алла костенчук
Музыкально-литературная гостиная «В гостях у волшебницы Осени» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-литературная гостиная «В гостях у волшебницы Осени» для детей старшего дошкольного возраста.
Осень в поэзии, музыке, живописи.
№1-Звучит «Сладкая греза» П. И. Чайковского.
Дети проходят в музыкальный зал, садятся.
Музыкальный руководитель :
Тихо-тихо сядем рядом –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
Публикация «Музыкально-литературная гостиная „В гостях у волшебницы Осени“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Осень. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии музыкальных развлечений
- Старшая группа
- Темочки
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой –
Это музыка торопит
И ведет нас за собой.
Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами открываем музыкально-литературную гостиную, тема которой звучит так – «Осенняя пора». Осень – самое выразительное время года! Свое отношение к осени писатели и поэты выражают через слово. А чем, напомните мне, пользуются художники и композиторы?
Дети: Художники используют краски. Композиторы рассказывают нам о своих чувствах через музыку (с помощью звуков).
И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года.
Осенние дни рождают у нас разные настроения.
В начале нашей встречи прозвучала прекрасная музыка замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Теперь я предлагаю прослушать музыку А. Вивальди «Осень». Слушая музыку, вглядитесь в репродукции картин художников на нашем экране и почувствуйте,какие картины наиболее точно отображают то,о чем рассказывает музыка.
№2 - Звучит «Осень» (Сентябрь) А. Вивальди
Слайды №1 - «Золотая осень» Левитана,
№2- «Осень» Ф. Васильева,
№3 -«Осень в Абрамцеве» В Поленова,
№4- «Рябинка» И. Грабаря.
- Какой характер услышанной вами музыки? (ответы). Правильно, музыка звучит светло и радостно. и хотя в музыке слышится легкая печаль, мелодия звучит нежно и светло. Вот как красочно в своем стихотворении описывает осенние березы поэт Иван Ильич Бунин.
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Подберите подходящую к прослушанной музыке и стихам картину.
(Высказывания детей.)
№5 - «Золотая Осень» И. Левитана
Муз. рук. :. Обратите внимание на эту картину, ее написал художник Исаак Ильич Левитан. Она выставлена в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Давайте рассмотрим.
Муз. рук. : Это ранняя или поздняя осень?
Дети: на картине изображена ранняя осень.
Муз. рук. : Почему вы так думаете? Какие краски использовал художник.
(дети описывают картину)
- потому что листья на деревьях пожелтели и покраснели, лишь кое-где видны зеленые листочки.
- трава пожухла, засохла, пожелтела.
- на этой картине солнечный день, солнца не видно, но оно все освещает.
- художник использовал желтую, красную, пурпурную, багряную, золотую, лимонную, бирюзовые краски.
Муз. рук: Если художник рисует природу, как называется эта картина?
Дети: Пейзаж.
Муз. рук: Молодцы ребята. А почему этот период осени называется «Золотая осень», что разве кругом рассыпано золото?
Дети: (объясняют почему) Листья на деревьях желтеют и на фоне голубого неба, от солнечного света кажется, что кругом золото. От такой красоты невозможно отвести взгляд! Как природа могла сотворить такое чудо?
Муз. рук: Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых…
Подольше б золота не сбросили,
Стоял бы лес багрян и тих (Найденова)
№6 - Репродукция картины П. Еськова «Листопад» (на фоне музыки)
№3-А. Вивальди «Осень» (октябрь).
Муз. Рук. : Перед вами картина художника Петра Еськова «Листопад». Послушайте, как пишет о листопаде писатель Константин Паустовский.
«Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шепот…».
Муз. рук. : Чтобы написать такие строчки о падающих осенних листьях, нужно быть очень наблюдательным, чувствительным человеком с богатым воображением и литературными способностями. Ребята, а вы наблюдательные? Расскажите, как падают листья?
Дети: Плавно, медленно, быстро, если налетит порыв ветра.
Муз. рук. : И еще листочки шуршат под ногами. Давайте превратим наших девочек в осенние опадающие листья и изобразим, как они опускаются на землю. А мальчики с помощью шумовых инструментов будут изображать шелест листочков.
Итак, покружитесь покружитесь и в листочки превратитесь.
№3 - Звучит отрывок «Времена года. Осень. Октябрь.» Антонио Вивальди, Дети изображают, как падают листья, как плавно, тихо, ветер срывает листья, они кружатся, дети превращаются в листья)
Муз. рук. : Теперь мы снова превращаемся в детей и идем гулять по дорожке усыпанной листьями. Давайте покажем, как шелестят листья под ногами, а ребята нам помогут создать шелест листьев.
Утром вышли мы во двор
Листья сыплются дождем
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
№4- Звучит «Осень» (ноябрь) А. Вивальди.
Дети мнут бумагу, изображая шелест листьев под ногами.
Муз. рук. : Молодцы ребята. Садимся все на места.
А сейчас ребята, я предлагаю проявить словесное творчество в игре. Нарисуем осень, но не красками и карандашами, а красивыми словами. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
«Осень пришла к нам, словно (фея, царица, принцесса, волшебница, хозяйка)
И принесла с собой (дожди, сырость, ветры, осенние дары). Осенью листья на ветру кружатся, будто (карусель, бабочки, снежинки, вертолетики). Листья лежат на земле, словно (разноцветный ковер, покрывало, одеяло, пестрый плед). И вся земля становится похожа на (сказку, волшебное царство, разноцветный шар, цветную поляну)».
Спасибо, дети. Думаю, волшебница Осень осталась бы довольна.
№7-Репродукция картины Левитана «Поздняя Осень».
№5 - Звучит «Октябрь» П. И. Чайковского.
Муз. рук: Прозвучала «Осенняя песня» Чайковского. Ребята, какая по характеру музыка? (ответы). Соответствует она настроению картины? В каких тонах написана эта картина? (ответы детей).
Какое небо, деревья изобразил художник? Какая осень изображена? Картина называется «Поздняя Осень» художник Левитан. Мы услышали шелест облетающей листвы, порывы ветра,звон капель дождя осеннего. П. И. Чайковский написал свою музыку на стихи А. К. Толстого.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые поветру летят.
Лишь в дали красуются, там на дне долин.
Кисти ярко-красные вянувших рябин.
Муз. рук: Прослушанное вами стихотворение, соответствует настроению картины? (ответы детей).
Вот такой, разной может быть осень.
№6 – Звучит вальс до-диез минор Ф. Шопена.
Муз. рук: Ребята подходит к концу сегодняшняя встреча, в нашей гостиной, скажите что вам больше всего запомнилось?
(дети говорят, что им больше всего запомнилось).
Сегодня вы услышали много красивых поэтических слов русских писателей и поэтов об осени. А русская душа созвучна осени : в ней и радость и грусть… Каждый увидел и полюбил свою - неповторимую осень, с быстро меняющимся настроением, насладился прекрасной музыкой, замечательными литературными и художественными произведениями.
Муз. рук: И завершить нашу встречу мне бы хотелось стихотворением, написал его Александр Сергеевич Пушкин.
Унылая пора! Очей очарованье.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А сейчас в группе мы с вами нарисуем свои впечатления об осени.
До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!
(Дети возвращаются в группу).