Лилия Емельянова
«В гости к белой берёзке». Конспект занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«В гости к белой берёзке» (старшая группа)
Цель: развитие экологической воспитанности и нового экологического мышления у детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Прививать любовь к русской народной культуре. Развивать творческие возможности детей.
Мотивация: накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным, формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи:
· Научить детей узнавать деревья по породам, описывать их.
· Упражнять в умении находить знакомое дерево по одному-двум характерным признакам.
· Дать характеристику берёзе
Публикация «„В гости к белой берёзке“, Конспект занятия в старшей группе» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
. Формировать представление о взаимосвязи между деревом и разными организмами (растения, животные, грибы).
· Учить находить целое по его части. Закрепить умение рисовать ватными палочками (нетрадиционное рисование).
· Обогатить и активизировать словарь детей.
Предварительная работа:
1. Разучивание стихотворений о берёзке.
2. Рассматривание репродукций картин А. И. Куиндже «Берёзовая роща», А. К. Саврасов «Грачи прилетели».
3. Тренировка в рисовании ватными палочками.
4. Разучивание хороводной игры «Берёзка».
5. Наблюдение за сезонными изменениями берёзы в природе.
Материал: набор коры от разных пород деревьев, платочки, картинки с изображением берёзы в разные сезоны года, деревянная мебель, кусочки фанеры, березовый веник, изделия из бересты (туесок, шкатулка, деревянные игрушки, посуда.
Материал для рисования: влажные салфетки, черная гуашь, клеёнка, березы из белой бумаги в форме конуса, ватные палочки.
Материал для игр: листья трех-четырех деревьев по количеству детей, макеты деревьев с листьями. Силуэт берёзы и комплект маленьких карточек с изображением растений (ландыш, подснежник, грибов (подберёзовик, животных (белка, барсук, ёж, насекомых (муравей, бабочка, гусеница, птиц (кукушка, скворец).
Ход занятия:
Дети заходят в группу, где их встречает Хозяйка Леса (переодетый воспитатель).Хозяйка Леса: Здравствуйте милые дети. Вы попали в лес, а я Хозяйка Леса. И сегодня я расскажу вам про чудо – дерево, которое растет в моём лесу. А как оно называется, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не человек.
(БЕРЕЗА)
Дети: Это берёзка!
Хозяйка Леса: Молодцы! Отгадали мою загадку. Расскажу я вам сегодня о красавице русского леса – стройной, белокурой берёзке. Нет в моем русском волшебном лесу дерева более родного и близкого.
(Воспитатель обращает внимание детей на берёзу).
Хозяйка Леса: Любимое дерево всегда наделялось народом самыми ласковыми именами и звонкими словами. А знаете ли вы, как величали берёзу? (ответы детей: стройная, кудрявая, белая, белоствольная. Её сравнивали с девушкой юной и красивой, в зеленой косынке). Ребята, а вы знаете, как называется березовый лес? (ответ детей: березняк). В нем растут березки высокие, пониже и совсем низкие. Ребята, какого цвета ствол у березы? (ответы детей). Да, он белый с черными вкраплениями.
Хозяйка Леса: Береза – единственное в мире дерево с белой корой. В ней имеется вещество, которое окрашивает кору в белый цвет. Как вы думаете, ребята, зачем берёзе белая кора? (ответы детей). Да, плохо пришлось бы березке без этого вещества. Кора у нее тонкая, нежная, и дерево смогло бы получить солнечные ожоги. А с белой корой ствол в жаркий день остается прохладным.
Игра «Найди березу по коре»
Воспитатель показывает набор коры от разных пород деревьев. При рассматривании коры дети трогают её руками, нюхают, отмечают, что кора теплая, шершавая, разная по запаху и цвету. Находят нужную кору.
Игра «Чей кружок соберётся быстрее?»
Воспитатель выставляет макеты деревьев разных пород. Раздает детям листья и говорит: «Перед вами деревья, у вас в руках листок с одного из них. Мы гуляем. По моему сигналу вы должны встать рядом с тем деревом, от которого лист. (Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, ребенку предлагают сравнить свой лист с листьями на дереве, к которому он подбежал).
Хозяйка Леса: Дети, а на что похожи веточки у березы? (Ответы детей). Ветки у березы, словно косы заплетённые, вниз спускаются, друг с дружкой переплетаются. Если прилетит проказник сильный ветер – растреплет их, если слабый ветерок – он запутается в ветвях и, наверное, не выберется. Прекрасна береза в любое время года. (Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны).
Вот послушайте: (ребёнок читает стихи)
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало, в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Русский народ украшал дерево лентами, заплетал их в ветки, водили хороводы.
Музыкальная хороводная игра «Берёзка»
(Все дети встают в круг вокруг берёзы.)
Мы вокруг берёзки хороводом стали,
Яркие платочки высоко подняли.
(Дети идут по кругу, платочки в руках)
Ты, берёзка, посмотри, посмотри.
Это пляшут малыши, малыши.
(Дети кружатся на месте платочки вверх)
Мы вокруг берёзки весело гуляли,
Весело гуляли, ножками шагали.
(Шагают в круг, затем из круга)
Ты, берёзка, посмотри, посмотри,
Это пляшут малыши, малыши.
Хозяйка Леса: Про берёзу, мудростью русского народа, сложено много народных сказок, песен, загадок, пословиц, примет и поговорок. А вы знаете приметы, связанные с берёзой (ответы детей: -Из берёзы течет много сока – к дождливому лету; листья с березы опали не полностью – жди суровую зиму).
Игра «Что рядом с берёзой растет, и кто около берёзки живет»?
На подставку ставиться силуэт берёзы. Воспитатель предлагает разложить и развешать карточки с изображением растений, грибов и животных. Во время работы дети берут карточку и решают, в какое место её прикрепить. В итоге получаются 2 группы живых организмов: одни используют берёзу как дом, другие живут и питаются на этом дереве.
(гимнастика для глаз) «Берёзы».
Вот полянка, а вокруг
Берёзки выстроились в круг. (Круговые движения глазами)
Берёзы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят, (Движения глазами влево-вправо)
Вниз верхушки пригибают, (Движение глазами вверх-вниз)
И качают их, качают. (Моргание, а затем закрыть глаза и расслабиться)
Хозяйка Леса: Ребята, что дает береза человеку? (Ответы детей). Я предлагаю вам пройти по моему лесному дому и найти предметы, которые сделаны из древесины (дети обходят группу и называют необходимые предметы). Правильно, из берёзы делают мебель, игрушки, посуду, корзины, туески для сбора ягод, шкатулки, для хранения бус и колец. А еще березка – дерево лекарь. Отвары из березовых почек заживляют раны, а березовыми веничками лечат болезни в бане.
Хозяйка Леса: А теперь я приглашаю вас в свою мастерскую. (Дети подходят к рабочим местам, на которых лежит материал для рисования, стоит береза из белой бумаги в виде конуса).
Хозяйка Леса: На ваших столах стоят березки, белоствольные, кудрявые, но что-то с ними не так, чего-то не хватает.
(Дети замечают, что на коре нет черных отметен). Хозяйка предлагает их нарисовать ватными палочками. После окончания работы, дети составляют березовую рощу.
Хозяйка Леса: Молодцы ребята теперь вы знаете о берёзке всё: о пользе, которую она приносит людям; чем отличается берёза от других деревьев и самое главное, я надеюсь, что вы никогда не обидите её. А сейчас я приглашаю вас в свою лесную столовую, где мои помощники приготовили для вас необычное угощение: "берёзовый сок".
На этом занятие заканчивается.