Лидия Алхимова
Конспект итогового занятия «В гости к берёзке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия проекта "Люблю берёзку русскую", посвященного изучению берёзы.
ЦЕЛИ: формировать экологическую культуру дошкольников, развивать представления об окружающем мире, развивать познавательный интерес.
ЗАДАЧИ:
-Развивать представления о берёзе как самом почитаемом в России дереве, его пользе для человека.
-Развивать представления о правилах поведения в природе, о необходимости беречь природу.
-Развивать представления о русских народных традициях, приметах, пословицах, поговорках.
Публикация «Конспект итогового занятия „В гости к берёзке“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
-Развивать речь детей, умение правильно строить предложения, выражать свои мысли словами.
-Воспитывать бережное отношение к природе, умение восхищаться её красотой.
Приветствие: (дети входят в зал, берутся за руки, образуя круг)
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Доброе утро!
(Замечают конверт, в котором лежит записка).
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы
Сели на косицы.
Воспитатель: Кто же это нам пишет?Ребята, да ведь это берёза приглашает нас к себе в гости. Как называется лес, в котором растут одни берёзы? (березняк, берёзовая роща)
Пойдем в гости к берёзе (да)
Воспитатель: Но прежде, чем мы пойдём в берёзовую рощу, мы должны вспомнить правила поведения в лесу.
Игра с мячом «Можно или нет?»
• В лесу ходить надо по тропинкам.
• Нельзя топтать, уничтожать ядовитые грибы, так как они служат лекарством для животных.
• Нельзя ловить насекомых.
• Нельзя разрушать птичьи гнёзда.
• Нельзя ловить птиц.
• Нельзя ломать ветки деревьев, рвать листья, портить кору деревьев.
• Нельзя ловить и забирать домой животных или их детёнышей.
• Нельзя рвать паутину.
• Нельзя оставлять после себя мусор.
• Нельзя разрушать муравейники.
• Нельзя шуметь в лесу.
• Нельзя рвать цветы и другие растения, особенно с корнем.
Воспитатель: Итак, теперь мы знаем, как вести себя в лесу и в частности в березняке. Можем отправляться в путь.
(Под музыку дети садятся на стулья)
Слайд № 1
Воспитатель: Итак, мы оказались в берёзовой роще, в гостях у берёзки. А что же мы знаем о ней?
Чем отличается берёза от всех других деревьев? (белой корой)
Для чего берёзе белая кора? – (Береза – единственное в мире дерево с белой корой. В ней имеется вещество, которое окрашивает кору в белый цвет. Плохо пришлось бы березке без этого вещества. Кора у нее тонкая, нежная, и дерево смогло бы получить солнечные ожоги. А с белой корой ствол в жаркий день остается прохладным. Черные полоски нужны дереву, чтобы оно могло дышать.)
А как вы понимаете поговорку: «Где берёза вырастает, там русский человек приживается» - (Рядом с домом, или у дороги, или в поле – где только не растет красавица береза. Берёза неприхотлива к почве и может расти даже на карнизах и крышах домов. Берёза растёт во всех уголках нашей Родины. Это дерево даже стало символом России).
Слаид № 2
Воспитатель: Берёза бывает разных видов. В Центральной России встречаются высокие стройные берёзы. А на севере нашей страны, в тундре, можно увидеть низкорослые карликовые берёзы. У берёзы пушистой упругие короткие ветки, а у плакучей – гибкие и длинные. На Дальнем востоке, на острове Сахалин, растут каменные берёзы с очень твердой древесиной, которая тонет в воде. В Карелии растут берёзы с необыкновенной узорчатой древесиной, из которой делают сувениры и красивую мебель.
Ребёнок:
Деревьев разных не сочтешь –
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей.
Слайд № 3
Воспитатель: Издавна на Руси почитали красавицу-берёзку. Люди в старину наделяли её чудодейственной силой. В конце весны - начале лета люди отмечали праздник почитания цветущей растительности и плодородия – Троица. Березка была центром внимания на этом празднике. Ветки березы, сорванные в этот день, хранились в домах весь год, до следующего праздника, как оберег здоровья и счастья живущих в доме. Троицу считали девичьим праздником. В этот день девушки выходили в березовую рощу, плели венки из цветов, вплетали в них березовые ветки, а потом водили хороводы, пели песни, посвященные березке. Ветви берёзы украшали яркими разноцветными ленточками.
А давайте и мы сейчас поводим вокруг берёзки хоровод.
Хоровод «Во поле берёзка стояла»
Не только для развлечений служила людям берёза. В старину, когда не было службы по прогнозу погоды, люди смотрели на берёзу и по её внешнему виду предсказывали погоду. Это очень помогало крестьянам-земледельцам определять, когда сеять хлеб, когда ждать заморозков, какой будет урожай и т. д
Какие народные приметы, связанные с берёзой, вы знаете (ответы детей)
Народные приметы.
