ты нам совет!
Кому веселый бубен дать? Кто на нем будет играть?
Воспитатель К этой кассе подойдите, Инструменты заберите.
Музыкальный руководитель : А кто купит ложки? Погоди немножко!
Воспитатель: К этой кассе подойдите, Инструменты заберите.
Музыкальный руководитель : Кто дружит с погремушкой,
Веселенькой подружкой? – 1,2,3,4,5
– Начинаем мы играть!
Игра «Найди свой инструмент»
Цель: Учить различать инструменты по звучанию. Закреплять названия инструментов, навыки игры на них.
Петрушка- Инструменты соберите, С собой в группу заберите.
В оркестре играйте, Всех развлекайте. На места теперь идите,
Барабан поможет вам. Инструменты отыщите!
Ждут они давно вас там.
(Дети шагают к стульчикам)
Музыкальный руководитель : Мы обещали внимательно слушать, чтоб музыкантами стать.
Ваша задача – к музыке этой инструмент по характеру подобрать.
Хоть они и шумовые, Но по-разному шумят:
А теперь посмотрим: В нашем детском оркестре
Всего понемножку: Звенит (треугольник,
Запела (гармошка, Играют (свистульки,
(бубен) и (ложки).
Мы о них теперь споем? Инструменты раздаем!
Песня «В нашем оркестре»
Колокольчики грустят,
С вами поплясать хотят.
Колокольчики возьмем
И плясать с ними пойдем.
Пляска с колокольчиками
Вас Петрушка похвалил. Инструменты подарил.
Ну, а сам устал немножко, Задремал тут на окошке.
Мы Петрушку покачаем, Колыбельную сыграем.
Импровизационное музицирование – Колыбельная для Петрушки
Теперь тихонечко пойдем,
А инструменты заберем.
И музыкальные, и шумовые.
Будем в детском оркестре играть,
Перед друзьями выступать.
Дети выходят из зала.