Столбова Алёна Сергеевна
Конспект занятия по автоматизации звука [Р] «В гости к тигренку Рокки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
• закрепить навык правильного произношения звука изолировано, в слогах, словах, предложениях;
• развивать фонематический слух;
• развивать артикуляционную и мелкую моторику;
• развивать внимание, память, мышление;
• составлять деформированные предложения из слов;
• совершенствовать грамматические строй речи.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Темочки:
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Тигр, тигрята, амурский тигр
- Темочки
Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это тигренок Рокки. Он грустит, так как не умеет рычать и красиво говорить. Давай расскажем тигренку историю про язычок и его друзей.
2. Артикуляционная гимнастика
Жил веселый Язычок
В маленьком домишке,
Превращался во что мог
На радость шалунишкам
Как маляр наш Язычок,
Вмиг покрасил чердачок.
Не чердак, а нёбо!
У него дел много!
Язычок наш захотел:
На качелях полетел!
Летят они то вверх, то вниз.
Ты вместе с ними прокатись
А теперь вот, погляди, -
Это скачут лошади.
Языком пощелкай ты,
Как копытами они.
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук –
Раздается громкий звук.
Так живет наш Язычок
В маленьком домишке,
Превращается во все
На радость шалунишкам.
3. Анализ артикуляции звука.
Логопед: «Но прежде, давай объясним Рокки, как произносится звук [Р]. Ребенок: Кончик языка у бугорков за верхними зубами, «вибрирует».
Логопед: В каком положении зубы, губы?”
Ребенок: Зубы приоткрыты, губы в улыбке.
Логопед: Какая воздушная струя?
Ребенок: Воздушная струя сильная и тёплая.
Логопед: Что напоминает звучание звука [Р]?
Ребенок: “Мотор”.
Логопед: “Дай характеристику звуку [Р].
Ребенок: Звук [Р] — согласный, потому что воздух встречает преграду, звонкий, твердый.
4. Изолированное произнесение звука [р]
Логопед: Однажды Рокки обнаружил, что не умеет рычать.
Надо Рокки выручать
И рычанью обучать.
Логопед: Покажи, как надо рычать (громко, тихо, шепотом?
Ребё нок: р — р — р.
5. Произнесение звука [р] в слогах
Логопед: Обрадовался Рокки. Прыгает и песенки поёт
ра — ру — ро —ры — рэ
Ребёнок повторяет слоги
6. Автоматизация звука [р] в словах.
Игра «Назови картинки».
- Рокки придумал и нарисовал предметы, в названиях которых есть звук [р]. Давай назовем их, не забывай четко произносить звук [р].
Картинный материал: рама, нора, ранец, базар, дыра, пожар, удар и т. д.
- Ты очень хорошо справился с этим заданием.
7. Пальчиковая гимнастика.
-Рокки очень любит играть в мяч. А ты хочешь с ним поиграть? Посмотри, какой у него необычный мяч. Ребенок выполняет упражнение с Су-джок мячом, в соответствии с текстом.
«С мячиком дружу».
Я мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
8. Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук» (хлопни в ладоши когда услышишь звук [Р])
а) на уровне ряда звуков :
Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
б) на уровне ряда слогов:
РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР
в) на уровне слов:
арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.
9. Физкультминутка.
-Рокки немного устал, сейчас мы отдохнем и выполним несколько упражнений.
Раз – присели, два – привстали,
Три – согнулись и достали:
Ручкой правою - носок,
Ручкой левой – потолок,
А теперь давай мы вместе и попрыгаем на месте.
10. Игра «Наведи порядок»
-Рокки просит тебя помочь ему навести порядок в шкафу. На верхнюю полку положи картинки, где звук [р] находится в начале слова, на среднюю полку – где звук [р] находится в середине слова, а на нижнюю полку – где звук [р] в конце слова.
Картинный материал: ракушка, самовар, ракетка, расческа, рамка, барабан, пирамида, робот, коробка, корона, марка, веер, ручка, рубин, фартук, краски, карандаши, ролики.
Логопед: Но Рокки опять вредничает. Он перепутал все слова в предложении. Давай мы вернём все слова на свои места.
- Рома, топор, дрова, рубить.
- Рынок, на, продавать, фрукты.
- Папа, подарить, розы, мама.
- Двор, по, ходить, куры.
- Рыба, рыбак, поймала.
- Проверяет, шофёра, мотор.
- Роет, крот, норка.
- Из, пара, самовар, идёт.
Логопед: Молодец!
11. Итог занятия.
Логопед: Скажи, над каким звуком мы работали? Кто у нас был в гостях?
Ты сегодня хорошо занималась, поэтому Рокки тебе дарит картинку, которую ты сможешь раскрасить после занятия, и у тебя будет портрет Рокки.