-Лопаются сережки у березки - время сеять хлеб.
-Весной березовый сок невкусен - хлеб уродится.
-Если весною береза первая лист распустит, то лето будет сухое.
-Листья опадают у березы постепенно - к легкому и урожайному году.
-Если листья березы осенью начинают желтеть с верхушки, то весна будет ранняя, а если снизу - то поздняя.
-Если из берёзы течёт много сока, то лето будет дождливым.
-Овёс сей, когда берёза распускается.
-В начале октября лист с берёзы не опал – снег ляжет поздно.
-Если дерево березы раскрывает листочки - через неделю нужно сажать картошку.
-Когда береза распускается раньше, чем ольха, летние месяцы будут нежаркие, с обилием дождей.
-Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с березового листа.
-Иней на берёзе – к морозу.
Воспитатель: Береза – щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву и сложили про ее достоинства загадки:
С одного дерева да четыре угодья:
Первое – от темной ночи свет
Второе – некопаный колодезь,
Третье – больному здоровье,
Четвертое – разбитому связь.
Что же это означает?
слайд № 4
Первое: издавна деревенская изба освещалась березовой лучиной – тонкой берёзовой щепочкой. При ее свете люди в долгие зимние вечера коротали время: девушки пряли, вязали, малые дети слушали сказки взрослых, мужчины плели из березовой бересты лапти, корзины, делали шкатулки.
Слайд № 5
Ребёнок:Второе: Берёза дает человеку вкусный и полезный березовый сок, который восстанавливает силы и выводит из организма вредные вещества. Ранней весной береза просыпается после долгого зимнего сна. Корни всасывают из почвы влагу с растворенными в ней питательными веществами. Эту влагу называют березовым соком. Чтобы набрать его, люди делают в стволе отверстие, собирают сок и потом его пьют, так как он обладает целебными свойствами. А чтобы березка не истекла соком и не погибла, отверстие замазывают глиной или землей.
Слайд № 6
Ребёнок:Третье: Берёза является лекарственным растением. В медицине используют почки, листья, сок и даже древесину берёзы. Отвары из березовых почек заживляют раны. Берёзовый чай очень полезен при простудных заболеваниях. Древесину берёзы используют при производстве активированного угля и дёгтя. Берёзовый гриб – чага – заваривают как лекарственный чай.
Слайд № 7
Ребёнок: Здоровье прибавляет и старому и малому березовый веник, который русские люди используют в банях: им хлещут себя, чтобы из тела все хвори выгнать, да душу порадовать.
Веник мой берёзовый –
Телу верный друг.
Все микробы выгонит,
Изведёт недуг.
Всех зову я париться –
В баньке воздух чист.
Будет кожа шёлковой
Словно юный лист.
Станет кожа новою,
Обновится цвет…
Будет крепче прежнего
Ваш иммунитет!
Слайд № 8
Ребёнок:Ствол березы покрыт берестой, которой оплетали глиняную посуду, чтобы она не разбивалась и служила подольше. Береста – это защитный покров ствола дерева. Прочная и упругая, она непроницаема для воды.
Слайд № 9
Из берёзовой коры издавна плели лапти, лукошки, туески для ягод и грибов, шкатулки.
Слайд № 10
Прочная древесина берёзы служит для производства бумаги, фанеры, мебели, сувениров, игрушек, посуды. Из неё делают топорища, лыжи.
Слайд № 11
До изобретения бумаги писали на бересте. Берестяные грамоты в земле много лет и дошли до нас целыми и невредимыми. Прочитав их, мы смогли узнать, как жили русские люди в далёком прошлом.
Слайд № 12
Кроме всего прочего, берёза дарит человеку свою красоту, чистый свежий воздух, прохладу летом. Многие художники, поэты посвящали свои произведения берёзе. Художники изображали её на картинах, поэты посвящали ей прекрасные стихи. Одно из стихотворений Сергея Есенина мы сегодня подарим берёзке. (ребёнок читает стихотворение «Белая берёза под моим окном»)
Воспитатель: Итак, ребята, мы сегодня вспомнили все, что мы знаем о берёзе. О том, что даёт она человеку, и о том, что человек должен делать, чтобы не навредить берёзе (и другим деревьям, природе в целом, сохранить её.
Давайте сейчас, как в старину, украсим берёзку цветными ленточками, и скажем, за что мы благодарны берёзке, и что мы обещаем не делать, чтобы не причинить её вреда. У кого красная ленточка, завязывая её, называет правила поведения в природе. У кого ленточка зелёная – называет полезные свойства берёзы. (дети подходят к декорации берёзы и прикрепляют ленточки, сопровождая это словами)
Воспитатель: До свидания, берёзка.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша прогулка в берёзовую рощу, в гости к берёзе? А что именно вам понравилось?